Школа гениальности

Акопов Рафаэль Нуриджанович
Можно ли гением стать? В литературе многих называют гениями: гениальный композитор, гениальный инженер, ученый и прочее. Но так ли это? Как по мне, так в истории человечества был и наверное останется один единственный гений -  Леонардо Да Винчи. Почему? Давинчи был не только, а может быть даже не столько художником, сколько творческой личностью. Его наследие, кроме живописи, содержит открытия (именно открытия) инженерные и технические, в геологии и анатомии. Он даже писал басни.
Все остальные, безусловно, великие: художники, композиторы, ученые, но не гении.
В чем отличие великого от гениального. Очевидный факт – в разносторонности!
Творческими способностями природа награждает многих, может быть, даже всех. Но у кого-то эти способности глохнут вообще, у кого-то пробиваются только в одной области, а у гения «прет» кругом.
 
Творчество, как я уже говорил, это способ мышления. Это способ поиска и нахождения (именно нахождения!) решения любой задачи. Вспомните Робинзона Крузо. На необитаемом острове из ничего создать условия жизни- нужно творческое мышление: увидеть в камне – топор, в обыкновенной палке – мачту и тому подобное.  Вся история развития человечества основана на творчестве, от освоения огня, изобретения колеса и до сегодняшних компьютеров и Интернета.

Если понаблюдать за детьми, то можно искренне удивляться их творческой фантазии, как из сподручных элементов они могут придумать что угодно. Их фантазию не останавливает закостенелое образование или ограничение типа «так не бывает». Помнится, в детстве, пока еще не было игрушек, я сделал автобус из одежной щетки! Перевернул щетку деревяшкой вверх, а снизу в качестве колес в разных концах привязал две деревянные ниточные катушки. Попробуйте, чем не автобус?
Творческое мышление взрослого сродни фантазии ребенка, но оно еще подкреплено знаниями и умениями. Не надо думать, что быть гением хорошо. Смотря для кого. Разумеется, для общества – да. Кто же еще будет толкать цивилизацию, если не гений и талант. Но для самого субъекта гениальность отнюдь не есть благо. Сколько талантливых детей потом «перегорали» и терялись в жизни. Причина именно в творческом мышлении. Творческое мышление – антипод логике, оно разрушает человеческий мозг, это состояние близкое к умопомешательству, человек теряет способность вписаться в обычную жизнь.  Не случайно у великих  происходили те или иные отклонения в психике. Поскольку логика неспособна контролировать творческую фантазию. Здесь работает метод исключения, или-или. Или логика или фантазия. Большой проблемой гениальности становится неприспособленность к жизни. Жизнь, быт требуют материальных благ сегодня. Результаты творчества гения - из будущего, то что осознается только завтра, через год, через сто лет, и сегодня его не кормят. Это с одной стороны. С другой, творчество – это тоже труд, причем тяжелый (не в физическом смысле), в смысле психологическом. Известно, что Гоголь натурально переживал эмоции своих героев.

Но если кто-то хочет взойти на творческие вершины, то этому нет преград. Как в спорте, надо знать принципы и тренироваться. Но, как и в спорте, не каждому доступен любой спорт, в силу конституции или физиологических причин. Творчество- это вид спорта для ума, и он может быть недоступен в некоторых случаях.
У творческого мышления есть особенность,- это универсальная способность или свойство мозга. Для творческого мышления не имеет значения область «применения». Это своего рода мозговой вездеход, он может и в огонь и в воду и в горы, куда его направит водитель.

Творческая личность может действовать в любой области, будь то наука, искусство, техника, и даже во всех одновременно. Но надо понимать, что в каждой области существуют установившиеся законы и правила. Отличие творческой личности от дилетанта в том, что творческая личность (в отличие от дилетанта) знает эти законы, но сознательно их разрушает, изменяет или использует по-новому.
Творчество – это возникновение нового, чего еще не было. Даже столяр, сколачивая обычный деревянный табурет, может подойти к этому творчески. Сделать табурет, какой до него никто еще не делал, но чтобы это было функционально и эстетично.
И появляются стулья складные, стулья-матрешки. Думайте, думайте, может быть придумаете табурет карманный, или какой-нибудь электронный, табурет-весы, который будет человеческим голосом каждый раз корить  Вас за отращенный курдюк, или наоборот, хвалить за потерянные сто грамм. А если что из этого сделаете, - чур, я в доле.

Но творческое мышление не бывает на пустом месте. Вернемся к детям. У них большая фантазия, но она все же ограничена рамками их опыта, знаний, кругозора.  Соответственно, чтобы расширить применение творчества, необходимо расширять знания (глубокие знания в одной какой-то области) и кругозор (общие знания в разных областях). Как в ботанике, скрещивание, опыление  разных сортов, плодов, растений иногда (не всегда!!) дает совершенно новый сорт или новое растение, так и творческое «скрещивание» знаний в разных областях дает совершенно новые плоды. И только при наличии знаний эти «плоды» могут быть полезны. Скажем, для музыканта, кругозор –это знание того что происходит в музыке, стили, национальные мотивы, и прочее и прочее.

Есть такая шутка о творчестве и изобретениях. Один «гений» заметил, что в обычном карандаше грифель (то чем пишут) вставлен в деревянный стержень не до конца. Но если в конце карандаша грифеля нет, значит он писать не будет, зачем тогда кончик дерева без грифеля. И он запатентовал изобретение, «отрубив» деревянный кончик без грифеля и обосновал большую экономию дерева.
Другой, еще более «гениальный» изобретатель увидел новый карандаш, в котором грифель идет до самого конца. Но ведь невозможно заточить карандаш так чтобы писать грифелем в самом конце карандаша. Значит, грифель в конце карандаша не нужен, он просто теряется. И тогда он запатентовал изобретение, «отрубив» кончик грифеля и обосновал большую экономию грифеля. В результате, карандаш вернулся в свое естественное функциональное состояние.

Мораль сей басни такова. При создании, изобретении нового необходим системный подход. Для этого нужен кругозор. Это ярко проявляется в государственном масштабе, когда одни люди принимают одни законы, другие – другие законы, но никого не интересуют последствия этих законов в смежных или других областях.

Итак, подведем итоги. Творческое мышление можно развивать. Но для этого нужны знания и кругозор. Одновременно необходим системный подход, когда Вы видите, как повлияет Ваше творение на другие области жизни. Но иногда бывают творения неизбежные. Открытие Эйнштейном закона перехода массы в энергию,- физическое, научное открытие, его нельзя спрятать. Но оно привело к созданию атомной бомбы.
Отсутствие системного подхода можно видеть в применении обычных слов. И сегодня за это убивают и сжигают. Тренировка творческого мышления возможна постоянно и везде. У  Вас есть слух, у Вас есть зрение. Что Вы видите? Для чего оно? А что если…
Творите на благо. Может жизнь станет лучше.