Батюшка

Михаил Полев
На древнем сельском безлюдном кладбище убеленный сединой батюшка служил молебен. В сотне метров от погоста стояла одряхлевшая и поруганная историей церковь с покосившимся крестом, летний ветер трепал кроны деревьев, укрывших могилы в последнем приюте их хозяев. Покосившиеся, полусгнившие кресты, едва заметные холмики могил, храм скорбно склонивший главу свою, говорили о многовековой истории намоленных и политых слезами мест.
О бренности бытия изредка напоминали либо проходящее мимо стадо, либо шум проходящей мимо большой автомобильной дороги, либо случайный путник….
Батюшка, увлеченный молитвой, был далек от суеты.
На кладбище находили последний приют и упокоение на протяжении четырех веков его предки. Те, кому он был обязан своим появлением на свет, кому был признателен за твердость православной веры в душе своей и приведшей его к благодати служения Всевышнему.
Преклонные уже были годы его. И возможно сознавал он, что может быть в последний раз поклоняется прародине своей и отдает дань молитвой за упокоение душ погребенных здесь….
***
Пронзительная и скорбная весть молнией пронеслась в ночь на 9 января 2014 года. Горем наполнились сердца близких и родственников, служителей церкви, сотен прихожан.
На 75 году жизни после совершения Божественной литургии, причастившись Святых Божественных Даров, скончался клирик Лыткаринского Петропавловского храма Петра и Павла Московской епархии
Вячеслав Николаевич Абузяров.
Батюшка Вячеслав, как почтительно и с любовью называли его прихожане…
И тьма народа потянулась к храму, в котором отец Вячеслав бессменно служил двадцать лет, отдавая каждому пришедшему частицу своей православной наполненной любовью души….
Православная паства с любовью оплакивала своего пастыря….
***
Жизненный путь батюшки поражает своей не типичностью для нашего времени и нашей страны, для нашего общества.
В переломную годину всплывает вся пена из душ заблудших, но крепкая верой душа всегда хранит себя в чистоте.
В годы гонений на церковь и веру массы народа отрекались от веры и родителей верующих в угоду сиюминутных выгод.
Батюшка же уверенно и твердо с отрочества шел к вере. К вере истинной, к вере православной.
В то время, когда нарушились устои былого общества и тьма народа ринулось в храмы без веры в душе в погоне за новыми благами, батюшка не ломал своих моральных принципов.
Он был с верой, вера была в нем. Господь вел его по верному пути.
***
Родился батюшка 23 марта 1939 года в Москве.
Грянула война. Враг стремительно шел к столице. Шла волна эвакуации.
Мама батюшки, повторяя путь многих, в 1941 году уезжает в деревню Покровка Рязанской области, на свою родину. Убегала от войны, от голода. Уезжала, спасая маленького сына и себя.
Там, в деревне, можно было выжить, не умереть от голода. Деревня была спасением.
В деревне жили бабушка с дедом, на могилках которых он служил описываемый выше молебен. И которые давали ему первые уроки истинной веры.
Мама его, Абузярова Анна Герасимовна, в девичестве Грачева, была уроженкой села Салтыково Сасовского района Рязанской области.
В детстве от неизвестной болезни умер отец ее, оставив мать с двумя малолетними девчушками. Мать Анны выходит замуж с двумя своими детьми на троих чужих. И рожая в новом браке еще четырех детей.
Тяжесть жизни того времени формировала особый тип людей, воспитанных
тяжелым повседневным трудом и с крепкими моральными устоями.
Своего отца батюшка практически не помнил. С теплотой он вспоминал
единственный эпизод из жизни… Они с отцом гуляют в лесу… Это
было накануне Великой Отечественной. Война забрала отца из дома.
Забрала и не вернула….
 Еще один эпизод вспоминал отец Вячеслав , когда кто то из деревенских мальчишек крикнул: «Славка! Твой отец вернулся!».
 - Как я бежал! Вкладывая в этот бег всю свою силу , всю тоску ожидания отца с фронта, всю свою сыновью любовь!…
 Но это был посторонний мужчина в форме, зашедший в их дом по какому то вопросу.
В общении с людьми старой, дореволюционной закалки, формировался характер будущего батюшки.
В небольшой деревушке Покровка Вячеслав закончил четырехлетнюю начальную школу, через всю жизнь пронеся добрые имена первых учительниц своих. В большом селе Салтыково, в семи километрах от дома, закончил семилетку по существующей в то время системе обязательного образования.
Дальнейший путь был или в колхоз, или в люди.
Вячеслав выбрал учебу. Десятилетка была в двух десятках километров от дома, большом промышленном лесном поселке Кустаревка. Путь его к знаниям составлял теперь десять километров пешком до полустанка на железной дороге, затем пару станций в вагончике с дымящим нещадно паровозиком до самого поселка. И жизнь на частной квартире в течении недели. К маме на выходные и назад в Кустаревку, захватив с собой те скудные съестные припасы на неделю, которые могла дать ему мать: картошка, хлеб, иногда пирожки.
Закончив десятилетку Вячеслав идет в армию. 
Службу в далеком грузинском городке Тетри-Цкаро он всегда вспоминал с теплотой и радостью. Новые места, интересная солдатская служба в роте связистов, новые знакомые. Ни одного грустного или отрицательного воспоминания.
 После завершения службы в 1963 году уезжает работать в город Лыткарино Московской области, где было много родственников по линии мамы, Анны Герасимовны.
Здесь устраивается и до 1994 года работает инженером на оборонном заводе
оптического стекла в городе Лыткарино (ЛЗОС). Снискал большое уважение
коллег как человек талантливый и энергичный, обладающий большим
творческим потенциалом.
Тяга к образованию не оставляет его, и он поступает в институт, который
успешно заканчивает.
***
Путь отца Вячеслава к вере был как бы предопределен свыше.
Истинная вера, идущая из глубины души, была в те времена гонима. Разгул вероотступничества овладел мирской жизнью. С древней церкви пытались стянуть крест, но Господь не допустил такого святотатства. Богохульство над церковью совершалось до рождения батюшки.
 Поколение родителей и дедов помнили этот разгул мракобесия и передавали из уст в уста, осуждая. Но не имея возможности протестовать.
 Пытливый ребенок был частым гостем у своих бабушки и дедушки.
На протяжении всей сознательной жизни батюшки они были несколько большим, чем обычные близкие родственники. Но где он был всегда желанным гостем.
Они формировали и утверждали в его сознании принципы православной веры. Бабушка Федосья Васильевна, в девичестве Тарханова, учила молитве. Дед Тихон Ильич Лихин, давал жизненные уроки. Когда юный Слава, начитавшись атеистической литературы, поспешил поделиться с ним впечатлениями, тот несколькими фразами расставил все на свои места, заключив в конце беседы:
- многие так начинали, да плохо кончили.
Эту заключительную, неоспоримую резкость Батюшка пронес через всю жизнь как пример принципиальности, силы убеждения, непреклонности.
Уважение к православной вере, молитве, служению в храме отрок впитал с детства и нес всю свою сознательную жизнь, шаг за шагом приближаясь к вершине благодати. Благодати служения.
Пронести веру в душе во второй половине двадцатого века, не поддаваясь соблазнам и искушению, было истинным подвигом.
Искушение заключалось не столько в рюмке вина или в совершении иного греха. Искушение было в соблазне вероотступничества, ложном представлении о всепрощении. Вся атмосфера того времени была пропитана искушением.
Отрекись, и ты получишь все блага.
Не ходи в церковь, у тебя ее так много неиспытанных удовольствий.
Не ходи на службу, ведь так много дел вокруг….
Вячеслав твердо шел к цели. И достиг ее.
В 1994 году Абузяров Вячеслав Николаевич, оставив работу, был рукоположен в сан диакона, а 18 декабря 1994 года в сан священника митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Коломенском Старо-Голутвинском монастыре и определен к Петропавловской церкви города Лыткарино, в которой и прослужил до своей кончины.
***
Путь батюшки к священничеству не был загадан с детства. Но Вячеслав Николаевич шел  к церкви твердой поступью.
 У него был хороший тенор и отличный слух. Его музыкальным авторитетом с детства был , пожалуй лучший тенор СССР Сергей Яковлевич Лемешев. И Классическое пение привлекало и тянуло его. Он занимался пением в вокальном коллективе. Были у него и концертные выступления.
 Даже концертный костюм из бархата специально под заказ для него сшило руководство ДК «Луч» г.Лыткарино.
 Совершенствуя себя в пении, он пришел в церковный хор. На постоянную основу регент в хор его не принял, но служба в церкви увлекла. Начал регулярно ходить на службы в только что открывшийся после поругания и осквернения Петропавловский храм, где его очень заинтересовал церковный хор.
-Вот бы петь в нем - думалось ему
-ходить на службу , а заодно оттачивать вокальное мастерство...
 Но Господь распорядился иначе , готовя своему будущему служителю иной путь.
 Места в хоре ему не оказалось , да и требования у тогдашнего регента были строгие. Заметив нереализованные стремления благочестивого прихожанина настоятель храма иеромонах Алексей предложил ему стать чтецом. Вот так, поначалу читая в храме, выполняя различные поручения, Вячеслав все больше постигал тонкости церковного служения.
Определение на новой жизненной стезе давалось батюшке нелегко. Были долгие бессонные ночи, размышления, советы с матушкой, детьми.
И окончательное решение было принято.
В лихие 90-е, общество как никогда нуждалось в наставлении и молитве, по выражению мудрых "Жатвы много , а делателей – мало", таинство рукоположения свершилось.
Даже сам момент рукоположения был знаменателен.
 Батюшка очень боялся холода, а в этот день стояли очень суровые морозы – до 28 градусов.
Храм, где его должны были рукополагать, находился в восстанавливающемся Старо Голутвинском монастыре. Помещение не отапливалось и только тепловые пушки слегка прогревали его. Но он все выстоял.
И как светились его глаза при рукоположении!!! . Даже мороз отступил.
Потом были долгие рядовые и торжественные праздничные службы , часовые исповеди прихожан, поощрения от правящего архиерея Митрополита Ювеналия : сначала набедренник, затем камилавка, еще позже золотой наперстный крест , а в 2008 году он был возведен в сан протоиерея.
***
Отец Вячеслав был моим двоюродным братом.
Росли и уходили в большую жизнь мы из одной маленькой деревушки срединной России. Отец Вячеслав был значительно старше меня по возрасту и с детства очень уважаем в семье. Авторитет снискал влечением к учебе, недетской пытливостью, устремленностью.
И вольно либо невольно был для меня маяком в моей детской жизни, в определении моих приоритетов.
В детстве он был очень общительным и разговорчивым ребенком, о чем всегда вспоминали с доброй улыбкой мои родители на фоне серьезной немногословности батюшки во взрослой жизни.
 Как все дети был проказлив.
Но проказливость его не была пустопорожней, ради шалости. Но несла практический смысл. И вот пример ее.
Учась в средней школе, зимой батюшка квартировал у наших родственников в селе Салтыково, поскольку находилась она в восьми километрах от нашей деревушки. Путь в непогоду был далек и приходилось родителям на сложное время года пристраивать детей по родне.
С родственниками жила очень старая бабушка Евфимья. А батюшка занимался в ту пору радиолюбительством, что для того времени было очень неординарным занятием. И мудровал братишка над бабкой также неординарно. Соберет конструкцию из проводов и радиодеталей, какое–то подобие объемной паутины, положит на полати, и, отправляясь в школу, прикажет:
- Бабушка, не трогай, тут бомба, а то замкнешь контакт, она взорвется!
И сидит она, древняя, не дыша, до его возвращения.
Детское увлечение радиолюбительством определило род занятий Вячеслава на большую часть его жизни. За ним тянулся и я, поскольку он был единственным перед детскими глазами моими достойным и доступным для подражания образцом. И я с детства лепил какие-то конструкции из проводков и транзисторов, и связал свою жизнь с электроникой.
Мы постоянно поддерживали связь друг с другом параллельно идя по жизни. Радовались успехам, разделяли печаль, женили детей.
Выбор батюшкой пути служения православной церкви был мной и родственниками принят как должный правильный и сознательный выбор. Он, кстати, не афишировал своего нового для нас образа духовного сана.
 Вспоминается наша первая встреча с братом как священником.
Он приехал в наш город на похороны своего дяди, семья которого жила недалеко от меня. И должен был остановиться у меня на ночлег. Я встречал его в условленном месте. Время шло, мимо в сумерках сновал народ, но знакомой и родной фигуры все не появлялось. Очередной прохожий появился впереди, и я равнодушно развернулся в другую строну. Меня окликнул знакомый голос и в прохожем с окладистой уже бородкой я с трудом разглядел родное лицо.
Позже, в беседе, батюшка рассказал о своем новом выборе.
 Несколько раз мы посещали с батюшкой нашу малую родину, к памяти о которой он трепетно относился. Всегда навещали родные могилы, встречались с родственниками. И в глазах их сияло благоговение, когда они прикладывались к его руке. Родной батюшка….
В пути было много бесед о православии, таинствах церкви, смысле веры. И я всегда видел твердую убежденность батюшки в выбранном пути, силу веры, его непоколебимость.
***
В последние годы своей жизни батюшка много времени посвящал генеалогии. У него была очень хорошая память, он был пытлив. Хорошая память была в роду у нас, как и были в роду хорошие рассказчики. Наши мамы, родные сестры, много передали нам. Но батюшка в детстве много общался с теми стариками, с которыми уже не имел возможности общаться я.
Вместе с ним мы проследили род наш по линии матерей наших на протяжении 180 –ти лет.
Батюшка был очень настойчив в достижении целей, чем иногда вызывал раздражение у некоторых, очень легких на слово и необязательных на исполнение, собеседников. Но поскольку и вода точит камень, в большинстве поставленных целей батюшка достигал задуманного.
Батюшка восстановил связь со многими нашими земляками, своими сверстниками. Много было у него наработок, большие были планы и задумки….
Но…
***
Последний раз мы общались с батюшкой вечером 7-го января 2014 года.
 Я, несмотря на праздник, возвращался из какой-то хозяйственной поездки. Батюшка звонил мне после Божественной Литургии. Голос был усталым. Но как всегда полным жизни. Поздравили друг друга с праздником, обсудили дела насущные в наших совместных работах.
А поздним вечером 9-го января телефонный звонок принес печальнейшую весть. Батюшка скончался.
 Горе семьи разделила паства.
. Последний раз входил батюшка в храм...  Вернее, его вносили вечером 9 января.
 Стоя на коленях, с зажженными свечами, как архиерея  встречали его любящие духовные чада и просто прихожане.
 Это было его последнее скорбное и торжественное шествие по храму.
 Мне не пришлось видеть батюшку в гробу. Долгая дорога, ненастная погода задержали меня в пути. Я смог приехать только к выносу, с трудом пробившись через толпу скорбящего народа.
Бросив горсть земли в могилу… на гроб, заботливо опущенный молодыми ребятами в кирпичный склеп. Эти же ребята в порыве выполнить то последнее , что они могли сделать батюшке под проливным дождем, сооружали этот склеп.
 Полтора суток плакала вместе с людьми природа , а в день похорон как бы по просьбе отца Вячеслава она утихла и дала возможность тысячной толпе без дождя проводить его в последний путь.
В памяти у меня стоит его живой образ… И живой голос батюшки слышу я, вспоминая о нем…
***
Вечная память….