По улицам Помпей. Часть 1

Борис Готман
  "Последний день Помпеи" я помню с детства: копия этой картины Карла Брюллова висела над письменным столом отца как единственный предмет-воспоминание, сохранившийся  в семье из потерянной в войну киевской квартиры.
   
   Глядя на ужасы, изображённые  на этом полотне, часто думал, как хорошо, что рядом с нашим Киевом нет никаких вулканов.
   
   Тогда я не знал, что люди сами построят рядом "вулкан" и назовут его Чернобыльской АЭС...
   
   Конечно, тогда я не знал и то, что в левом углу картины художник изобразил самого себя.
   
   Что и в стоящей с кувшином на голове женщине, и в женщине, распростёртой на мостовой, и в женщине,  прижимающей к себе дочерей, изображена графиня  Юлия Павловна Самойлова.
   
   Та самая графиня, с которой Брюллова связывали романтические отношения, которая и привезла молодого художника на раскопки Помпей (тогда говорили "Помпея", а не "Помпеи", хотя, как говорить правильно,  специалисты спорят  и сегодня), где влюблённые проводили многие часы, прогуливаясь между руин погибшего города.
   
   Юлия Павловна познакомила художника  и с одним из её друзей, итальянским композитором  Джованни Пачини, написавшим  оперу "Последний день Помпеи",  которая произвела на Карла Брюллова неизгладимое впечатление.
   
   Ещё одна интересная деталь: отчество отчима графини было "Помпеевич".
   
   И, конечно, не мог я тогда знать, что при извержении Везувия в 79 году новой эры всё было совсем иначе, чем на прославленном полотне…
   
   Прошло много лет с тех пор, как я впервые увидел гибель Помпей на картине Брюллова.
   
   И вот наша туристическая группа стоит на одной из площадей погибшего города, слушая рассказ  итальянского гида.
   
   Оказывается, почти всё свободное население покинуло город заранее, в нём оставили только рабов, которые должны были присматривать за хозяйским имуществом.
   
   Эти люди погибли мгновенно – от  жара пирокластического потока – раскалённых до 500 градусов газов.
   
   Город накрыла не лава, его засыпал на высоту  6 – 8 метров падавший вулканический пепел, уплотнённый потом сильными дождями.
      
   В Википедии есть прекрасная статья о той давней трагедии.
    
   В ней говорится, что, возможно, предвестником пробуждения Везувия, спокойно спавшего до этого около четырёх тысяч лет (!), стало сильное землетрясение, произошедшее 5 февраля 62 года н. э.
 
   Его   описал  в  своих «Анналах» Тацит.
 
   Практически все здания были повреждены, часть из них не отремонтировали  до самой гибели города в 79 году.

   Извержение Везувия началось днём 24 августа 79 года и длилось около суток, о чём свидетельствуют сохранившиеся  «Письма» Плиния Младшего, племянника погибшего при этом извержении известного учёного и политика Плиния Старшего.
   
   Извержение привело к гибели трёх городов — Помпей, Геркуланума, Стабии и нескольких небольших селений и вилл.
    
   Плиний Старший, которым двигали не только интересы науки, но и сострадание к жителям, попытался приблизиться к гибнущим городам на судне.
   
   Пик извержения застал Плиния Старшего рядом со Стабией…
    
   Потом об этой трагедии было забыто - ведь она ударяла по престижу Рима!

   Такое не должно было случиться в центре Великой Империи, охраняемой могущественными богами!
    
   Правда, напоминает поведение властей в некоторых странах и в наше время...   
   
   Совершенно случайно при прокладке в 1592 году канала от реки Сарно, архитектор Доменико Фонтана обнаружил часть городской стены.
   
   Опять-таки случайно, в 1689 при постройке колодца нашли руины древнего здания. На нём была  надпись со словом «Помпеи»,  однако, тогда посчитали, что это вилла Помпея Великого.
   
   Настоящие раскопки начались только в 1748 году.
   
   Выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения.
    
   Под многометровой герметичной толщей пепла нашли улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных.
   
   В 1870 году Джузеппе Фиорелли,  руководивший  раскопками, обнаружил, что на месте тел людей и животных, погребённых под слоем вулканического пепла, образовались пустоты.
      
   Он попробовал залить эти пустоты гипсом и получил блестящие результаты -  удалось реконструировать предсмертные позы жертв извержения.
    
   На моих фотографиях читатели могут видеть некоторые из этих отливок.
       
   Продолжение следует…