Встречи и расставания

Александр Андриевский
 У одного из писателей-классиков я прочитал:" Жизнь - это встречи и расставания." У неё много
определений, которые дали ей люди, а сколько ещё дадут -неизвестно!

Прочитав о жизни такое определение, не думал о том, что она докажет мне правоту этих слов.
Началось всё в первом десятилетии двадцать первого века. Однажды, мне приснился сон. "Никому не возбраняется видеть сны", - сказал бы шутя о нём великий классик русской и мировой литературы Антон Павлович Чехов.   

Приснившийся сон меня удивил. Во сне, ко мне в гости приехали сыновья моих младших братьев. Они живут в Читинской области. Несколько лет я не видел их: так сложились обстоятельства жизни. За год  до сна, из жизни ушла моя жена, затем, я оказался безработным. Естественно, из-за этого не мог съездить к родным в гости. Пособие по безработице было таким мизерным, что его не хватало даже на оплату квартиры. Долг за квартиру рос как снежный ком.
 
В  груди долго жило тревожное чувство, после увиденного сна. Моя старшая сестра, живущая недалеко, в соседнем городе, часто звонила мне. От неё я узнавал новости обо всех родных. Я звонил по мобильному телефону редко: у меня, из-за отсутствия денег, не было возможности оплачивать связь.
 
Время меж тем шло. Вскоре я устроился на работу. Мне казалось, что все испытания, посланные судьбой,- позади, что в тоннеле моей жизни появился долгожданный свет.

В начале декабря, к одному из моих земляков, из Забайкалья приехала его младшая сестра. Она живёт в одном городе с моими родственниками.- Сашка,-сказала она, когда они с ним пришли ко мне в двухкомнатную квартиру,- если хочешь увидеть мать живой,  то бросай все свои дела и приезжай проведать её. Она болеет. Пока ходит. Неизвестно, сколько ей осталось жить. Поезжай к ней, пока она живая! 

Судьба, неожиданно проявила ко мне милость. В конце декабря, в железнодорожной кассе я купил билет на поезд , и вскоре поехал к родным в Забайкалье. 

Моя землячка сказала мне правду о здоровье моей матери. Старенькая моя мама не узнала меня, когда я с одним из своих братьев перешёл через порог её дома.

- Это кто ко мне пришёл?- спросила она младшего брата с которым я пришёл к ней.

Слёзы выступили на моих глазах после её слов. Я обнял её. - Мама! Родная! -говорил  ей и утирал слёзы на глазах, - неужели, ты не узнаёшь меня? Я - Саша! Прости меня за то, что не приезжал к тебе в последние годы. У меня не было возможности приехать: я долго был безработным. В последние годы жизнь "бьёт" меня по голове. Ты же знаешь, что я похоронил жену. Правильно люди говорят: "Беда не приходит одна". Я давно хотел приехать к тебе в гости! Прости меня, мама!

***

Месяц я пробыл  в гостях у матери;  ухаживал за ней как за маленьким ребёнком. Ей было восемьдесят семь лет. Самое трудное дело для неё было: встать утром с кровати.

Коварная гипертония давала знать о себе, особенно по утрам, поэтому, по утрам я старался отвлечь её от болезни, говорил ей о том  какой мороз стоит на улице, звонил братьям или её сестре, в деревню, после этого мы разговаривали о родственниках.
 
Время летело незаметно. Мне нужно было уезжать к себе, в небольшой северный город. О своём отъезде я старался не говорить , зная о том, что растрою её этим разговором.

В конце января, я как всегда сидел возле небольшого окна, в комнате. Мать лежала в кровати. Я приготовил завтрак, но не спешил говорить об этом: мне нужно было поговорить с ней, настроить её на хорошие мысли, после этого пригласить в кухню.   

Я смотрел из окна на улицу. Белый туман висел над  невысокими лесистыми сопками.

- Сегодня мороз за сорок,- говорил  матери,- в обед, когда на улице потеплеет, пойду в магазин и посмотрю что там можно купить из продуктов.
 
- Сынок,- отвлекла меня мать,- наверно, скоро я уйду из жизни.

- Мама,-её слова встревожили меня,- ты, почему так говоришь?
 
- Время моё пришло уходить,- голос её  был спокойным, - сегодня сон видела. Будто мы с Мишей и Петей, находимся в лесу.

После того как она сказала о своих младших братьях, которых не было в живых, - замолчала на минуту, потом продолжила рассказ: - Мы с ними идём куда-то. Куда идём - не знаю. Идём по лесу, а дороги  назад нет."  Куда же пойду без них?- думаю,-  я дорогу в лесу не знаю... Они меня позвали идти с ними.
Я согласилась. 

Непростым был сон, о котором рассказала мне мать. Я постарался убедить её в том, что сон, приснившийся ей - простой. В этот момент вспомнил о сне, который приснился мне, перед приездом к ней в гости.
 
У племянников в жизни всё было хорошо: они работали машинистами электровозов. Естественно, они получали за свою работу приличные деньги. Жили отдельно от родителей, как говорится, не бедствовали.

После того, как вспомнил сон, приснившийся перед приездом в гости к матери,  решил никому не рассказывать о нём: мало ли что может присниться?

***

Скоро с тяжёлым сердцем я уезжал от матери, в свой город. Мой младший сын жил один в двухкомнатной квартире. К старшему брату он не пошёл жить на время моего отсутствия. Узнав об этом, я  попросил его позаботиться о нём. Пятнадцать лет для подростка - солидный возраст, но я честно скажу, что не приучал его жить самостоятельной жизнью, заботиться о себе, поэтому, моя душа болела за него. Мне хотелось побыть с матерью. Всё во мне говорило о том, что я её не увижу больше в живых.
   
Своими думами я поделился с братьями. - Не волнуйся,- сказали они, выслушав меня,- мать у нас всегда под контролем. Мы её кормим, она не сидит голодной. Наши сыновья и все мы, каждый день ходим  к ней в гости. Мы подготовили её к твоему отъезду. Ничего не поделаешь, тебе нужно ехать. Проживёт мать время, которое отмерил ей Бог! Все мы в этом мире гости.
      
Вскоре, я уехал от неё к себе с тяжёлым сердцем. Прошло два месяца после моего приезда домой. Неожиданно, позвонила по мобильному телефону старшая сестра и сказала мне о том, что мать ушла из жизни.

Я не успел приехать на её похороны. Через сорок дней после них, трагически погиб в автомобильной аварии, старший племянник, через сорок дней после этой аварии, в автомобильной аварии,- погиб второй племянник.

Десять лет прошло с того времени. Когда вспоминаю его, то слышу в душе слова младших своих братьев: "Все мы в этом мире гости". Когда вспоминаю о моих поездках на родину, думаю: "Жизнь - это встречи и расставания".