Уложение о кровной мести

Мишаня Дундило
Мужчина, не имеющий врагов - не мужчина. Каждый юноша обязан зарезать врага, и тогда он посвящается в мужчины.

Если врагов нет, то надо нажить врагов. Нажить врага очень просто, для этого нужно лишь зарезать кого-нибудь из соседнего рода. При этом юноша одновременно и обретает врагов, и становится мужчиной. Можно и не резать никого, а просто объявить: мол, я - потомок воина, который зарезал сто человек из вашего рода. Тогда ты сразу обретешь много врагов, которых можно резать. Но это как-то не по-мужски. Лучше все-таки прийти с кинжалом и, не говоря ни слова, немедленно кого-нибудь зарезать, а это будет как раз по-мужски.

В восемнадцать лет юноша режет первого врага, после чего он торжественно провозглашается мужчиной. Далее он обязан резать не менее трех врагов в год для поддержания статуса мужчины. Отставать от графика убийств, а тем паче злостно отлынивать от сей почетной обязанности, очень нехорошо. И если план по зарезанию врагов не выполняется, то на следующий отчетный год на мужчину налагается штрафная санкция: он должен зарезать дополнительное количество врагов, в точности равное итоговой недорезке. Например, если мужчина вместо трех зарезал только одного врага (долг - две штуки), то в следующем году он обязан зарезать трех плановых врагов, еще двух врагов в счет погашения долга и двух штрафных, итого - семь штук. Сделав это, он подтвердит почетный статус мужчины.

А если долг по недорезанным врагам становится больше десяти, то указом совета старейшин такой неудачник объявляется бабой. Баба не имеет права носить кинжал и штаны, участвовать в битвах, появляться в мужском обществе (если не прикажут), ходить с открытым лицом, начинать первой разговор с мужчиной. Она обязана сидеть дома, варить пищу мужчинам и стирать их одежду, а вечером ублажать мужчин пением тонким голосом. Ну, и еще там кое-чем. Жыть баба обязана на бабьей половине, несмотря на то, что в прошлом она была мужчина. А долг по недорезанным врагам тяжким грузом обрушивается на плечи родственников бабы, которые сами находят способ распределения его между собой. Самое страшное - если и среди родни в тот момент имеется резкая недорезка. Тогда одному, а то и нескольким мужчинам рода грозит печальная участь стать бабой.

Вот пример: Абдулбай Тырдымбырдымбаев в 18 лет зарезал врага и был произведен в мужчины, в течение первого года зарезал еще двух врагов, а во второй и третий год вообще никого на зарезал. Рост абдулбаева долга по зарезанию врагов иллюстрируется следующей таблицей:


По истечении  План Зарезано Суммарная недорезка Штраф Суммарный долг
Первого года:    3           2                1                1                2
Второго года:    3           0                4                4                8
Третьего года    3           0                7                7                14


Абдулбай был низведен до бабы, а его долг в 14 незарезанных врагов был передан отцу и двум братьям. К тому времени у всех троих имелась равная недорезка по 8 штук врагов. Кому-то из троих неизбежно предстояло стать бабой, поскольку невозможно было раскидать долг Абдулбая так, чтобы индивидуальный долг каждого не превысил 10 незарезанных врагов. Никто не хотел быть опетушённым до бабы. Родственники подрались и перерезали друг друга. Вот так бывает с лентяями, трусами, неудачниками и ихними семьями.


Однакоже вернемся к Уложению о кровной мести. Если мужчина зарезал на десять врагов больше, чем ему положено по графику, то совет старейшин объявляет такого мужчину воином. Воин считается лицом, выполнившим основную часть священного долга кровной мести. Но воин не освобождается от обязанности по дальнейшему зарезанию врагов, на то он и воин. Воин получает от совета старейшин почетный кинжал двойной длины и обязан резать им не менее пяти врагов в год. Может случиться так, что в течение года он зарезал только четырех врагов вместо пяти - тогда в следующем году он должен зарезать пять плановых врагов, одного в счет долга и еще одного штрафного, всего семь. Может случиться так, что в течение года он зарезал только трех врагов вместо пяти - тогда в следующем году он должен зарезать пять плановых врагов, двух в счет долга и еще двух штрафных, всего девять. Может случиться так, что в течение года он зарезал только двух врагов вместо пяти - тогда в следующем году он должен зарезать пять плановых врагов, трех в счет долга и еще трех штрафных, всего одиннадцать. Может случиться так, что в течение года он зарезал только одного врага вместо пяти - тогда в следующем году он должен зарезать пять плановых врагов, четверых в счет долга и еще четверых штрафных, всего тринадцать. Если воин в течение года не зарезал ни одного врага, то в следующем году он обязан зарезать пять плановых врагов, пять в счет долга и еще пять штрафных - всего пятнадцать. В случае, если долг воина по недорезанным врагам становится больше двадцати, то воин разжалуется в обычные мужчины. И дай Аллах, чтоб ему не докатиться до бабы.

Если воин зарезал на двадцать врагов больше, чем ему положено по графику, то он считается лицом, до конца выполнившим священный долг кровной мести - никого больше не режет, обеспечивается охраной и может быть принят в совет старейшин.

Юноши, берите пример с Мухаммеда Акбар Татар оглы. Первого врага он зарезал в 14 лет и стал мужчиной. Потом, если считать по годам, он зарезал 4, 8, 11 врагов и досрочно стал воином. Ставши таковым, он зарезал (если считать по годам) 13, 15, 10 врагов и в двадцать лет мог бы уйти на почетный отдых, если бы не умер от ран, полученных в схватке с последним врагом.

Старость у нас в почете. Если человек дожил до старости, это означает, что никому из врагов он не позволил себя зарезать. Значит, он был храбрый, сильный и сам зарезал очень много человек. Поэтому старец имеет почетное право доживать свой век в охраняемой каменной башне под неусыпной охраной - ибо ныне он слаб, немощен и потерял умение орудовать кинжалом, а следовательно, его очень легко можно зарезать.