Мёртвая вода

Сергей Мельников
Мёртвая вода.*

В руках оружие неистовое пело
Кровавая кипела сеча,  злое дело
Такое было уже не в первый раз,
Но, не разбить врагам вовеки  нас
Летали в тёмном небе тучи стрел
Однако, отступить ни кто не смел
 Носились кони, валились люди с ног
Последний в жизни  испуская вздох
Над полем боя густая  стояла пыль
Окрашен яркой  кровью седой ковыль
Скача, визжала грозно,  яростно, орда
На нас катилась как грязная вода
Не торопись торжествовать, постой,
Хоть малочислен был дружины строй
Они бойцы из стали прочной и огня
Увидят ещё  сияние завтрашнего дня.
Мы бились рядом с товарищем моим
Закрывшись кованным щитом одним
 Коварный хитрый печенег мне в грудь
Стрелу направил, однако, жестокий путь
Ей преградил товарищ верный мой
И для него кровавый уже окончен бой
Стрелой калёной  сражён, на землю пал
Раненье тяжкое и больше  уж не встал
Сразил бойца того зазубренный металл
Дух смерти над  его седой  главой витал
Наш воевода могучий грозный Святогор
Взойдя на ближний скошенный бугор
Не вдруг  завёл здесь долгий  разговор
«Известно многим с далёких древних пор
Что, принесённая сюда, из  дальних стран
Спасение даёт от многих смертных ран
Когда кровавая  грядёт тяжёлая  беда
Заговорённая волхвами мёртвая вода
Запомни, Всеслав, надолго мой зарок
Определён судьбой, увы, немногий срок
Задача трудная, не скрою, тебе дана
Лишь  в  небе тёмном сменится  луна*
Законы времени желаньем не поправ
До срока  вернуться должен ты, Всеслав,
А, то прервётся друга жизни быстрый ток
Её прервёт безжалостно бездушный рок
Развеет  тело смертное и в прах и пух
На небо синее навеки уйдёт мятежный дух
Что б  вовремя успеть, судьбину не кляня
Дарю тебе я, друг, как ветер, быстрого коня
В полях взращённый, тот богатырский конь
Красив, лихой стрелой  летит, в глазах огонь
Трепещет стягом цветным густая витая грива».
«Не видел, отродясь, я в свете такого дива
Но, где, в каких местах,  воды источник сей
Не слышал  я  о нём в округе ближней всей»
Нахмурившись, задумался суровый Святогор:
«Не скрою, такой тебе  вот  будет приговор
Лишь завтра росою свежей покроется росток
Не медли, держи свой путь упрямо  на восток
Поскачешь не просто так, гулять,  без дела
Три дня  пройдёт, достигнешь ты предела
Там, на солнцем выжженной землей, ничьей
Бежит, струиться, стремглав извилистый ручей 
Живёт на берегах его крутых  безумный бес
Где страшный, непроходимый,  корявый лес
В глухом таинственном, дремучем,  месте том
Стоит поросший мохом ветхий низкий дом
В том доме, одиноко, скрывшись  от людей
С каких не знаю пор, злой обитает чародей
Но, ты его  не бойся, воин храбрый,  смело
Будь вдохновлен, верши своё святое дело
Деньгами, лестью, лаской, угрозой иль добром
Заставь, пускай правдиво, тебе  поведает о том
Когда развеет ветер рьяный утренний туман
Где есть, тобой искомый,  волшебный талисман
В народе, который мёртвою водой  давно зовётся
Ответа, верю, для друга своего, Всеслав добьётся».
Заросшая сухой ломкою травой, свела его дорога
До самого так нужного далёкого заветного порога
 С коня сойдя, трижды Всеслав  себя перекрестил
На всю округу гласом богатырским возвестил:
«Едва  восток кровавым окрасился рассветом
К тебе, злодей, не прячься, пришёл я за ответом
Товарищ верный,  друг боевой, в большой беде
Спасение его, мне ведомо, в загадочной воде
 Скажи, мне, не томи, в какое место мне пойти
И где источник скрытый, в каких кущах, найти
Ответь, иначе   острый, русский верный меч
Моей рукой голов  бою немало снесший с плеч
Он  воеводой Святогором  вручён недаром
Сгублю тебя, несчастный, одним лихим ударом
Я так сейчас серьёзен чародей, я не шучу, поверь».
И тут  со скрипом мрачным открылась   дверь
Кряхтя, сопя, с зевотой, щурясь на белый свет
Явился с бородою, могучий широкоплечий дед
«Не принимай, Всеслав, воинственные позы
Поверь, однако, мне не страшны твои угрозы 
 Утихни, заранее известен мне твой приговор
И что  заповедал тебе  сильный воин Святогор
 Ещё я знаю, чужому ты поклоняешься кресту
В венце терновом распятому на нём Христу
А, я служитель верный, старины, былых богов
Да, разных мы хвалим богов, помочь тебе готов
Известно всем и каждому, что ты герой
И за друзей своих всегда  стоишь горой
Завещан предками далёкими  святой обет
Хранить всегда и всюду друзей от разных бед
Мне ведомо  и то, как ты в бою отважен
Но, путь к воде той, к сожалению,  не налажен
Придётся дела иметь не с красной девой милой
А со злобной, дикой, ужасной, нечистой силой
Запомнить должен, во все тревожные те дни,
Что бы  скрытой избежать, коварной западни
И не погибли что бы безвозвратно душа и тело
Знай, где,  когда  иметь с кем ты будешь дело
Что значит вурдалака полуночный вой
Что любит кушать утром за печкой домовой
Там где небес прекрасных  чистых  синь
Не обижай прелестных хозяек берегинь*
И от чего чумазые в ночи анчутки* злятся
И как кикимор болотных можно не стесняться
В печальном, сером,  доме кто такие рохли*
Что надо сделать, что б эти гады сдохли
И в чём отличие красавицы речной русалки
От злобной страшной болотной твари навки*
И как среди шумящих зелёных  густых дубрав
Найти коренья  лечебных заговорённых трав
Но,  пред тем как в дальний путь стремиться
Должна пройти учения всего одна седьмица
За время то тебя я тайнам  сокровенным научу
Познай, всё что скажу, и будет дело  по плечу
Придётся многому учиться, но не молиться
В занятиях сей срок не будет долго длиться»
Успешно закончен трудный  обучения  срок
Запомнил крепко Всеслав волхва навек урок
Звучит кудесника старого напутственная речь:
«Желаю напоследок,  ученик, предостеречь
Хочу проводника я верного  в подарок дать
Что б ни плутать в лесу незнаемом, как тать
То лёгкое  перо, оно сведёт  от этого порога
К хрустальным водам, с ним дальняя дорога
Окажется прямой, без луж, ухабов, и не трудна
Русалок, знаешь как, поднимешь с илистого дна
Водяного  уговоришь зелёных чудных дочерей
При помощи особенных воздействий и речей
От них узнаешь, где в лесу есть скрытая опушка
На курьих ножках стоит Яги хромой избушка
Не знаю, честно, уж с какого века, года или  дня
Для водяного  ему Яга в какой - то степени родня
Но, знаю точно, поверь, известно той старой  Яге
Что скачет быстро через леса, на костяной ноге
То место, где по волшебству разумных сил возник
Так надобный тебе, бьёт мёртвой  воды  родник».
Вставало солнце,  вновь за горизонт садилось
С пером тем верным пять дней дорога длилась
Жемчужными лучами сияли звёзды в вышине
Невидимые птицы днём пели в жаркой тишине
Холодный ветер с вершин рывками в спину дул
Раскатов дальних гроз был слышен грома гул
И вот мечта его свершилась, достиг озёр храбрец
Всеслав, отчаянный боец, наш славный молодец.
На топких брегах озёрных цветы, забвение, и тишь
В затонах  тонкий, чуткий к ветру не шумит камыш
Душе прекрасен,  взору мил   край чудный  дивный
Всеслав решил воспользоваться шейной гривной*
Верёвку привязал, махнул, далёкий  свершил бросок
И в воду  кинул сгоряча тяжёлый серебра брусок*
 На глади  зеркальной вдруг закружил водоворот
Вот чешуёй блестя, русалка быстро к берегу  плывёт
Сама  стройна, бледна, красива, ясноока, и высока
В зелёных волосах, в кудрях, запуталась осока
«Прошу тебя,  помилуй, о, человек, ради добра
 Русалье племя  не погуби посредством серебра
Такой  природа, до конечных дней, закон дала
Невыносимо жжёт серебреный металл наши тела
Не знаем, за что, за грех  какой, такое  наказанье».
«Ну, хорошо, согласен, поведай мне сказанье,
Как мне найти быстрей в лесу дремучем Бабу Ягу
А, то не жди пощады от меня, вас всех в дугу согну
Глаголь мне правду, не вздумай врать, не кличь беду
Не то я всех русалок в озёрах местных изведу»
И пригрозив, он вынул гривну  из воды, как обещал
Русалки голос звонкий, с облегченьем, ему вещал
«Ох,  стало легче, свободно моя вздохнула грудь
Что ж, верь, я укажу тебе, к злодейке старой  путь
Вон, видишь, ту лысую далёкую  горбатую гору
Скачи туда галопом, приедешь прямо к её  двору».
Уздечку в руки взял, сводил коня на водопой
Всеслав помчался, как ветер, извилистой тропой
Но, не успел,  застала ночь его холодная в пути
Пришлось в сторонку, в чащобу, тёмную  сойти
На время остановлен походный  лошадиный бег
С коня сойдя, пришлось ему в лесу  искать ночлег
Едва прильнул к траве, уснуть не дал шум за горой
В ночи явился большой анчуток кровожадных рой
Ещё  подкралось, на мягких лапах, незаметно, тихо
Их предводитель, несчастий проводник, косое Лихо*
Всеслав, молитву сотворил, взял меч и без прикрас
Ударил  твёрдою рукою Лихо злое прямо в глаз
В бою ночном Всеславу сопутствует успех
Анчуток тёмных, диких тварей, он уничтожил всех.
Вот утро, кукушка,  в лесу зелёном, ку-ку твердит
И вот уже стремится солнце ясное  в зенит
Он видит в широкий, с железным тыном, двор
Въезжает смело в двор, а не крадётся словно вор
И зрит, почёсывая, с серьгой златой большое ухо
На пне  сидит  в лохмотьях страшная старуха
Хлебает щи из миски ржавой железной ложкой
Избушка стоит, качаясь, дрожит куриной ножкой
«Давно тебя я ожидаю здесь, могучий молодец
В избу не приглашаю, не убрано, чай, не дворец
Не говори, известна воин мне  твоя печаль, забота
Есть для тебя,  мечом секущий, обычная работа
Такое сложилось, к сожаленью,  положение вещей
Похитил дочь Варвару, любимую красу, Кощей
Грущу, с минуты той давно, я свету белому не рада
Украдена внезапно в ночи очей моих отрада
Иссохла я с тоски и горя до призрачных мощей
Так пусть наказан будет  твоей рукой злодей
Обещаю и клянусь тебе за подвиг славный тот
Слуга мой верный, баюн- мурлыка чёрный кот
Покажет, где рядом с дубом течёт криница
То есть искомая тобой волшебная водица».
«Но, научи, старуха, Кощея как мне победить
Что бы самому себе, нечаянно, не навредить
Ты за вопрос нелепый сей, меня прости
Поведай, как сподручней, Кощея извести».
«Лиходей, упырь ночной, зверь безобразный
Хитрец свою упрятал гибель в жезл алмазный 
Поставил жизнь свою никчёмную на кон
Хранит тот жезл  недремлющий дракон
Ещё добавлю одну подробность, не  в обиду
Дракон тот, стражник, очень грозен с виду
Но, то есть морок*, для глаз чужих обман
Мечом своим его коснись, развеется в туман
Найди Кощей дикого, дворец его в горах
Тот жезл разрушь,  повергни Кощея в прах
Скачи обратно быстро, хоть в день иль ночь
Верни старухе несчастной похищенную дочь».
Кощеева дракона словами неистово кляня
Опять Всеслав садится на верного коня.
Дракон,  ревущий, воистину был страшен
Косым костлявым гребнем на спине украшен
Покрыт  бугристой серой со слизью  кожей
С большой прыщавой  страшной рожей
Недвижим и огромен, как каменистая гора
Но, рассуждать, бояться, нет времени, пора
Не глядя на представление чудное, и сей  кураж
Всеслав решил рассеять  колдовской мираж
Едва взглянул на морок чудища  мельком
Он поразил его буланым своим мечом
Всё сделал сразу, чётко, надёжно, по уму
Алмазный жезл он положил в дорожную суму
От места этого вела широкая пустынная дорога
До недалёкого высокого скалистого отрога
А, на вершине той, кощеев стоял дворец
Блистающий на солнце, как золотой венец
Достиг он вскоре высоких кощеевых палат
Остановился у закрытых замком   железных  врат
К врагу воззвал: « Иди сюда быстрей, подлец
Что испугался? Открывай скорее свой дворец
Я грозно говорю тебе, беспутник, в последний раз
Бабой Ягой мне данный исполню в точности наказ
Хоть  будешь дряхлый с длинной бородой старец
Или девиц нахальный похититель, ветреный юнец
Разбивший немало целомудренных сердец
Бесславный за твои поступки ждёт  конец
Признай, в конце концов, тебе не повезло
Придёт погибель скорая и наказание за зло
Хочу я напоследок взглянуть,  что ты за зверь».
И тут открылась запертая на засовы дверь
Выходит из ворот неторопливо девица – краса
Лицом прелестна, стройный стан,  до пояса коса
«Я слёзно умоляю, Всеслав, умерь свой пыл
Ягой, колдуньей злой, коварно ты обманут был
Я с ним, в дворец его златой, ушла по доброй воле
Я так довольна доставшейся мне сладкой доле
С Кощеем милым мы счастье бережно своё храним
О нём мечтала и с давних пор он нежно мной любим
Сюда сейчас возлюбленный  мой выйдет муж
Ради всего святого не рушь союз прекрасный душ».
Её слова не оказались тяжёлым сонным бредом
Кощей на белый свет за ней выходит следом
И удивительно,  ни карлик чёрный и ни рябой
Красавец писанный, черноволос, хорош собой
«Ты не печалься, случается в делах земных проруха
Ввела тебя в обман коварная и злобная старуха
По благородству твоему прошу мне жезл вернуть
И не кручинься, что зря проделал долгий путь
Не торопись в отчаянии бежать отсюда прочь
Я знаю как твоей кручинушке - беде помочь
Секрет открою, для твоего спокойствия и блага
То место укажу, где на опушке святая эта влага».
Тут в небесах  высоких раздался колокольный звон
И погрузился богатырь в глубокий сладкий сон
Глаза открыл, увидел смеющийся кощеев лик
Там дуб стоял и бьющий  из-под корней родник.
«Снимай с коня скорей дорожный пыльный тюк
Да наполняй водою бурной большой бурдюк
Глаза открой пошире, вдали узри лесные  кручи
Волшбою хитрой, я подгоню туда большие тучи
На них с конём взойди, они тебя за два часа
Перенесут в твой милый дом сквозь дикие леса».
Полёт по небесам домой  стремителен и скор
Знакомый с детства вскоре Всеслав увидел двор
Вбежал в светлицу и друга рану верного омыл
Тот радостно вздохнул и очи усталые открыл
И в тот же миг смерть  удалилась в жаркий ад
Друг ожил,  был встрече несказанно  рад
С тех пор Всеслав в походы больше не ходил
Женился на красотке, детишек много народил
Всему, уму да разуму и грамоте их научил
В почёте был, дней много прожил да не тужил
И причастившись, однажды с благостью  почил.


*Мёртвая вода – согласно мифологии
заживляет смертельные раны.
*То есть пройдёт новолуние.
*Берегиня – добрые богини  местности, леса
поля.
*Анчутки – маленькие злые духи, покрытые
шерстю и имеющие чёрный цвет.
*Рохли  - существа в виде змеи, заползали в дом
поселялись под полом и высасывали энергию из
человека, вызывая состояние, что сейчас зовётся
депрессией. 
*Навка – утопленница, злой дух, если русалка
топилась от любви, то навка назло кому-либо.
Отличительная особенность навки, у неё
Не было спины, то есть внутренние органы
Со стороны спины были видны.
*Шейная гривна - серебряный брусок, носимый
на шее как украшение или награда за храбрость.
*Нечесть боится серебра, у русалок оно вызывает
жжение.
*Лихо – воплощение злой доли, изображалось с
одним глазом. Избавиться от Лиха можно было
поразив его в глаз.
*Морок – видение, мираж.