Самосознание и самопознание

Гульмира Жамантикова
Эти два похожих слова имеют совершенно различные смыслы. Давайте попробуем дать им подробное определение.

Самосознание – это естественное (здоровое) физическое состояние, при котором реальность воспринимается наиболее полно и адекватно – всеми органами чувств, всем телом и сознанием. В таком состоянии у человека в голове нет словесной болтовни с самим собой. Но это не значит, что у него нет мыслей. Его мысли – это живые потоки нервных импульсов, которые непосредственно преобразовываются в чувства, эмоции, решения и действия.

Самопознание – это процесс изучения и анализа самого себя, попытка ответить на вопросы: «Кто я есть? Зачем я есть? Чего я хочу? Что мне необходимо делать?» и т.д. Это состояние свойственно человеку, отпавшему от истины, от своего естественного, здорового состояния, утратившего своё самосознание.
 
Целью самопознания является состояние самосознания. Но нельзя сказать, что самосознание имеет какую-то цель. Это изначально данное свойство, дар Божий, которым человек обладает с рождения.

Весь жизненный путь человека – это есть блуждание в поисках самого себя. Но стоило ли проходить этот труднейший путь самопознания, чтобы в итоге вновь вернуться к своему первородному состоянию?

Об этом в Евангелии есть притча «О блудном сыне».

«… у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
(Евангелие от Луки, глава 15)

Из этой притчи следует, что путь самопознания не напрасен, ибо «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».  Этот путь приводит человека на новый уровень самосознания, достойный тех трудностей, которые были преодолены.