Брать и отдавать

Георгий Цвикевич
         Люди привыкли больше БРАТЬ, чем ОТДАВАТЬ. Человек боролся за своё существование тысячи лет и привычка БРАТЬ, чтобы выжить, БРАТЬ немедленно, как только это оказывалось возможным, стала, едва ли не основной.

         БРАЛИ ТО, ЧТО ПЛОХО ЛЕЖИТ,   БРАЛИ НАГЛОСТЬЮ, СИЛОЙ,  БРАЛИ КРЕПОСТИ, чтобы насладиться грабежом, БРАЛИ НА АБОРДАЖ, чтобы поживиться, Всегда хотели БРАТЬ ВЕРХ, чтобы БРАТЬ ОТ ЖИЗНИ ВСЁ, ЧТО МОЖНО БЫЛО ВЗЯТЬ, забывая при этом, что БЕРУТ ГРЕХ НА ДУШУ. После этого, слегка утолив неуёмную жажду БРАТЬ ОТ ЖИЗНИ ЕЁ РАДОСТЕЙ,  поглядывали наверх и ходили с серьёзными лицами.

        Потом, БРАЛИ ВЛАСТЬ, но никогда не БРАЛИ её НА ВРЕМЯ. Взяв власть, начинали БРАТЬ ВЗЯТКИ, не всегда деньгами и не потому, что не хватало достатка, а потому, что так делали до них все, кто когда-либо дорывался до власти.
 
       Казалось, всё уже было достигнуто и желать и БРАТЬ было особенно нечего, но те же ОБЯЗАТЕЛЬСТВА - БРАТЬ почему-то особенно не хотелось, не говоря о том, чтобы их нести. Лениво и с тайной радостью, что это всегда будет доступно, БРАЛИ самые деликатесные ПРОДУКТЫ, смакуя, БРАЛИ ФИГУРЫ на шахматной доске. С чувством выполненного долга БРАЛИ ПРЕСТУПНИКОВ, особенно тех, кто покушался на незыблемость власти, а жёны и дети БРАЛИ УРОКИ музыки и иностранных языков, чтобы собрав равных, бойко БРАТЬ АККОРДЫ в чуткой до звуков зале, и поражать своих - своим же талантом.

       Со временем потребность БРАТЬ притуплялась, но оставалось умение, навык, который сводил на нет любое желание БРАТЬ УМОМ. Но даже тогда, чего-то сильно не хватало и ТОСКА начинала БРАТЬ ЗА ДУШУ, и приключались поиски того, что могло бы ещё БРАТЬ ЗА ДУШУ, кроме тоски.

      А что же происходило с возможностью ОТДАВАТЬ? Ну, ОТДАВАТЬ приходилось редко, всегда по необходимости, по обязанности, почти никогда по потребности и по желанию. Приходилось сравнивать, взвешивать и оценивать. БРАТЬ ВЗАЙМЫ - и много, и у многих - оказывалось легче, чем ОТДАВАТЬ ДОЛГИ этим многим, и даже тем немногим, кому и отдавать-то, в общем, уже ничего не требовалось.

     БРАТЬ ЖИЗНИ, например,  оказывалось гораздо легче, чем ЖИЗНИ ОТДАВАТЬ.  Но хорошо и легко ОТДАВАЛИСЬ КОМАНДЫ, хотя собственный голос при разговоре достаточно сильно ОТДАВАЛ ДОРОГИМ КОНЬЯКОМ. Иногда ОТДАВАЛИ ДОЛЖНОЕ тем, кто никогда не покушался на власть. С удовольствием ОТДАВАЛИ ДАНЬ УВАЖЕНИЯ предшественникам, имея ввиду, что так поступят и с ними, когда срок их власти подойдёт к концу по тем или иным причинам.

    По старой привычке, скорее для порядка, чем по реальной нужде, просили у лектората ОТДАТЬ им ГОЛОСА, пусть все голоса, как грибы зимой, давно были собраны, подсчитаны и закатаны в банки до срока. Хотелось долго ДАВАТЬ О СЕБЕ ЗНАТЬ, хотя таких, кто о них бы не знал - уже и не было на этом свете. Но увы, приходилось и ОТДАВАТЬ КОНЦЫ, хотя большинство из них никогда не было моряками и там, куда устремлялись их души никто ничего НЕ БРАЛ и НЕ ОТДАВАЛ, но зато ВОЗДАВАЛ каждому ПО ЗАСЛУГАМ.