Откровения ночного сторожа... Выбор

Вигор
Большой наклонный зал политеха…

Я снова здесь, но ощущение, что все происходит  в какой-то другой реальности и не со мной. Столько же лет прошло?  Страшно подумать. Из воспоминаний осталось немного. Почему-то ярко одно событие: я протискиваюсь  сквозь двери, двигаясь в шумной толпе студентов, и в этом водовороте рядом со мной  девушка.   Необычайно красивая.     Лицом к лицу, тесно, очень тесно  прижавшись ко мне всем телом. Мы стараемся не смотреть друг другу в глаза, но при этом я ощущаю  и возбуждение, и желание, и страсть. Интересно, что чувствовала в этот момент  она?
Помню,  потом мы сидели рядом, и она пожаловалась, что раздавила очки. Почему я с ней не познакомился?  Ведь сказано: лучше сделать что-то и пожалеть об этом один раз, чем не сделать, а потом жалеть всю оставшуюся жизнь.
Это про меня.  Более того, теперь-то я понимаю, что это стало моим жизненным кредо.
Сколько упущенных возможностей. Сколько всего того, о чем  жалею сейчас.

Впрочем, это уже не имеет никакого значения.  Я стал другим. Мир стал другим….
 
Когда-то, очень давно я был студентом. Теперь, о, ирония судьбы, работаю ночным сторожем  в этом же институте и у меня есть ключи от Большого наклонного зала.
Иногда по ночам я прихожу сюда, стою посреди пустой аудитории и слушаю тишину. Всматриваясь в темноту, пытаясь разглядеть лица своих друзей, которых рядом нет, а иных нет вообще.  Странное ощущение. Пожалуй, я единственный, кто, проделав огромный путь, вернулся назад.

Когда-то очень давно я также стоял посреди этого зала, молодой и беззаботный, полный энергии, надежд и жизненных планов, теперь  мои волосы покрыты  серебром и все что осталось ценного  – мои воспоминания.
Круг замкнулся.

Но!  Пишу не для того, что бы делиться ностальгией по прошлому, которого  не вернуть. Осознаю и принимаю, как свершившийся факт данную реальность и если мне  предначертано судьбой вновь оказаться в этих стенах, с благодарностью принимаю  выбор.

Просто со мной произошло одно, как бы это сформулировать, непонятное событие, в котором я и сам не до конца разобрался. Этим событием я и хочу поделиться, даже не пытаясь найти ему объяснение.

Так вот. Как-то раз я забрел  в большой наклонный зал посреди ночи, и вот тут-то со мной и приключилось это странное, я бы даже сказал, мистическое событие.   Находясь в пустом зале, невероятным образом я вдруг ощутил, что не один. Что зал до отказа набит людьми, так что не осталось свободных мест. Некоторые стояли в проходах, а иные забрались на подоконник и сидели там, болтая ногами в воздухе. В основном студенты, но среди присутствующих я обнаружил и людей почтенного возраста. Все они сидели и о чем-то спорили друг с другом, то ли не замечая, то ли не обращая на меня внимания. Шум голосов сливался в единый гул, напоминающий шум океана.
Неожиданно наваждение прошло, и я услышал, как там, во внешнем мире проехала машина, увлекая за собой ропот толпы, и то, что мгновение назад представлялось мне людскими голосами, превратилось в  шум двигателя отъезжающего автомобиля. Вдоль дальней стены по диагонали вверх, промчался луч света, и я подумал: как такое возможно?

А потом  сделал то, что сделал - взошел на кафедру и улыбнулся:
- Здравствуйте, родные мои.
Я приветствовал тех, кто оставил здесь подобно мне, свою юность, оставил былую энергию и задор, оставил часть своей души, свои воспоминания. И я, тот  о ком уже все забыли, коротающий свой век, перелистывая страницы прошлых дней, никому не нужный и никому не интересный, стою  перед огромной аудиторией и сотни лиц, обращенных ко мне, внимают каждому моему слову. Можно ли найти более благодарного слушателя, чем тот, которого нет?

Впервые за много лет я почувствовал, что счастлив!

- Когда мне исполнилось двадцать лет, - произнес я, обращаясь в пустоту, - столько, как многим из вас сейчас,  я пытался представить каким будет Мир, когда мне стукнет пятьдесят. Нет, я не думал о том, постарею я или нет.   В тот момент мне казалось, что впереди Вечность. Я хотел заглянуть в будущее, что бы разглядеть в нем свои мечты.
В двадцать лет наша неуемная фантазия рисует удивительные образы. Тогда мне казалось естественным, что эманации мира  сходятся в одну точку и в этом фокусе на пересечении всех дорог находится  моя и только  моя реальность.

Но это проходит.  В какой-то момент начинаешь понимать, что живешь иллюзиями, а все твои представления о Мире не стоят и ломаного гроша.
 
Нет, не разочарование жизнью говорит во мне, хотя и это присутствует. Просто однажды я осознал, что между придуманным мной миром и нашей реальностью существует огромная разница. Хотя здесь уместно другое слово -  пропасть, провал, бездна.

 Но, знаете в чем парадокс? Я не хочу отказываться от своих Иллюзий. Мне кажется, если я сделаю это, то умру. Я не хочу видеть реальность такой, какая она есть!

В двадцать лет, я нафантазировал будущее, утопающее в зелени, купающееся в ярких лучах солнца. Пятый элемент! Города-мегаполисы, бурлящая жизнь, летающие по небу автомобили. Я зачитывал до дыр книги Хайнлайна,  Бредбери,  Желязны… Бродил в отражениях, парил над океаном чайкой по имени Джонатан Ливингстон, искал Мескалито, полагая, что мир подобен Галатее, но оказалось… мир больше похож на чудовище Виктора Франкенштейна.

В пяти километрах от города стоит армия ополоумевших моих соотечественников и обстреливает из танков жилые кварталы. Вот это настоящая реальность!

 Да, я принимаю ее такой, какая она есть, но хочу ли я жить в ней? Вы возразите, и будете правы. Разве у меня есть выбор?

Вот об этом я и хочу поговорить с вами.  Хочу поговорить о Выборе.

 - Каждую ночь я буду приходить в этот зал, и читать лекции, при этом постараюсь обходиться без сентенций, иначе рискую утомить вас. Молодости не свойственно надолго погружаться в пучину старческого слабоумия. Пытливый ум ищет лестницу в облака.

Но, у меня есть преимущество – я могу быть самим собой.  Мне не нужно кривляться, изображать из себя невесть кого, надевать строгий костюм, завязывать галстук, поправлять очки на носу и морщить лоб, а еще я могу сбросить Маску!
И знаете? Черт подери, какое же это облегчение! Стоять без Маски и ощущать кожей на лице дыхание свежего ветра.

Больше всего на свете я боялся выглядеть как чей-то типаж. Профессия накладывает на человека отпечаток. Врач выглядит, как врач, дворник, как дворник. Мне всегда было интересно, как выгляжу я. За свою жизнь я сменил столько профессий, столько масок на себя примерил, что теперь мне и самому сложно определить, кто же я на самом деле.

Один мой приятель, много путешествовавший,  посетив Индию, поделился впечатлениями. Несколько возмущенно, назвав это средневековым варварством, он сообщил, что в Индии до сих пор практикуется деление людей на  касты, тогда как по рождению мы все равны.  Я согласился, но когда он перечислял касты, от низших к высшим, поймал себя на мысли, что пытаюсь пристроить  себя к одной  из них. Оказалось, в этой иерархии я поднялся не слишком высоко.  Увы, творческие люди, к коим я себя отношу,  – писатели, художники, поэты, музыканты, находятся в самом низу пирамиды, не говоря  уже  о тех, кто охраняет чужую собственность по ночам. 

Я не отношу себя ни к касте воинов, ни к касте торгашей, и уж тем более, не к  касте избранных мира сего – правителей или царей.
Но этой ночью я совершил невероятный прорыв.

К высшей касте в Индуизме относят тех, кого называют  Брахман или Учитель, давая определение, как некому  индифферентному абсолюту, душе мира, первооснове всех вещей и феноменов.

Во-первых, это звучит красиво. Во-вторых, кто я, если не Учитель?

И речь не идет о моей завышенной самооценке. Передо мной самая большая аудитория, которую только можно представить – огромный  мир Нави.  Все, кто ушел и не вернулся назад, все те, кто навсегда породнился с Вечностью. Они внимают  мне с пустых трибун, с усердием послушных учеников, ибо сегодня я проводник между миром живых и мертвых. Они слышат и слушают меня, и никто  другой кроме меня здесь и сейчас не обращается к ним.

Меня удивляет другое:  почему никто  их не видит?
Ведь  они – это асфальт, что лежит у нас под ногами, они – это кирпичные стены, что защищают нас от холода, они – это фотография на комоде, воспоминание в ночи, молитва, свеча в тетраподе, они – это мост, соединяющий берега по обе стороны реки, что называется  Жизнью.
 
Учитель я или ополоумевший сторож, дипломированный инженер или художник? Имеет ли это значение, для  тех, к кому я обращаюсь,  если нет у них ни каст, ни различий, ни даже собственных  имен?

Выбор нужен только живым.
 
Все жизнь я пытался понять, что важнее: материальное благополучие, духовное просветление или удовлетворение своих инстинктов, пока не осознал, что ценностью является Жизнь сама по себе.

У каждого из нас есть Выбор – кем быть и когда быть.

Даже если Судьба загнала в самый глухой кут, даже если лежишь в смирительной рубашке, связанный по рукам и ногам, даже если ты сторож, обращающийся с   исповедью к  пустым трибунам.

Разум подобен птице, которую не удержать в клетке. И есть одно его невероятное свойство, о котором мы догадываемся, но за многие лета так и не удосужились разобраться в нем.

Один мой приятель однажды сказал: нужно раздвинуть горизонт,  чтобы увидеть больше.
Я долго не мог понять, что означает эта аллегория.  Садился за руль и мчался горизонту навстречу, вдавливая в пол педаль газа, но горизонт не приближался ни на йоту. Тогда я купил билет на  самолет и увидел, как огромен мир, когда  самолет оторвался от земли.  Он взлетал все выше и выше, пока облака не заслонили землю и тогда я снова увидел горизонт.

Все дело в перспективе.
То, под каким углом ты смотришь на жизнь. Можно ползать в пыли и тогда ты не увидишь ничего дальше своего носа, можно подняться над собой, что бы разглядеть то, что  не увидишь и с самолета.
 
Мне кажется, мы все приходим в этот мир с одной единственной целью: разобраться в себе.

Каждую минуту, каждое мгновение жизнь предлагает нам Выбор, ищем ли  мы любви или приключений на свою задницу.

Возможно, сейчас я сообщу то, с чем вы не согласитесь… или не поймете.
Наш мир, априори, статичен.  Это мы его сводим с ума, а не он нас.

Попытаюсь объяснить: статичен - это когда полный штиль, когда нет ветра, когда все обездвижено. Мир стремится к равновесию и это его естественное состояние. Так и мы всю жизнь   стремимся к балансу.  Даже стреляя в других.  Потому что нам кажется, тот другой, в перекрестье прицела, пришел, что бы  разрушить  наш мир.  Поколебать уверенность, что мы вправе менять сложившийся порядок  по своему усмотрению, может лишь удачный выстрел  навстречу.

 Война и мир – две стороны одной медали. Медаль отчеканена из человеческой глупости.

Все что мы должны помнить:  даже из самого увлекательного путешествия мы всегда возвращаемся домой, даже если этот дом – помойка.

Любое наше действие - потеря статичности. Любой шаг, движение, неосторожная мысль, переживание. Следом  - цепная реакция, череда событий, которая  прибивает нас то к одному, то к другому берегу. Мы ищем уголок стабильности всю жизнь. Иные из нас пытаются достичь Нирваны, погружаясь в сомнамбулическое состояние  медитацией, пытаясь освободить свой мозг от назойливых мыслей, кто-то обращается с молитвой к Творцу, находя успокоение в служении Богу,  есть те, кто находит успокоение в бутылке. Но лишь в конце своего пути осознаем, то, что мы называем Покоем  в абсолютном своем приближении, есть не что иное, как Смерть.
 
Всю свою Жизнь неосознанно мы стремимся к Смерти,  возможно поэтому, употребляя в обиходе  созвучное по смыслу   слово Успокоение.

Мысль не статична, Дух не статичен. Мы приходим в этот мир из Нави, а она и есть Хаос.
Трансцендентный мир, это мир постоянно меняющихся образов, это мир Иллюзий, мир Снов. Это то, что будет потом – после Жизни.
Оттуда невозможно вернуться домой, потому что Дом – это  статика, это порядок, а то, что нематериально, то  нельзя сложить как кубики; как невозможно собрать свое собственное «эго» в мозаику сформированной Личности. Там все обезличено, безименно - броуновское движение частиц, наделенных осознанием, блуждающих  в огромном информационном потоке, одна из которых однажды  проявится в материальном мире, объединив сперматозоид и яйцеклетку  в тот самый устойчивый, статичный образ, которому дадут твое Имя.

Можно верить в реинкарнацию или не верить, но Выбор наш состоит в том, чтобы разобраться в себе, ибо пройдя жизненный путь, мы формируем росток новой жизни, закладывая в следующую жизнь,  созданную нами, не Богом, предопределенность Судьбы.

Колесо Жизни подобно жерновам, что перемалывают зерно, из которого потом выпекают хлеб.

- Выбор состоит в том, стремишься ли ты к Смерти или созидаешь новую Жизнь.
 
Я ухожу, ступая мягко, стараясь не нарушить покой этого Зала своим шагами.
Но я вернусь. Я буду приходить сюда каждую ночь, что бы читать  Лекции тем, кто меня никогда не услышит.

До встречи.