Дороги Дагестана

Мишаня Дундило
(Проза (фантастика/мистика)) - 2003-02-09
 
Мне надо было попасть в Хуфуф. (Прошу не путать с аравийским городом Эль-Хуфуф – то был вовсе не город и отнюдь не арабский, а просто глухой горный аул с таким же названием. Может быть, название это слегка неблагозвучно, но уж куда приятнее уху, чем Чрыхб, Тляпш, Тлякитль, Тльйешж или там, скажем, Пгаптль). Запямятовалось, зачем я шел туда, но помню определенно, что страшно надо было.

Над головой громоздились мрачные скальные стены, сверху на дорогу с треском обваливались глыбы льда и сыпались водяные брызги, а река в недосягаемой глубине грохотала валунами. Сквозь туман едва просматривался противоположный склон ущелья, такой же крутой и устрашающий. Промозглый холод пробирал до костей: что толку с календарных дат и с середины лета в частности, когда под ногами четыре тысячи? Выше - только монастырь Гумбум в Гималаях.

Транспортом попутным и не пахло. Я пробирался по заваленной камнями и заросшей мхом дороге, перелезал через нагромождения бурелома и упавшие глыбы, балансировал на осыпях, вбивал подошвы в плотный фирн лавинных конусов, поддергивал рюкзак, материл погоду, а главное - всячески сторонился края, поскольку сильно боюсь, когда нет страховки и есть куда лететь.

Дорога, и без того трудная, внезапно преподнесла сюрприз. То бишь, никакой дороги в привычном понимании дальше не было. А дальше вертикально дыбилась страшенная, кое-где нависающая скала без намека на уступы - из ее трещин,как спички из буханки хлеба, торчали потрепанные ветром и дождями, почерневшие от времени бревна. А на бревнах, тоже вкривь и вкось, топорщились обледенелые доски, прибитые рядком в паре метров одна от другой - автомобильная колея. Признаться, такое сооружение я увидел впервые. Применительно к нему термин "подвесная дорога" был бы самым точным. Конструкция эта буквально висела в воздухе, болталась на ветру и выглядела весьма зловеще: лететь с нее уж точно было куда. Однако следы рифленых подошв и снег, примятый к доскам автомобильным протектором, явно свидетельствовали, что люди здесь не только ходят, но и ездят. Перед началом этого участка, как издевательство над водителями, щерился облупленной краской дорожный знак: «Обгон запрещен». Будто и впрямь какому идиоту вздумается тут идти на обгон без выраженных способностей летать по воздуху... ........

Балансируя обеими руками, словно канатоходец, я робко ступил на доску – конструкция заскрипела и загуляла во все стороны, шестисотметровая пропасть под ногами вселила в меня панический ужас, колени предательски задрожали, я чуть не поскользнулся на льду и едва нашел в себе силы вернуться на твердый грунт.

Сбросив рюкзак, я сидел на камне, с тоской глядел на эту чертову эстакаду, курил и размышлял, как быть. Мне отчаянно надо было в Хуфуф - но осуществлению моего желания препятствовали плохая вестибулярка и элементарный страх.

Тем временем послышалось урчание мотора и из-за изгиба скалы высунулась морда грузовика, медленно и осторожно ползущего по доскам этого дьявольского сооружения. Я отчетливо видел и слышал, как сооружение раскачивалось под грузом идущего КАМАЗа, как прогибалась и трещала под колесами прогнившая древесина. Вовсе не доставляло радости наблюдать, как огромные сосульки со звоном отламываются от досок и бесшумно, не касаясь скальной стены, валятся в пропасть.

Наконец, грузовик поравнялся со мной и я услышал голос водителя с сильным акцентом, не похожим на характерный для этих мест аварский:

- Салям! Тебе вныз ыли ввэрх?

- Мне в Хуфуф, - отвечаю я. – Сижу вот, храбрости набираюсь – не привык я к вашим дорогам…

Водитель прыснул и чуть не подавился чачей, которую пил из горлышка: - Хъы! Этот дорога, говоришь, страшный? Значит, ты страшный дорога не видель. Тут дорога ровный - а вон там, далше – он ткнул пальцем в сторону перегиба скалы, за которым терялась всякая перспектива, - вон там, в трем километрам за углом, там дорога вверх пошоль круто очень. Аллах акбар! Оттуда спускаюсь - тормоза не дэржат, туда - мотор не тянет. А еще один доска там поломан, надо машина набок ставит и ехат на двум колесам, как матацыкл.

Я знал о мастерстве местных водителей – но о подобном трюкачестве слышать не приходилось.

- А как же вы со встречным транспортом разъезжаетесь?

- Каждий надо двум боковым колесам машина поставит, тогда проехат можна – толка друг друга брюхом не задеть.

- А если зацепитесь?

- Падумаешь. Сколко раз машин из-под меня вниз летал. Прывик уже.

Вероятно, мое молчание и вытаращенные от удивления глаза говорили в тот момент о многом.

Водила глянул на меня снисходительно, как учитель на школьника при объяснении трудного материала. – Каждий шофор у нас имеет катапулта. Во. – И вытащил из-под задницы пояс шахида.

Мое захватывающее общение с горцем прервал автомобильный гудок. Я не заметил, как снизу по крутяку подполз джип с намалеванным на борту гербом Российского эмирата и надписью: Патрульная служба Аллаха. Из окошка высунулся русский мент в синей бронеушанке с голографической кокардой на лбу. Горец не успел спрятать бутылку.

- Каргабалда, – обратился строго мент к водителю, даже не посмотрев в мою сторону, - Каргабалда, вспомни, сколько раз я предупреждал тебя о недопустимости пьянства за рулем?

- Ну, трынадцать, началнык - ответил оробевший Каргабалда.

- Не тринадцать, а девятнадцать. Твои последние нарушения засчитываются как двойные. А сколько взяток я начислил тебе за пьяное вождение?

- Нэ помню, началнык.

- То-то. А помнить должен – по четырем последним взяткам, которые ты задолжал, ты мне еще процентов не заплатил. Знай, что со вчерашнего дня размер взяток повышен Высочайшим указом до пятисот фуфлонов. А за злостную недачу или недодачу взяток – забивание камнями или расстрел на месте. При двадцати начисленных взятках - кол. Короче: рассчитываться будем, или добровольно на базарную площадь пожалуешь?

Каргабалда испугался не на шутку. Трясущейся рукой он вытащил из бардачка бумажник и извлек из него солидную пачку новеньких фуфлонов, как видно, совсем недавно отпечатанных в уездной типографии.

- Толка прошу, началнык, - сказал Каргабалда упавшим голосом, - распыску дайте, хранит вас Аллах.

- Не переживай, алкоголик, будет тебе расписка и все остальное.

Инспектор тщательно пересчитал деньги и спрятал их в офицерскую полевую сумку. Затем вынул оттуда пустой бланк, не спеша заполнил его и передал водителю.

- На, читай.

- Началнык, ты же знаешь, я по-русскому читат не умею.

- Тогда твой приятель пускай прочтет вслух, - кивнул мент в мою сторону.

Ментовский почерк, к счастью, оказался разборчивым и чтение мне труда не доставило. Документ гласил:

“Я, дорожный инспекторъ 1 ранга Главнаго управления по пресечению И. П. Коростелевъ, служебное удостоверение № 245115613А, выданное фебруария 17-аго дни 8888-аго года Хиджры решениемъ Президиума Исламскаго Госкомитета по пресеченiю, удостоверяю фактъ получения взятки въ размере 12000 (сумма прописью - двенадцать тысячъ) фуфлоновъ отъ гражданина Насралбаева Каргабалды Батыръелдаевича, начисленныя упомянутому лицу за управленiе автомобилемъ въ нетрезвомъ виде. Помимо означеннаго, получена отъ упомянутаго лица сумма 18500 (прописью – восемнадцать тысячъ пятьсотъ) фуфлоновъ въ счетъ погашения долга за прежде начисленныя взятки и за набежавшия проценты къ онымъ, а равно за акцию по лишению упомянутаго лица жизни, долженствующую быть исполненною согласно Уложению о пресеченияхъ по погашении онымъ долговъ”.

- Ясно? – спросил мент водилу.

- Ясна, началнык, спасыба, - облегченно выдохнул Каргабалда Батыръелдаевич и полез за сигаретой. Думается, некоторые существенные детали документа остались ему не ясны.

Инспектор закурил беломорину, порылся под сидением своего джипа, вытащил табельное оружие, убил Каргабалду, посмотрел на меня и спросил:
 
- А ты, брат, куришь?

Пораженный произошедшим, я потерял дар речи.  Инспектор казнил Каргабалду Батыръелдаевича Насралбаева безмолвно, хладнокровно, будто прихлопнул комара. Так, между делом. Это было ужасно.

- Да, но Беломор для меня крепковат, я к болгарским привык, - выдавил я из себя.

- No problemas, - сказал ментуха почему-то по-испански, ловко нагнулся и жестом фокусника извлек из кармана убитого Каргабалды едва начатую пачку Опала. - Ему уже не надо, чего добру пропадать. Давай покурим.

- Давай.

Туман начало разгонять крепким ветром, открылись заснеженные вершины гор, стало до ужаса холодно и меня тотчас охватила дрожь. Как бы с полувзгляда понимая мое печальное состояние, ментуха, которому все было нипочем под казенным бушлатом, произнес:

- Давай, мерзляк, посидим у меня в кабинке.

В кабинке джипа действительно было куда теплее. Мы сидели, попыхивая табачком. Каргабалда Батыръелдаевич умер. Мент вытащил рацию и передал кому-то распоряжение отбуксировать КАМАЗ Каргабалды Насралбаева обратно в Хуфуф, а тело кремировать на месте автопокрышками. Несколько крупных птитц пронеслось над нашими головами. Со стороны Хуфуфа снова появился грузовик, на сей раз какая-то странная трехосная иномарка. Доска под колесом треснула, иномарка ухнула в пропасть. В первую секунду падения из кабины веером вылетели три человека, двое сумели уцепиться в падении за опоры эстакады, а третьему не повезло: он отлетел в сторону, описал дугу и усвистел вслед за кувыркающейся в воздухе машиной. (Я вспомнил о поясе шахида, который показывал мне покойный Каргабалда Батыръелдаевич).

После недолгой паузы мент меня спросил:

- Значит, говоришь, в Хуфуф тебе надо? А чего ты забыл в этой дыре?

Я не помню, что именно на этот вопрос ответил. Цель моей тогдашней поездки в Хуфуф давно забылась. Но помню, что ответил на вопрос вполне определенно и исчерпывающе.

- Я бы тебя подвез, - сочувственно сказал инспектор, - только в Хуфуф я еду не прямо, надо в боковое ущелье заехать, а там дороги вообще нет, одни скалы да лед, задержка долгая предвидится. Буксир за КАМАЗом придет только завтра утром. Поезжай лучше в Фуфуф!

- В Фуфуф? Понятия не имею, как туда добираться. И потом - м... - помычал я, с ощущением холодка на спине снова глянув на участок "дороги", откуда минуту назад улетел трехосный грузовик, - зачем мне в Фуфуф?  И дороги в вашем краю страшноватые, боюсь по ним ездить.

- Дело привычки, - буркнул мент, закусывая чачу из трофейной бутылки бубликом. - Когда-то ((он ткнул пальцем в сторону, куда я с тревогой продолжал пялиться)) мне даже этот участок казался страшным. В сравнении с прочими - хоть и однополосный, но автострада! Высший класс по здешним меркам! Правда, и тут происшествия случаются. Видел - только что трехосный Пинцгауэр в реку улетел? А неделю назад тут такое было - не рассказать. Четыре жигуля гонки устроили, кто кого - увлеклись, забыли, что на этом участке полоса не только твоя, а она же еще и встречная. Хрен с ним, что сами попадали, да вот целая колонна лесовозов, двадцать машин и две сотни тонн строевого леса из-за этих идиотов до сих пор под Махачкалой из реки выгребают... А видел бы ты дорожку на перевал Уф - груженый лесовоз там уж точно не проедет. Там и в самом деле страшно... Тут хоть доски, а там по натянутым веревкам, чуть дождь пошел - веревки размокают, болтаются... уже полопались кое-где... Водителям в наших краях трудно. Что поделаешь - Дагестан!

Слегка запутавшись в местных географических названиях: Хуфуф, Хух, Ух, и опасаясь забыть, что мне рекомендовано ехать именно в Фуфуф, я поспешил поинтересоваться предстоящим маршрутом.

- Нет ничего проще. Вернись в аул Ух, от которого ты начал подниматься по этой дороге.  От него через упомянутый перевал Уф идет тропа на Уух.  Дальше вдоль ручья Ууф пойдешь наверх к языку ледника Хух.  По морене доберешься до урочища Фух.  Потом тебе следует повернуть на север и по осыпным склонам дойти до плато Хуф.  Далее по пологим снежникам поднимешься на перевал Фуф.  Спуск с перевала приведет тебя к истокам ледника Хуух.  По леднику (осторожно, трещины!) двигайся в направлении горы Хууф.  У подножия горы ущелье резко поворачивает на юг, там — заброшенный аул Фуух.  Увидишь гладкую скальную стену, по ее нависаловкам нужно подняться на гребень хребта Фууф.  Траверсом на север проходишь через вершины Ухух, Ухуф, Уфух и Уфуф.  Спуск с последней горы четырьмя стометровыми дюльферами к ручью Хухух.  Там еще один заброшенный аул — Хухуф.  Идешь вниз по течению ручья, в середине пути сворачиваешь в боковое ущелье Хуфух и добираешься до руин мечети Фухух.  После чего лезешь на скально-ледовую перемычку между вершинами Фухуф и Фуфух и, спустившись по противоположному склону, попадаешь прямо в аул Фуфуф.  Запомнил?


- Запомнил, спасибо, действительно все так просто – поблагодарил я заботливого инспектора и попросил еще одну сигарету, потому что в карман набилось много снега и мое собственное курево подмокло.