Сотира

Виктория Ивина
               
Они двигались гуськом по узкой тропе. Как лента тропка убегала всё выше и выше в горы, теряясь среди деревьев. Над головами путешественников медленно покачивались ветви деревьев, могучие буки своими кронами полностью закрывали небо. Ноги путников утопали в опавшей, уже высохшей и от того сильно шуршащей листве. Первым шёл дядя Юра, он вёл их маленький отряд. Следом за дядей Юрой шли Арсений с другом Пашкой, за ними шли мама с Танюшкой, а замыкающим шёл папа. Так принято у туристов, что впереди и замыкающим группы, должен идти самый сильный и опытный турист. Лидер ведёт всех вперёд, а последний контролирует, что бы не было отстающих, и никто не потерялся.
Сегодня выходной день, но мама Павлика на работе. Она отпустила сына на природу под присмотром родителей Арсения. Мальчишки в не себя от счастья! Ещё бы, ведь они в настоящем походе!
От села Богатырь дорога шла широкая, но чем выше в горы, стала сужаться, пока не превратилась в тропку. Более часа они находились в пути и решили сделать небольшой привал.
 В лесу настоящая крымская осень: тепло, буйство красок, лёгкий шорох, не то листвы, не то ещё чего-то неуловимого. На тропе валяются лесные яблоки. Они бледно-жёлтые, значит уже созрели. Павлик и Арсений стали поднимать дары леса и попробовали падалицу на вкус. Яблоки оказались горько –кислые, совсем несъедобные.
- Ну ребятки, - рассмеялся дядя Юра, - эти яблоки просто так не едят, мы их по- другому используем.
Он достал небольшой целлофановый пакетик и стал собирать падалицу. Мальчики помогли ему, пакетик быстро заполнился. Дядя Юра отсортировал яблочки.
- Ах, ребятки, гнилушки не подбирать, только целые! – попенял он ребятам.
- Дядя Юра, а зачем нам эти яблоки, они, все равно, невкусные? – спросил Павлик.

- А, вот увидишь, пока это секрет, – подмигнул дядя.

- Юрий ты давно ходил этим маршрутом? – вдруг спросила мама.

- Давно, - ответил он. - Еще со школьным турклубом. Нас водил тогда один знакомый Александра Лукьяновича. Его звали Александр Васильевич, почти тезка нашего учителя. Но мы звали его просто, дядя Саша.

- Может покормить детей? – снова спросила мама.

- Нет! Впереди крутой подъем, на полный желудок будет тяжело идти, а вот попить можно.
Мама достала термос и напоила всех чаем с конфетами и печеньем.
После легкого «перекуса» идти хорошо. Кажется, тропинка весело бежит в горы и им идти стало веселее. Останавливаются полюбоваться на красоту природы и снова в путь. «Вот доберемся до вершины, расскажу вам одну историю,» – пообещал дядя Юра.
Метров за сто до вершины оказался родник. Водичка в нем холодная, чистая и очень вкусная. Вот и пригодились пустые пластиковые бутылки, содержимое которых выпили еще по дороге в жарком автобусе.
Тропинка преодолевает последний самый крутой подъем и выводит туристов на верх. Полоса леса здесь резко обрывается. Они выходят на вершину горы. Невдалеке видится знак. Он сообщает путникам, что это самая высокая точка, 1172 метра над уровнем моря – гора Сотира. Правда местные жители называют ее «Лысая», и это понятно почему. Макушка горы – словно облысевшая голова, она покрытая травами и кажется голой после букового леса.

- Господи, кажется поднялись! Вот так подъем! – тяжело вздохнула мама.

- Валечка, ты только посмотри вид-то какой! – с восхищением воскликнул папа.
Они осторожно подошли к самому краю обрыва только уже с противоположной стороны от места трудного подъема. Словно в сказочной панораме – горы! Горы, горы, горы: поросшие густым лесом и голые скалы. Перед ними раскинулась Ай-Петри, а внизу, под пологом леса, – Большой Каньон. Сверху он виден лишь узкой ломаной линией.
Путники прошли немного в сторону от вершины и нашли уютное место для отдыха. Арсений, Павлик и Танечка кинулись собирать дрова для костра, мама достала припасы. Теперь можно плотно пообедать, все успели проголодаться, так как очень рано выехали из дома.
Развели костер. Дядя Юра, словно волшебник, извлек из своего рюкзака походный котелок. Вот и лесные дары пригодились! Кроме диких яблок, по дороге, он собрал еще немного ягод кизила, плодов шиповника. Все это пошло в дело. Ловко, как опытный турист, он залил содержимое котелка родниковой водой и поставил на огонь. Отвар немного покипел, и дядя Юра разлил по чашкам ароматный бледно-розовый то ли компот, то ли лесной чай.
- Сахар добавляйте по- вкусу! – уточнил он.

- Вкусно, очень вкусно! – оценили компот ребята

- Да, даже без сахара хорошо! – согласилась мама.
Отвар чуть кисленький, очень ароматный, хорошо утоляет жажду.
- Дядя Юра, а ты хотел нам что-то рассказать, - напомнил Арсений.

Дядя Юра улыбнулся и отметил:

- Вот времечко-то, как быстро летит. Кажется, еще вчера, тут сидел наш школьный отряд, мои друзья по турклубу, Александр Лукьянович, Александр Васильевич, и вот я уже привел сюда моих племянников.
Историю, которую я вам сейчас хочу рассказать, поведал нам Александр Васильевич. Это его личная история. Он коренной крымчанин, здесь родился, здесь жила его семья и Великую Отечественную войну они встретили здесь. Со всей своей семьей, он еще мальчишкой, оказался в партизанском отряде. И дядя Саша, таким вот пацаном, как наши мальчики сейчас, стал связным. Ребёнку было легче пробраться там, где взрослого могли заметить и арестовать. Конечно, чтобы быть связным, требовалось немалое мужество.
Для достоверности, я попытаюсь пересказать историю дяди Саши от первого лица, как когда-то он сам рассказывал всем нам.
                ***
- У меня было очень ответственное задание. Важное сообщение из отряда для подпольщиков. Его нужно было спрятать в тайник на подходе к городу. Из тайника сообщение должен был забрать связной из подполья. Сообщение было спрятано в подкладке моего старенького пальто. На случай, если мне повстречаются немцы у меня была заготовлена легенда, что я мол из соседского села, я пасу свою козу, и она убежала от меня. Вот ее-то я и ищу. Несмотря на все ухищрения, опасность, все равно, была велика. Немцы умели обыскивать и лучше, было бы им не попадаться. Я прошел к вершине горы, когда услышал лай собак. Сомнений не было. Это были немецкие овчарки, отряд карателей прочесывал лес. А надо сказать, что чуть в сторону от вершины Сотиры находились развалины старинного храма. Очень древний христианский храм в честь Христа Спасителя был построен, скорее всего, ещё в раннем средневековье. Сегодня трудно вообразить, как в столь труднодоступном месте, почти у самой вершине горы, монахи-подвижники смогли возвести это строение. Храм был давно разрушен, остались лишь следы от кладки стен. Буйные заросли крымских растений полностью закрывали эти древние развалины.
Я понимал, что от собак спасения нет. Деваться мне было некуда. Недолго думая, я забрался под густую, словно полог, покрывающую развалины Храма, растительность.  Я притаился.
Из моего укрытия мне ничего не было видно, но хорошо слышно. Лай собак становился все громче, каратели двигались в мою сторону, они приближались. А надо заметить, что в то время у нас в стране было атеистическое воспитание, я был пионером, молитв не знал. Но от страха я стал молится своими словами, как умел.  Спасти меня могло лишь чудо! В молитвах я обращался к Господу лишь с одной просьбой, чтоб меня не нашли немцы. Я не то чтобы услышал, а кажется ощутил всем своим существом, что собаки залились лаем еще сильнее, но странно, отряд карателей шел траверсом ниже места моего убежища. Кажется, от волнения я даже дышать перестал, лишь бы не выдать себя. А потом, я услышал выстрелы автоматной очереди, голоса немцев, они о чем-то переговаривались, вроде бы, даже смеялись.
В общем они прошли мимо и не обнаружили меня. Настоящее чудо! Где-то около часа, в полном недоумении, я пролежал в своем убежище. А потом осторожно вылез и пошел посмотреть, что же произошло? Я обошел Храм и спустился пониже.
Дойдя до места стрельбы, я понял почему собаки поспешили сюда и не обнаружили меня. Тут находилось лежбище косуль! Небольшой родничок образовал идеальное место для водопоя, а укромная ложбина была очень уютной для отдыха животных. Собаки почуяли запах лесных обитателей и охотничий инстинкт возобладал. Они ринулись в сторону добычи, а я пролежал, зарывшись в прелую листву, в густых зарослях колючих кустов, никем незамеченный. Чуть поодаль родника на опавшей листве виднелись пятна крови, видно немцы устроили здесь весьма удачную охоту.
Быстрыми шагами я пошел прочь от родника, мысленно благодаря Господа за свое спасение. Я спешил выполнить задание. Дальше все прошло спокойно. Я принес сообщение и оставил его в укромном месте, а после чего вернулся в отряд. Задание было выполнено!

- Вот такую историю нам рассказал дядя Саша. Он так и сказал, мол никому, никогда не рассказывал, вам ребята – первым. Все эти годы я помнил эту историю, – улыбнулся дядя Юра, – и мне так хотелось вновь вернуться на Сотиру к развалинам Храма Христа Спасителя, я и сам не знаю почему?!

- Дядя Юра, а что было потом? – спросил племянник.

- Потом! Наш герой перенес все тяготы и лишения партизанской доли, остался жив, награжден многими наградами. Через много лет он привел нас сюда, показал развалины Храма, рассказал эту историю. А потом мы с ребятами тоже спустились к заветному роднику и … спугнули косуль. Через столько лет животные снова отдыхали на облюбованном месте. Наши голоса спугнули их. Косули выбежали из своего укрытия, а мы весело улюлюкали им в след. Лишь дядя Саша молчал. И мне тогда показалось, что у него на глазах были слезы. А может быть я ошибался, он просто умылся родниковой водичкой.

- А, вдруг они снова там?! – спросила Танечка.
И все сразу поняли ее, даже не спросив кто такие «они».
После обеда собрали вещи и оставив место стоянки двинулись по тропинке в сторону Храма. Тут действительно были густые заросли колючего терна, держидерева, одичавших яблонь, кизила и шиповника. Но теперь, сам Храм, был расчищен от растительности. На месте алтаря стояли бумажные иконки, свечи, лежали букетики полевых цветов.
Разрушенный много веков назад, древний Храм был жив. Словно в летаргическом сне он ждал часа своего воскресения. Отряд остановился. Молча постояли возле икон. Танечка положила маленький букетик пестрых крымских цветов, собранных на лысой макушке Сотиры. Мама перекрестилась, ее губы беззвучно прошептали молитву.
Дальше узкой тропой пошли через заросли сладкого переспелого терна и стали спускаться к роднику. Косули выскочили неожиданно. Как они почувствовали присутствие человека – загадка, ведь ступали очень осторожно. Выбежав из ложбинки животные секунду постояли, а потом промелькнули перед ребятами и скрылись в лесу. Это были две взрослые особи и малыш. Наверное, одна из взрослых косуль была его мамой. Животные неожиданно исчезли, как и появились, но Арсений, Павел и Танечка еще долго смотрели им в след.