О неразрывной связи удовольствия и страдания

Евгений Терещенко
«Каждая минута счастья таит в себе будущую тревогу».
Дюма А.

Мысль А.Дюма мне хорошо понятна и близка, но я, все же, чуточку изменил бы ее формулировку. Мне кажется, вместо слова счастье, лучше употребить слово удовольствие или наслаждение, что одно и то же. Действительно, любое сознательно получаемое удовольствие непременно влечет за собой какое-либо, пусть небольшое, отрицательное последствие. Это закономерно, так должно быть, ибо не для того приходит человек в мир, чтобы наслаждаться земными благами. Я не хочу сказать, что удовольствия для человека вообще не нужны. Нужны. Удовольствие, получаемое от удовлетворения естественных физиологических потребностей, правомерно и необходимо. Удовольствие, получаемое от удовлетворения душевных потребностей, в познании и творчестве, правомерно и необходимо.

Неправомерно только превращать удовольствие в ЦЕЛЬ жизни, делать его мотивом своих поступков. Удовольствие может быть следствием, сопутствующим фактором, но не предметом наших стремлений. Если, к примеру, я иду на утреннюю прогулку, ее целью должно быть не удовольствие, а польза для здоровья, моцион. Если, при этом, прогулка доставит мне удовольствие – хорошо, нет - ничего страшного.
Ауробиндо так сказал об этом: «Пытайтесь получить удовольствие во всем, что вы делаете, но ничего не делайте в поисках удовольствия».

Отрицательные последствия удовольствий весьма разнообразны. Они хорошо известны, например, любителям полакомься алкогольными напитками. Возможно, мой опыт здесь недостаточен, но он свидетельствует о том, что прием спиртных напитков никогда не обходится без последствий. В лучшем случае, после приема небольшой дозы алкоголя и непродолжительного состояния опьянения, появляются слабость, усталость, тяжесть в голове. БОльшая доза спиртного и более сильное опьянение ведут к тем же, но более выраженным последствиям, а иногда к головной боли. Ну а последствия «перепоя» всегда бывают ужасны, и о них лучше не вспоминать. По-видимому, в первую очередь, алкогольное опьянение имел в виду А.Шопенгауэр, когда писал:

«Глупец гонится за наслаждением и приходит к разочарованию. Мудрый старается избежать бед».

К менее болезненным, но более длительным последствиям ведут интеллектуальные, эстетические удовольствия, получаемые от книг, музыки, художественных фильмов и других развлечений. Такие занятия, в часы отдыха от напряженного дневного труда, не причиняют вреда, способствуют расслаблению, обогащают новыми впечатлениями. Но когда человек, в погоне за удовольствиями, почти все свое время тратит на развлечения, острота ощущений вскоре пропадает, наступает пресыщение, появляются чувства скуки, пустоты, бессмысленности жизни. Это хорошо понятно, ибо, как писал Ф.Вольтер: «Нет истинных удовольствий, без истинных нужд».

У интеллигентного человека, особенно у интроверта, злоупотребление интеллектуальными и эстетическими удовольствиями ведет к деградации воли, утрате способности преодолевать препятствия, переносить лишения. У него появляются перепады настроения, депрессии, жизненные проблемы становятся для него мучительными и трудноразрешимыми. Об этом С.Булгаков:
«Эстетические переживания пассивны, они не требуют напряжения воли, они даются даром, а то, что дается даром, может разрушать».

Стремление удовлетворить потребность в удовольствиях, отрицательно влияет на отношения между близкими людьми, в семейной жизни. Наши домашние претендуют на наше внимание и нашу помощь в домашних делах, и, если мы находимся в плену своих страстей, то не оказываем им достаточного внимания и помощи. Появляются конфликты интересов, обиды, отчужденность.

Многие чувственные удовольствия вредны для нашего здоровья. Мы губим свое здоровье удовольствиями, получаемыми от мясной и жирной пищи, от сладостей и приправ, от газированных напитков и кофе и так далее. Супружеские измены, совершаемые в погоне за сексуальным удовольствием, чреваты венерическими болезнями, страхом разоблачения, конфликтами в семье, а слишком большая сексуальная активность в зрелом возрасте ведет к энергетической опустошенности и раннему старению.

В отличие от радости, имеющей внутреннюю природу, удовольствие целиком зависит от внешних источников. (Об этом в заметке «О различении радости и удовольствия»). Чем больше мы наслаждаемся всевозможными внешними благами, тем больше пересыхают внутренние родники радости и утрачивается способность радоваться жизни. Ауробиндо писал об этом так:
«Человек влюблен в удовольствие, поэтому он должен терпеть ярмо горя и страдания. Потому что чистое блаженство только для свободной и бесстрастной души».

Удовольствия приводят к зависимости от своих источников и ограничивают внутреннюю свободу. Люди, которых мы используем для удовольствия, могут нам изменить, вещи, доставляющие нам удовольствие, ненадежны, подвержены старению и порче, требуют новых и новых расходов, забот и ухода. И тогда появляется та тревога, о которой писал А.Дюма, ибо источники удовольствия преходящи, ненадежны и в любой момент могут быть утрачены.

Наконец, следует отметить, что удовольствия привязывают нас к земной жизни, к своему маленькому, «индивидуальному я», порождая сильный страх смерти. И этот страх не случаен. Смерть забирает у нас все источники удовольствий, а вместе с ними ту самоидентификацию, к которой мы привыкли. Мы должны исчезнуть, умереть, чтобы наше «Высшее Я», погребенное под грудами мирских привязанностей и страстей, могло выйти наружу и вступить в свои права. Этот процесс может происходить с большими муками.

К счастью, жизнь устроена мудро и гармонично и нацелена на позитивную трансформацию человеческой личности. Последовательно, шаг за шагом, она готовит человека к последнему часу, используя для этого все возможные средства. Подобно чередованию высоких и низких температур, ведущих к укреплению человеческого организма или стали, чередование наслаждения и страдания укрепляет нас духовно. Это алхимический процесс, ведущий к кристаллизации личности, ее духовного центра. И если мы не можем обойтись совсем без удовольствий, ничего страшного, нужно лишь принять вместе с ними и благотворные страдания, как должные и необходимые.