Случай в командировке

Михаил Пруцких
Эпиграф:
"Мы улыбку даем как рубчик
 Подхалимы бряцают туш
 Пострашнее других коррупций
 Лихоимство человеческих душ".
          (А. Вознесенский)


В командировках я бывал часто, подолгу, и с удовольствием. Мне нравилось набираться новых впечатлений, знакомиться с новыми людьми, а заодно и отдохнуть от рутинного сидения в офисе, и ежедневных домашних обязанностей. Но явные плюсы, как обычно уравновешивались неизбежными минусами. Командировка, о которой я хочу рассказать пришлась на начало 90-х годов – время распада Советского Союза. Многие, кто сейчас с ностальгией вспоминают  о тех временах, забывают и о пустых полках магазинов, и о бесконечных очередях, и, конечно же, о хамском «совковом» обслуживании в магазинах, билетных кассах, ресторанах, и гостиницах. Везде, где человек сталкивался с чиновником.
Однажды я приехал В Нижний Новгород ( тогда г. Горький), в очередную командировку. Рабочий день заканчивался, и пора было подумать о ночлеге. Я переступил порог гостиницы с внутренней опаской, на опыте зная, как трудно снять номер. У стойки регистрации я увидел надпись, сделанную от руки на картонке – МЕСТ НЕТ. У обычных просителей, к коим я причисляю и себя, было несколько способов попытаться получить номер:
1. Попробовать пофлиртовать с администратором, если это еще не старая  женщина.
2. Попробовать разжалобить, или вызвать к себе симпатию.
3. Попробовать дать взятку.
Я подошел к регистратуре, чтобы посмотреть на администратора, и оценить свои шансы. Но, как только я увидел ее, я понял, что первые два способа добиться номера, сразу отпадают. Это была «бой-баба», с двойным подбородком, жесткими прямыми волосами, и злыми глазами. Я почувствовал внутреннюю дрожь от одной необходимости обратиться к ней с вопросом, и подсознательно ожидая хамский ответ.
Должен сделать небольшое отступление: сейчас можно поселиться и в частном секторе, и в небольших уютных частных гостиницах или отелях - выбор большой. И везде вежливые и внимательные администраторы будут предлагать лучшие условия и меньшие цены. Ничего не скажешь – конкуренция. А тогда, чтобы чего-нибудь добиться, нужно было иметь блат, не всегда помогали даже деньги.
«Добрый день», - очень вежливо сказал я, начиная первую попытку. Тетка даже не повернула голову в мою сторону. «Я только что приехал в командировку из Ленинграда, и мне нужен номер на одну ночь». Тетка, не поднимая головы, раздраженно сказала: - « Мест нет», и указательным пальцем ткнула в картонку.
«Но может быть попозже какой-нибудь номер освободиться? Я буду вам очень благодарен», - сказал я, упирая на слово – благодарен, и выдавил из себя заискивающую улыбку. «Вот попозже и приходите», - отрезала тетка, заканчивая разговор.
Было, что сказать и как сказать, но надежда получить номер в гостинице еще оставалась, и я приглушил свои эмоции, и еще раз выдавил из себя жалкую улыбку. «Спасибо», - сказал я и вышел на улицу. На улице было тепло и безветренно, и, в крайнем случае, можно было переночевать на скамейке в парке. Я зашел в магазин и купил бутылку пива. Удобно устроившись на скамейке, и неторопливо попивая пиво, я стал размышлять о том, как плохо не иметь блата. Наверняка для нужного человека у этой мегеры сразу нашлось бы место. Дальше я подумал, что чем меньше начальник, тем больше у него гонора, заносчивости и хамства.  Неожиданно у меня мелькнула мысль. Да, у меня нет блата, но мегера об этом ведь не знает. Я снова подошел  к двери гостиницы, на которой было название гостиницы, адрес и номер телефона. В кармане я нашел двухкопеечную монету и зашел в кабину телефона-автомата. Я набрал номер гостиницы, и, с бьющимся сердцем, стал слушать длинные гудки. Наконец трубку сняли, и я узнал голос «злой мегеры».
«Здравствуйте», - стараясь говорить уверенно, сказал я, -  «С вами говорят из отдела кадров Волго-Донского пароходства. У нас к вам убедительная просьба разместить нашего коллегу и партнера, очень ценного специалиста и создать для него комфортные условия проживания. К сожалению, в ведомственной гостинице мест нет. Гарантийное  письмо мы сегодня уже сделать не успеем. Он заплатит вам наличными. Заранее большое спасибо». Я положил трубку. Подождав какое-то время, и допив пиво, я не спеша отправился в гостиницу снова. Внутренне я опасался, что администраторша узнает мой голос, но что я, в конце концов, теряю?
Я подошел к стойке регистрации. «Добрый день», - обращаясь к мегере, сказал я. «Вам должны были позвонить обо мне из пароходства». Тетка в первый раз посмотрела на меня, и спросила совсем другим тоном: - «Ваша фамилия?»
Я  -«Пруцких»
Она – «Михаил Анатольевич?»
Я – «Да»
Она – «Пожалуйста, ваш паспорт»
Я дал ей свой паспорт. Оформив мне одноместный номер, и отдавая мне паспорт, она немного задумалась и неожиданно сказала: - «Михаил Анатольевич у меня в пароходстве работает сын», - тон у нее изменился до неузнаваемости. Она подумала, что я нужный человек и решила этим воспользоваться. Теперь уже она выступала в роли просительницы. «У вас такие хорошие отношения в отделе кадров, вас так уважают в пароходстве. Может быть, вы поможете перевести моего сына на хороший пароход?» Она даже попыталась улыбнуться. Улыбка скорее походила на оскал. Видно, что она улыбалась редко, и  это давалось ей с трудом. Мне стало не по себе. «Я попробую», - уклончиво сказал я.
Утром, когда я выходил из гостиницы, она поймала мой взгляд и спросила: - «Так вы не забудете?». «Нет что вы, конечно, постараюсь вам помочь», - сказал я, и быстро вышел.
В командировочном предписании у меня было записано совсем другое  предприятие.