Тест на знание русской поэзии

Геннадий Кульчитский
(правильные ответы в конце)
1.   Среди долины ровныя,
     На гладкой высоте,
     Цветёт, растёт высокий дуб
     В могучей красоте.
     Высокий дуб, развеситстый,
     Один у всех в глазах;
     Один, один, бедняжечка,
     Как рекрут на часах...

Предполагаемый ответ: а) русская народная песня, б) В.А. Жуковский; в) А.Ф Мерзляков.
2.   Раз в крещенский вечерок
     Девушки гадали:
     За ворота башмачок,
     Сняв с ноги бросали;...
Предполагаемый ответ: а) К.Н. Батюшков; б) А.С. Пушкин; в) В.А.Жуковский.
3.   Любви, надежды, тихой славы
     Недолго нежил нас обман,
     Исчезли юные забавы,
     Как сон, как утренний туман.
Предполагаемый ответ: а) К.Н. Батюшков; б) А.С. Пушкин; в) В.А.Жуковский.
4.   Ревела буря, дождь шумел;
     Во мраке молнии блистали;
     Беспрерывно гром гремел,
     И ветры в дебрях бушевали...
     Ко славе страстию дыша,
     В стране суровой и угрюмой,
     На диком бреге Иртыша
     Сидел Ермак, объятый думой.
Предполагаемый ответ: а) русская народная песня, б) К.Ф. Рылеев; в) Ф.Н. Глинка.
5.   Вот мчится тройка удалая
     Вдоль по дороге столбовой,
     И колоколчик, дар Валдая
     Гудит уныло под дугой...
Предполагаемый ответ: а) русская народная песня, б) А.А Григорьев; в) Ф.Н. Глинка.
6.   Тройка мчится, тройка скачет,
     Вьётся пыль из-под копыт.
     Колокольчик звонко плачет.
     То хохочет, и визжит.
Предполагаемый ответ: а) русская народная песня, б) П.А. Вяземский; в) А.В. Кольцов.
7.   Не искушай меня без нужды
     Возвратом нежности твоей:
     Разочарованному чужды
     Все обольщенья прежних дней!
Предполагаемый ответ: а) Е.А. Баратынский; б) П.А. Вяземский; в) А.С. Пушкин.
8.  Вечерний звон, вечерний звон!
    Как много дум наводит он
    О юных днях в краю родном,
    Где я любил, где очий дом,...
Предполагаемый ответ: а) Д.В. Веневитинов; б) А.И. Одоевский; в) И.И. Козлов.
9.   Струн вещих пламенные звуки
     До слуха нашего дошли,
     К мечам рванулись наши руки
     И - лишь оковы обрели.
Предполагаемый ответ: а) А.А. Дельвиг; б) В. К. Кюхельбекер; в) А.И. Одоевский.
10.   Печально я гляжу на наше поколенье!
      Его грядущее - иль пусто, иль темно,
      Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
      В бездействии состарится оно.
Предполагаемый ответ: а) А.А. Григорьев; б) Н.П. Огарёв; в) М.Ю Лермонтов.
11.   Спи, младенец мой прекрасный,
      Баюшки – баю
      Тихо смотрит месяц ясный
      В колыбель твою.
      Стану сказывать я сказки,
      Песенку спою;
      Ты ж дремли, закрывши глазки,
      Баюшки – баю.
Предполагаемый ответ: а) казацкая колыбельная песня; б) Н.П. Огарёв; в) М.Ю Лермонтов.
12.   Люблю отчизну я, но странною любовью!
      Не победит её рассудок мой.
      Ни слава купленная кровью,
      Ни полный гордого доверия покой,...
Предполагаемый ответ: а) М.Ю Лермонтов, б) Н.П. Огарёв; в) А.И. Одоевский.
13.   Нет, не тебя так пылко я люблю,
      Не для меня красы твоей блистанье;
      Люблю в тебе я прошлое страданье
      И молодость погибшую мою.
Предполагаемый ответ: а) М.Ю Лермонтов, б) Н.П. Огарёв; в) А.И. Одоевский.
14.   О, говори, хоть ты со мной,
      Подруга семиструнная!
      Душа полна такой тоской,
      А ночь такая луннная.
Предполагаемый ответ: а) цыганская народная песня; б) А.И. Полежаев; в) А.А. Григорьев
15.Serenade (из Людвига Рельштаба)
     Песнь моя летит с мольбою
     Тихо в час ночной.
     В рощу лёгкою стопою
     Ты приди друг мой.
Предполагаемый ответ: а) А.И. Полежаев; б) Н.П. Огарёв; в) А.И. Одоевский.
16.   О, как убийственно мы любим,
      Как в буйной слепоте страстей
      Мы то всего вернее губим,
      Что сердцу нашему милей!
Предполагаемый ответ: а) А.С. Пушкин; б) Ф.И. Тютчев; в) А.И. Одоевский.
17.   Есть в осени первоначальной
      Короткая, но дивная пора-
      Весь день стоит как бы хрустальный,
      И лучезарны вечера...
Предполагаемый ответ: а) А.А. Фет; б) Ф.И. Тютчев; в) А.Н. Плещеев.
18.   Умом Россию не понять,
      Аршином общим не измерить:
      У ней особенная стать –
      В Россию можно только верить
Предполагаемый ответ: а) А.А. Фет; б) Ф.И. Тютчев; в) И.С. Тургенев.
19.   Утро туманное, утро седое,
      Нивы печальные, снегом покрытые
      Нехотя вспомнишь и время былое,
      Вспомнишь и лица давно позабытые.
Предполагаемый ответ: а) А.А. Фет; б) Ф.И. Тютчев; в) И.С. Тургенев.
20.   Что ты жадно глядишь на дорогу
      В стороне от весёлых подруг?
      Знать забило сердечко тревогу -
      Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.
Предполагаемый ответ: а) Ф.И. Тютчев; б) А. Н.Плещеев;
в) Н.А.Некрасов.
21.  Скучная картина!
     Тучи без конца. 
     Дождик так и льётся.
     Лужи у крыльца...
     Чахлая рябина
     Мокнет под окном;
     Смотрит деревушка сереньким пятном
     Что ты рано в гости
     Осень к нам пришла?
     Ещё просит сердце
     Света и тепла!
Предполагаемый ответ: а) Ф.И. Тютчев; б) А. Н.Плещеев;
в) И.С. Тургенев.
22.    Колокольчики мои,
       Цветики степные,
       Что глядите на меня,
       Тёмно –голубые?
       И о чём звените вы
       В день весёлый мая,
       Средь нескошеной травы,
       Головой качая?
Предполагаемый ответ: а) И.С. Никитин; б) Д.Д. Минаев;
в) А.К. Толстой.
23.   Средь шумного бала,случайно
      В тревоге мирской суеты,
      Тебя я увидел, но тайна
      Твои покрывала черты.
Предполагаемый ответ: а) Ф.И. Тютчев; б) И.С. Тургенев;
в) А.К. Толстой.
24.   Ласточки пропали,
      А вчера с зарёй
      Всё грачи летали,
      Да, как сеть, мелькали
      Вон тат той горой.
Предполагаемый ответ: а) А.А.Фет; б) И.С. Тургенев;
в) А.Н. Майков.
25.  Мой костёр в тумане светит;
     Искры гаснут на лету...
     Ночью нас никто не встретит;
     Мы простимся на мосту.
     Ночь пройдёт - и спозаранок
     В степь, далёко, милый мой,
     Я уйду с толпой цыганок
     За кибиткой кочевой
Предполагаемый ответ: а) народная песня; б) Я.П. Полонский;
в) И.З. Суриков.
26. «Что шумишь качаясь,
     Тонкая рябина,
     Низко наклоняясь
     Головою к тыну?»
Предполагаемый ответ: а) русская народная песня; б) Я.П. Полонский;
в) И.З. Суриков.
27.    Сквозь вечерний туман мне, под небом стемневшим,
       Слышен крик журавлей всё ясней и ясней...
       Сердце к ним понеслось, издалёка летевшим,
       Из холодной страны, с обнажённых степей.
       Вот уж близко летят и, всё громче рыдая,
       Словно скорбную весь мне они принесли...
       Из какого же вы неприветного края
       Прилетели сюда на ночлег журавли?
Предполагаемый ответ: а) русская народная песня; б) А.М. Жемчужников; в) Я.П. Полонский;
28.   Пара гнедых, запряжённых с зарёю,
      Тощих, голодных и грустных на вид,
      Вечно бредёте вы мелкой рысцою,
      Вечно куда-то ваш кучер спешит.
      Были когда-то и вы рысаками
      И кучеров вы имели лихих,
      Ваша хозяйка состарилась с вами,
      Пара гнедых!
Предполагаемый ответ: а) русская народная песня; б) А.М. Жемчужников; в) А.Н Апухтин.
29.  Среди миров, в мерцании светил
     Одной Звезды я повторяю имя...
     Не потому, чтоб я её любил,
     А потому, что я томлюсь с другими.
     И если мне сомненье тяжело.
     Я у Неё одной молю ответа.
     Не потому, что от Неё светло,
     А потому, что с Ней не надо света
Предполагаемый ответ: а) А.М. Жемчужников; б) А.Н. Апухтин; в) И.Ф. Анненский.
30.   Вчера ещё в глаза глядел,
      А нынче - всё косится в сторону!
      Вчера ешё до птиц сидел,-
      Все жаворонки нынче – вороны!
      Я – глупая, а ты умён,
      Живой, а я остолбенелая
      О вопль женщин всех времён:
      «Мой милый, что тебе я сделала?!»
Предполагаемый ответ: а) М.И.Цветаева; б) А.А.Ахматова; в) К.К. Павлова.
31.  По вечерам над ресторанами
     Горячий воздух дик и глух,
     И правит окриками пьяными
     Весенний и тлетворный дух.
     Вдали над пылью переулочной,
     Над скукой загородных дач,
     Чуть золотится крендель булочной
     И раздаётся детский плачь.
     И каждый вечер, за шлагбаумами,
     Заламывая котелки,
     Среди канав гуляют с дамами
     Испытанные остряки.
Предполагаемый ответ: а) А.А Блок; б) Н.А. Клюев; в) В.Я.Брюсов.
32.   Звенела музыка в саду
      Таким невыразимым горем.
      Свежо и остро пахли морем
      На блюде устрицы во льду.
      Он мне сказал: «Я верный друг!»
      И моего коснулся платья.
      Как непохожи на объятья
      Прикосновенья этих рук.
      Так гладят кошек или птиц,
      Так на наездниц смотрят стройных
      Лишь смех в глазах его спокойных
      Под лёгким золотом ресниц.
Предполагаемый ответ: а) М.И.Цветаева; б) А.А.Ахматова; в) В.М.Инбер.
33.   Никогда не забуду (он был, или не был,
      Этот вечер): пожаром зари
      Сожжено и раздвинуто бледное небо,
      И на жёлтой заре – фонари.
      Я сидел у окна в переполненном зале.
      Где-то пели смычки о любви.
      Я послал тебе чёрную розу в бокале
      Золотого, как небо, аи.
Предполагаемый ответ: а) А.А Блок; б) К.Д.Бальмонт; в) В.Я.Брюсов.
34.  Мело, мело по всей земле
     Во все пределы.
     Свеча горела на столе,
     Свеча горела.
     Как летом роем машкара
     Летит на пламя,
     Слетали хлопья со двора
     К оконной раме.
     Метель лепила на стекле
     Кружки и стрелы,
     Свеча горела на столе,
     Свеча горела.
Предполагаемый ответ: а) А.А. Блок; б) К.Д.Бальмонт; в)
Б.Л. Пастернак.
35. Нет,
        ты мне совсем не дорогая;
    милые
          такими не бывают...
    Сердце от тоски оберегая,
    зубы сжав,
               их молча забывают.
Предполагаемый ответ: а) Н.С.Тихонов; б) Н.Н. Асеев; в)
С.А. Есенин.
36. Мы ехали шагом,
    Мы мчались в боях
    И «Яблочко»- песню
    Держали в зубах.
    Ах песенку эту
    Доныне хранит
    Трава молодая -
    Степной малахит.
Предполагаемый ответ: а) Н.Н. Асеев; б) С.Я. Маршак; в)
М.А. Светлов.
37.  Пробираясь до калитки,
     Полем вдоль межи
     Дженни вымокла до нитки
     Вечером во ржи.
     Очень холодно девчонке,
     Бьёт девчонку дрожь:
     Замочила все юбчонки,
     Идя через рожь.
           (из Бернса)
Предполагаемый ответ: а) Н.С.Тихонов; б) С.Я. Маршак; в)
М.А. Светлов.
38.  Ночь идёт на мягких лапах,
     Дышит. как медведь,
     Мальчик создан, чтобы плакать,
     Мама - чтобы петь.
     Отгоню я сны плохие,
     Чтобы спать могли
     Мальчики мои родные,
     Пальчики мои.
Предполагаемый ответ: а) М.И.Цветаева; б) В.М.Инбер; в) К.К. Павлова.
39.  Любовью дорожить умейте,
     С годами дорожить вдвойне.
     Любовь - не вздохи на скамейке
     И не прогулки при луне
     Всё будет: слякоть и пороша.
     Ведь вместе надо жизнь прожить.
     Любовь с хорошей песней схожа,
     А песню нелегко сложить.
Предполагаемый ответ: а) Н.С.Тихонов; б) С.П. Щипачёв; в)
М.А. Светлов.
40.  Бьётся в тесной печурке огонь,
     На поленьях смола, как слеза,
     И поёт мне в землянке гармонь
     Про улыбку твою и глаза.
Предполагаемый ответ: а) Н.С.Тихонов; б) К.М. Симонов; в)
А.А. Сурков.
41.  Враги сожгли родную хату,
     Сгубили всю его семью.
     Куда ж теперь идти солдату,
     Кому нести печаль свою?
Предполагаемый ответ: а) М.В. Исаковский; б) Л.Н. Мартынов; в)
С.П. Щипачёв.
42.  Если я заболею,
     к врачам обращаться не стану,
     обращусь я к друзьям
     не сочтите . что это в бреду):
     постелите мне степь,
     занавесьте мне окна туманом,
     в изголовье поставьте
     ночную звезду.
Предполагаемый ответ: а) М.В. Исаковский; б) Я.В. Смеляков; в)
А.А. Сурков.
43.     Вы поблекли. Я странник, коричневый весь.
        Нам и встретиться будет теперь неприятно.
        Только нежность, когда-то забытая здесь,
        Заставляет меня возвратиться обратно.
        Я войду, не здороваясь, громко скажу:
        - Сторож спит, дверь открыта, какая небрежность!
        Не бледнейте! Не бойтесь! Ничем не грожу,
        Но прошу вас: отдайте мне прежнюю нежность.
Предполагаемый ответ: а) Л.М.Мартынов; б) Я.В. Смеляков; в)
А.А. Сурков.
44.     Я убит подо Ржевом,
        В безыменном болоте,
        В пятой роте,
        На левом,
        При жестоком налёте.
        Я не слышал разрыва,
        Я не видел той вспышки,-
        Точно в пропасть с обрыва -
        И ни дна, ни покрышки.
Предполагаемый ответ: а) А.Т.Твардовский; б) Л.М.Мартынов; в)
К.М. Симонов.

*****
Правильные ответы:
1. Алексей Мерзляков (1778-1830 г.г.)
2. Василий Жуковский (1783-1852 г.г.)
3. Александр Пушкин (1799-1837 г.г.)
4. Кондратий Рылеев (1795-1826 г.г.)
5. Фёдор Глинка (1786-1880 г.г.)
6. Пётр Вяземский (1792-1878 г.г.)
7. Евгений Баратынский (1800-1844 г.г.)
8. Иван Козлов (1779-1840 г.г.)
9. Александр Одоевский (1802-1839 г.г.)
10. Михаил Лермонтов (1814-1841 г.г.)
11. Михаил Лермонтов (1814-1841 г.г.)
12. Михаил Лермонтов (1814-1841 г.г.)
13. Михаил Лермонтов (1814-1841 г.г.)
14. Аполлон Григорьев (1822-1864 г.г.)
15. Николай Огарёв (1813-1877 г.г.)
16. Фёдор Тютчев (1803-1873г.г.)
17. Фёдор Тютчев (1803-1873г.г.)
18. Фёдор Тютчев (1803-1873г.г.)
19. Иван Тургенев (1818-1883 г.г.)
20. Николай Некрасов (1821-1878 г.г.)
21. Алексей Плещеев (1825- 1893 г.г.)
22. Алексей Константинович Толстой (1817- 1875 г.г.)
23. Алексей Константинович Толстой (1817- 1875 г.г.)
24. Афонасий Фет  (1820-1892 г.г.)
25. Яков Полонский (1819-1898г.г.)
26. Иван Суриков (1841-1880 г.г.)
27. Алексей Жемчужников (1821-1908 г.г.)
28. Алексей Апухтин (1840-1893г.г.)
29. Иннокентий Анненский (1855-1909 г.г.)
30. Марина Цветаева (1892-1941 г.г.)
31. Александр Блок (1880-1921 г.г.)
32. Анна Ахматова (1889-1966 г.г.)
33. Александр Блок (1880-1921 г.г.)
34. Борис Пастернак (1890-1960г.г.)
35. Николай Асеев (1889-1963 г.г.)
36. Михаил Светлов (1903-1964 г.г.)
37. Самуил Маршак  (1887-1964 г.г.)
38. Вера Инбер (1890-1972 г.г.)
39. Степан Щипачёв (1899-1980 г.г.)
40. Алексей Сурков (1899-1983 г.г.)
41. Михаил Исаковский (1900-1973 г.г.)
42. Ярослав Смеляков (1913-1972 г.г.)
43. Леонид Мартынов (1905-1980 г.г.)
44. Александр Твардовский (1910-1971 г.г.)