Старшая сестра

Пётр Шубин
 Старшая сестра.
Вторник, 08 Марта 2011 г. 
Сегодня 8-е марта. Вчера приехал домой сменить впечатления и переварить все с чем столкнулся, ухаживая за больной сестрой.
Меня, сейчас подменяет там моя жена.
Удивительное создание человек. Мои впечатления конечно, только мой жизненный опыт, по-этому никак не могут претендовать на истину в последней инстанции. Кто-то мне посочувствует, кто-то осудит, все это
в конечном итоге значения не имеет, каждый поймет все так, как сможет понять.
Это мой первый опыт круглосуточного ухода за больным человеком, к тому же достаточно старым, но весьма волевым и владеющим"истиной". Волевое, осознанное решение, принятое сестрой, многих повергло в шок. Она категорически отказалась от операции (ампутации ноги). Ни врачи, ни психологи, ни я с женой, ни другие родственники не смогли сестру переубедить.
Главное решение в жизни Людмила приняла твёрдо и бесповоротно.
Наверно имеет значение и то, что это близкий родственник - старшая сестра. Хотя по прошествии некоторого времени я понял, что это совсем неважно. У нас разница в возрасте 16 лет и всю жизнь мы были мало связаны. Но случилось так как случилось, я стал для неё нянькой,  хотя она меня почти не нянчила, т.к. уехала учиться в другой город, где осталась работать и виделись мы с ней очень редко. Своих детей у сестры не было. Сейчас она жалеет об этом.
Наше общение крутится вокруг главного вопроса - смысл жизни. Наверно каждый в таком состоянии, пытается понять - для чего жил. 
Вот один из фрагментов нашего разговора 6.03.2011.
Утро было прекрасным, солнечным. Настроение мое спокойное, уравновешенное. После завтрака, я порадовался глядя на сестру, что боли её не мучают и сказал ей об этом, она сначала задумалась, а потом говорит: -"Так долго продолжаться не может, вы когда-то
не выдержите моих претензий и оставите меня. По-этому я хочу вам поставить условие - переведите пенсию мою обратно на меня,
(раньше она хотела чтобы пенсию получала моя жена, потому что предполагалось, что сестра переедет ко мне, в другой город).
Это моя единственная гарантия, без неё я будто уже и не живу. Я должна платить за квартиру, свет, коммунальные услуги.
Если вы принимаете это условие, тогда ухаживайте за мной.
Я ей сказал, что её гарантия это я и моя жена ухаживающая за ней, а пенсию жена будет привозить ей как раньше, день в день 8-го числа каждого месяца и она может не волноваться. Вроде вопрос исчерпан.
7-го утром после завтрака и всех манипуляций с лекарствами сестра мне выдает, что живет как в тюрьме к ней никого не допускают, а она живой человек и хочет общаться с подругами. Я ей ответил, что это не так - три дня назад ей трижды звонила подруга.
 Однако Людмила не захотела с ней говорить и обругав всячески сказала, чтобы та больше не звонила. Я мягко упрекнул сестру в том, что подруга всего лишь пыталась поддержать её, отвлечь от страданий, что надо вместо брани сказать сказать — благодарю. Ведь вины подруги нет в таком её положении. Вскоре  пришла бабулька, соседка снизу.
Принесла, что смогла, тем самым выразив свою любовь и сострадание, хотела молитвы почитать и её постигла та же участь. Я извинился за сестру, сказав,  что ей просто тяжело сейчас и проводил гостью с просьбой чтобы молилась за неё.
  Самое интересное, меня просто накрыло открытие,что человек страдает не столько от болезни и близости смерти, сколько
от беспокойства ума, о котором так много написано. Я увидел это в онлайн. Было время, когда боли просто изнуряли сестру, обезболивающее помогало слабо и тогда ум как бы отступал и вся ситуация вызывала сострадание, но когда самочувствие
было нормальным, вместо радости или удовлетворения начинаются страдания от беспокойного ума. Раздражительность, гнев, неудовлетворенность на пустом месте приносили сестре не меньшие страдания. Я объяснил сестре, что моё страдание, только разрушит её,
напряжение её я вижу и понимаю его природу, поэтому говорю, не держи в себе, не гоняй попусту мысли, всё что есть спрашивай, меня не удивить , искренне отвечу тебе на любой вопрос и все мучения прекратятся. Верь мне больше чем себе, я всегда сделаю всё как ты хочешь.
 Доходило до абсурда, чем я покладистей и спокойней тем больше претензий ко мне у сестры.  На моих глазах обрушилось её представление о материальных ценностях, сестра  увидела, что всё чем она обладает никому не нужно. Людмила как то  сказала, что сколько добра людям не делай в ответ получишь зло. Мне пришлось объяснить, что добро не делается в обмен на какие то преференции, иначе это не будет добром, скорее взаимовыгодным обменом.  В один прекрасный момент я сказал, что она может порвать завещание или переписать на другого - это ничего не изменит. Я буду ухаживать за ней так как всегда и как могу и хоронить буду её я, если не умру вперед её. Такое заверение её обрадовало и она ответила, что это хотела услышать.
Вот вроде воцарилось спокойствие, равновесие. На долго ли.
Я назвал свою писанину" Некоторые наблюдения за внешне подобными.(Другая Вселенная)"
Удивительное дело,мы с сестрой прожили достаточно долго в одной стране, имеем кучу признаков, объединяющих нас, унаследованных от родителей и такие разные. Недавно обсуждали с Людмилой один из самых сложных вопросов - Любовь.
Мне показались очень правильными и точными мысли и слова Романа Доля о любви в его замечательной книге "Игры Богов"
...."ЛЮБОВЬ"может нести два абсолютно разных значения. Одно значение - это обусловленная любовь как взаимоотношения, другое - любовь как состояние.
Как только любовь переходит из состояния во взаимоотношения, она становится средством контроля партнера, ярмом, политикой,
ибо возникают взаимные ожидания, требования, спекуляции, делаются попытки доминировать, управлять, возникают крушения надежд, желание любой ценой удержать партнера, стремление повиснуть мертвой гирей на нем, прицепить на поводок, или посадить за пазуху.
Любовь как состояние существования-это совершенно другое качество. Она означает ,что странник просто любит и не строит отношений из этого. И тогда любовь будет струиться в мир, она не будет являться тюрьмой ни для кого и не позволит страннику быть скованным кем — либо. Два зрелых человека в любви помогают друг другу стать более свободными. Здесь нет привлечения, политики, интриги, нет и борьбы за власть."
Вот такие замечательные слова. Постигшим смысл сказанного - верный ориентир в жизни.
Невольно приходят на ум слова кого-то из мудрых, что человек не может любить другого, не любя Бога. Верно и обратное утверждение мы не можем любить Бога если не любим все сущее. Бог есть Любовь.
Над этим вопросом я долго ломал голову, чтобы как-то объяснить такую специфическую любовь моей старшей сестры ко мне и моей семье. Она всегда говорила,что мы смысл её жизни, что она всех нас очень любит, но когда заходила речь о Боге, сестра всегда была очень категорична,- Бога нет и все это выдумки. Меня настораживало её неприятие, мягко сказано, многих близких и не очень людей. Я же всегда исхожу из того, что если мы любим по-настоящему, то в нас места для ненависти к кому-либо, просто
не остается. Даже недоверие, сомнения, не говоря уж о ненависти, не совместимо с этим высоким чувством. За месяц с небольшим,
мне довелось всё это неоднократно испытать. Примеры ничтожно мелкие, поставили передо мной массу вопросов. Анализ их приводил к мрачным выводам - мною пытаются манипулировать, меня с кем-то путают, это действие обезболивающего. Эти
аргументы рассыпались, когда вопросы ненависти, недоверия всплывали снова и снова.
Вот один из примеров. Прием обезболивающих таблеток в сутки не должен превышать для пожилых людей 300 мг.
Учитывая, что ночь весьма беспокойное время для диабетиков, да еще с гангреной, в это время нужно быть особенно бдительным.
В половине четвертого, сестра требует от меня таблетку, я ей отвечаю, что еще по времени рано, она говорит - мне лучше знать и
и жестко требует таблетку. Подчиняюсь-даю.
-Ты,что мне за таблетку дал?Покажи упаковку!
Отвечаю:-трамадол.
-Покажи упаковку!
Я -тебе больно, или другие проблемы.
-не твоё дело.
Даю очки, увеличительное стекло, таблетки, ухожу на кухню перекурить и осмыслить, что это.
Возвращаюсь.
-да это те таблетки, -дай воды.
Были и противоположные примеры, когда сестра думала, что мы хотим держать её в передозе. Однажды Людмила спросила меня,
когда я ей давал Трамадол, я не мог вспомнить-она говорит,что будет записывать,чему я обрадовался. И как-то передоза все равно произошла или это были галлюцинации больного человека, на фоне приема обезболивающих. Я не врач и точно назвать причину видений и ночных разговоров не могу. Тем более что и у многих такие или подобные события периодически случаются спонтанно. Вообще я вижу причину в беспокойстве ума, отягощенного преимущественно негативными эмоциями на фоне своих привычек, предпочтений, идеализаций.
Продолжение  http://www.proza.ru/2016/05/24/820