Сказки для Полины. Сказание об орлах

Михаил Шаргородский
Высоко-высоко в горах царственные орлы-беркуты свили себе гнездо и выращивали в нем своих детенышей. Обычно около гнезда всегда дежурил один из родителей, оберегая детенышей.
Однажды, когда  ненадолго отлучился в поисках пищи и второй родитель, гнездо осталось без охраны и на него напал другой орел. Детеныш вывалился из гнезда и стал чьей то добычей.
Вернувшись и, увидев разоренное гнездо, родители очень опечалились, делали большие круги над гнездом, и издавали какие-то горловые звуки.
 Так прошло какое-то время. Однажды, возвращаясь с охоты, самка увидела, что у гнезда орлов, которых называют карликовыми идет какая-то борьба. В пылу битвы родители не увидели, что их детеныш уже выпал из гнезда и  застрял на переплетении двух веток.
Понимая, что он сейчас упадет вниз, самка беркута подхватила птенца и принесла его в свое гнездо. Всем было непонятно, а что же дальше. Беркуты никогда не братались с карликовыми орлами, а те в свою очередь сторонились этих громадных птиц.
Между тем детеныш в гнезде, не слишком понимая, что произошло, начал громко чирикать, требуя еды. Отец беркут сунул ему какую-то пищу, кусок от убитого зайца, но малыш не мог справиться с таким огромным для него куском. Беркут догадался, что пищу надо разорвать на мелкие кусочки. Птенец обрадовался и начал жадно глотать данное ему угощение.
На завтра процесс кормления повторился. Таким образом, сами того не понимая, беркуты стали воспитывать чужого ребенка.
Видимо тоска по своему погибшему детенышу была настолько велика, что эта чуждая им пичуга немного смягчала боль утраты.
Шло время. Все действующие лица понемногу стали привыкать к этой необычной ситуации, а птенец между тем все рос и рос.
Наступило время, когда ему уже надо было становиться на крыло, т.е. учиться летать.
Обычно этому искусству обучают матери. И вот самка беркута со своим величественным размахом крыльев, стала учить полету птицу  намного меньшего калибра. Птицы, к счастью не умеют халтурить, и самка беркута учила так, как она учила бы собственного детеныша. Глядя на нее, создавалось твердое впечатление, что она уже не помнит, что воспитывает  чужого птенца. Надо отдать должное и орленку. Он хоть и был другой, более мелкой породы, но все же орел. И эти качества в нем все более развивались в семье таких птиц. Он  довольно быстро и успешно научился охотиться. Причем манеру нападения он уже усвоил у своих приемных родителей. Жесткую, резкую, не дающую жертве никаких шансов. Он был смел, как и беркуты, потому, что других примеров не видел. Благодаря меньшим размерам, более стремителен чем воспитатели. 
Одним словом он полностью вписался в свою новую семью. Часто сопровождал своих приемных родителей, учился, как высматривать дичь, как нападать, как соизмерять свои силы с мощью намечаемой жертвы.
Так прошло какое-то время. Жили все три наших орла в мире и дружбе.
Однажды, когда они надолго отлучились, вернувшись,  увидели около своего гнезда непрошенных гостей. Те, заметив  пустое гнездо, решили его занять. Такое не прощают ни люди, ни звери, ни птицы.
Мгновенно завязался бой. Беркуты применяют свое привычное оружие - когти и клювы подобные машине по забиванию свай.
А в арсенале карликовых орлов есть и другие приемы, неведомые большим беркутам. Увидев, что противник очень сильно наседает на беркута самца, его воспитанник, набрав скорость, как ракета нанес оглушительный удар по голове противника. Тот, не ожидая такого удара, на мгновение разжал когти. Этого оказалось достаточным, чтобы инициативу перехватил хозяин гнезда, и буквально отшвырнул захватчика. Аналогичную операцию по тарану противника проделал воспитанник титанов и с врагом самки беркута. И тут участие необычного противника пришлось очень кстати и помогло переломить исход боя в пользу семьи. Даже когда захватчики, поняв, что проиграли, стали полностью отступать,  молодой орел нанес еще один таранный удар противнику, чтобы тот навсегда забыл дорогу сюда.
Вообще выглядело все это довольно странно. Небольшая птица бесстрашно атакует «летающий танк», крупнее ее в 3-4 раза.  Но если вдуматься в ситуацию, то она не совсем уж странная.
Карликовый орел вырос и воспитался в семье титанов. Там, где ежедневная атака, на зачастую более крупного противника, не героизм, а норма бытия.  Усвоил их образ жизни и нормы поведения. И среди них, сам себя стал ощущать  таким же беркутом, как и они.
Поэтому в этой жизни так важно, где и среди кого ты живешь. Потому что в одном случае карликовый орел превращается в беркута. И это очень хорошо.
А иногда, к сожалению, жизнь протекает  среди столь недостойных людей, где даже  беркут может стать таким же, как  карликовый орел. И это очень плохо.   
И совсем уж плохо, если попав в  недостойную среду,  беркут, смиряясь,  ничего
не делает, чтобы улучшить ситуацию и до конца быть беркутом.

В завершение этой сказки мне хотелось бы привести одно стихотворение  поэта Александра Яшина, дающее представление о мироощущениях  Орла


ОРЕЛ   

Из-за утеса,
Как из-за угла,
Почти в упор ударили в орла.

А он спокойно свой покинул камень,
Не оглянувшись даже на стрелка,
И, как всегда, широкими кругами,
Не торопясь, ушел за облака.

Быть может, дробь совсем мелка была
Для перепелок, а не для орла?
Иль задрожала у стрелка рука
И покачнулся ствол дробовика?

Нет, ни дробинки не скользнуло мимо,
А сердце и орлиное ранимо...
Орел упал,
Но средь далеких скал,
Чтоб враг не видел,
Не торжествовал.
1956