История воспитания нравственного и физического

Сергей Мельников
Порой в обществе  возникает дискуссия, о том, что важнее, духовное воспитание или грубая физическая сила. Есть разные мнения, но, даже  с древнейшие времён находились люди, которые  сочетали эти два качества, воспитывая молодых людей в гармонии духовного и физического развития. Именно  такие люди являлись гражданами в любом государстве и в любое  время.
Уже в Древнем Египте уделялось значительное внимание физическому воспитанию. Для того, что бы орошать земли, строить пирамиды, вести захватнические  военные походы требовались люди сильные и выносливые. Этому же должен был соответствовать и фараон, поэтому на различных фресках можно увидеть, как правитель совершает ритуальный бег, что бы продемонстрировать своим подчинённых свою физическую форму.
Кроме этого были широко известны игры в мяч, борьба, бои на палицах. На пирах гостей развлекали акробаты и танцовщицы, для обучения которых создавались учебные пособия.
Не менее важным было воспитание молодого поколения. До пяти лет детям разрешалось делать всё, что им захочется. Дети, более старшего возраста, когда начинали ходить в школу и с этого момента им прививались правила поведения в обществе, обучали этикету. Молодых людей учили быть скромными,  с уважением относиться к мудрости старших, почитать своих родителей.
Для развития умственных способностей у египтян существовала особая игра, по своей сущности, похожая на нарды.
В Древней Персии существовали особые воспитательные дома, в которых молодых людей готовили к военной службе, развивая в них физическую силу, ловкость и выносливость.
Там им преподавали борьбу, бег, умение  управлять лошадью,  стрельбе из лука, метанию копья. Самым главным достоинством перса, прививаемого  ему с детства, считалось презирать ложь, говорить только правду.  Так же считалось, что перс должен оказывать почтение своим родителям. По словам Плутарха, в Персии не было таких случаев, когда родной сын убивал своих родителей. А если такое  случалось, то в результате разбирательства всегда выяснялось, что ребёнок был или усыновлён или подброшен.
При обвинении человека в преступлении всегда учитывались его добрые и злые дела и если добрые поступки превышали злые, то человека оправдывали.
Наивысшей степени развития духовной и физической культуры мы находим в Древней Греции.
Для молодого человека, главной целью его жизнью, было служение Родине, совершения подвига.
Этому его готовили с малых лет. Воспитанием занимались специально подготовленные люди и, как правило, их было три: грамматик, кифарист и педотриб. 
Грамматик обучал детей грамоте и счёту. Овладевшие  чтением дети,  продолжали своё обучение, изучая поэмы Гомера и Эзопа.  Так же важными были знания различных гимнов в честь богов, исполняемые во время различных религиозных церемоний, знание  основ законодательства.
Кифарист обучал игре на кифаре или лире, пению гимнов под аккомпанемент музыки в хоре  или  сольному исполнению.
Педотриб собственно был учителем гимнастики. В палестрах, гимнастических залах он обучал детей 12 – 16  лет, бегу, прыжкам, метанию диска, копья, борьбе.  Именно эти виды спорта входили в программу Олимпийских игр, победители которых пользовались уважением и почётом. Кроме того победители получали приз до 500 амфор оливкового масла. И до сих пор победители различных соревнований получают кубки, прообразом которых являются те самые амфоры, которыми награждались греческие олимпийцы.
В более позднее время, в четвёртом веке до н.э., к воспитанию молодых людей стали привлекать философов. Они  обучали риторике, умению произносить речи, вести дискуссии, излагали  своё мировоззрение, учение об устройстве мира и человеческих нравственных отношений.
Древний Рим, завоевавший Грецию, стал её приемником традиций воспитания.
В Древнем Риме на начальной стадии государства физическая подготовка была наиболее развита в армии. Именно жёсткая подготовка воинов и позволила Риму создать победоносную армию, создавшую империю. Воинов обучали бегу, прыжкам в длину и высоту, преодолению препятствий. Большое значение имело умение преодолевать водные пространства в полном вооружении. Снаряжение воинов достигало 20-25 килограммов, в нём они должны преодолевать переходы в 30-40 километров.
После завоевания Греции римляне оказались под культурным  влиянием завоёванных греков. 
Наибольшего развития  физическая культура достигла в императорский период. Строили грандиозные  купальни, где за небольшую плату можно было не только принять водные процедуры, но и заняться гимнастикой, в специально построенных залах, где можно заняться бегом, борьбой, поднимать тяжести или занять себя игрой в мяч.
Воспитание юных римлян проходило под контролем родителей, которые стремились воспитать здорового, сильного, поклоняющегося богам и верного своему государству гражданина. Для этого особый упор делали на воспитание уважения и послушания родителям и должностным лицам. Особо ценились образованные, уверенные в себе люди. Юный римлянин должен иметь начальные экономические познания, навыки управления домашним хозяйством. Богатые родители нанимали специально подготовленных греческих рабов или вольноотпущенников, которые этих отпрысков обучали риторике, философии, изучению поэм Гомера, Вергилия и прочих классиков древней литературы.
После крушения Римской империи в Средние века образовался новый слой высшего класса – рыцарство. Рыцари с детства посвящали себя  военной подготовке. Их учили владеть мечом, копьём, сражаться в тяжёлых доспехах, уметь управлять лошадью. Рыцари были не только одиночки бойцы, но и руководители армий. Хотя грамотность не была обязательным условием подготовки, рыцари порой не могли даже расписаться, они имели свой особый моральный кодекс.
В этом кодексе на первое место ставилась верность  королю, стране, своему  сюзерену. Так же от рыцаря требовалось соблюдать особые условия  поведения в бою, не нападать на невооружённого противника, не бить со спины, проявлять доблесть. Моральные устои не позволяли рыцарю лгать, творить насилие, пытать. Рыцарь должен проявлять усердие в религии. Особо оговаривалось отношение рыцаря к женщинам. Он должен был беззаветно  служить своей даме сердца, прославлять её и совершать в честь её подвиги.
В Скандинавских странах было слишком мало земли, пригодной для обработки. Отцу наследовал  старший сын, остальные  братья должны были сами  позаботиться о своём проживании. Поэтому они поступали в дружины конунгов, совершали дальние морские походы и жили за счёт награбленной добычи. По своему телосложению викинги намного превосходили тогдашних жителей Европы и поэтому они с лёгкостью  побеждали в сражениях. Постоянные походы позволяли викингам быть в прекрасной боевой форме.
Грамотность, как и у рыцарей  у викингов была на низком уровне. Развлекали себя викинги в «тавлеи», некая игра похожая на шашки.
 Особым уважением пользовались те викинги, которые умели играть на арфе и сочинять висы. Висы писались в особо аллегорической форме, где простые понятия давались в необычной трактовке, например, ворону называют чайкой ран. Висы могли быть сочинены как по торжественному случаю, так и по простому поводу, как встреча родственников, покупка имущества и прочее. Особым жанром считались хвалебные песни, прославляющие подвиги  воинов.
Но, не только в Европе осознавали важность гармоничного развития тела и духа.
Особенно это проявилось в Японии, когда зародилось сословие самураев. Эта военно-политическая организация зародилась в  конце 8, в начале 9 века, когда японцы начали захватывать земли принадлежавшие коренному населению японского архипелага – айнам.
Окончательно это сословие сформировалось в 12 веке после ряда кровопролитных сражении во время гражданских войн, бушевавших в Японии в ту пору.
Правила поведения воина были  сформированы в кодексе Бусидо, который определял правила поведения  самурая, главным долгом было служение своему господину.
Эта верность, а так же почтительное отношения самурая к  родителям, прививалась детям с  самого раннего возраста.
Родители старались воспитать в детях отвагу и бесстрашие, применяя для этого особые методы, например ребёнок должен ночью сходить в страшное место, например, на кладбище, и в доказательство своего бесстрашия оставить там фамильный знак.
Что воспитать в них воинский дух, им читали   книги и рассказывали легенды о воинских подвигах их предков и великих воинов.
Особо воспитывалось в юных самураях равнодушное отношение к смерти, основанное на буддизме.
Если самурая приговаривали к смерти, он беспрекословно должен был совершить самоубийство, которое называлось cеппуку или харакири.
Это самоубийство обставлялось целым рядом условий. Самурай должен последний вечер провести с друзьями на весёлой пирушке. Перед совершением cэппуку он должен сочинить написать танка, короткое  пятистишье, подводящее в аллегорическом виде итог его жизни.  Полы кимоно, он должен заправить особым образом, что бы после завершения этой процедуры, тело упало вперёд, так как откинувшееся назад положение тела считалось неприличным.
После окончания гражданских войн, самураи нашли применение своих способностей в традиционных духовных ценностях, как сочинение стихов, живописи написании гравюр,  чайной церемонии, буддийской философии.
Нечто подобное существовало и в соседней Корее. Здесь отбирали юношей 14-15  как из семей аристократов, так и простолюдинов. Их называли хваранами, что значило «юноши-цветы». Они углублённо изучали конфуцианство и буддизм, из них готовили правителей различных уровней, обучали магии. Кроме этого они были элитными  бойцами, у них существовал свой особый боевой  стиль хваранго.
В Древней Руси, которая жила под постоянной угрозой набегов кочевников каждый мужчина должен уметь управляться с оружием. Это было как боевое оружие, так и всё что  могли найти под рукой, топоры, косы и прочее.
Кроме профессиональной княжеской дружины, в походах участвовало народное ополчение, так называемые вои, от которых и пошло название войско.
Нравственное воспитание русича основывалось на христианских  нравственных ценностях. Это отражено в поучении Владимира Мономаха своим детям. Мономах призывает их страшиться нарушать божьи заповеди, творить добро. Большое  значение он придаёт знаниям, требует от них почитания старших, относиться  с любовью к жене.
Простой народ так же старался воспитывать своих детей  так же на  христианских заветах.
Особенно ценилось трепетное  отношение к родителям, послушание им.  Существовала поговорка: « Родительское благословение в огне не горит и в воде не тонет».
Тяжёлые природные условия, постоянная угроза нашествия врагов способствовали тому, люди сближались и каждый  ощущал свою ответственность перед другими, понимали только общиной можно противостоять всем бедам.
Не смотря на  то, что с тех пор прошло много времени, гармоничное развития личности и сейчас актуально. Именно такие люди  и достигают значительных высот в своей деятельности.
Существуют простые практики, которые как раз для этого и созданы. Большим подспорьем являются  методики быстрочтения, позволяющие развить образное мышление.
Простая игра в слова, которые оканчиваются на определённый слог, реКА, руКА, сверКА, очень хорошо развивает творческие способности. Очень полезно заучивать стихи, особенно для этого подходят рубаи Омара Хайяма или средневековая  японская поэзия танка. Пушкин, при всей его гениальности учил стихи своих  современников.
Так же развивают умственные способности изучение иностранных языков. Начальную основу для изучения можно получить из программы «Полиглот», которую  можно найти в интернете.
Наша жизнь на 90% состоит из стандартных ситуаций и их  не очень много. Полезно разработать для себя определённые сценарии поведения, например при разговоре с сотрудником полиции при попытке его нарушить ваши права сошлитесь на несуществующего дядю прокурора, из другого довольно далёкого  района от места действия.
Для физического развития сейчас существует много различных секций и спортивных залов. Но, если нет  времени на  походы в эти спортивные заведения, существуют различные  гимнастики для домашнего использования.
Одной из таких методик является Волевая гимнастика Анохина.  Она относится к статическим упражнениям. Упражнения выполняются один-два раз в день в зависимости от  возможности и общего физического развития.
Если нет  спортивной подготовки, то комплекс следует выполнять постепенно, первую неделю выполнять  пять упражнений, прибавляя каждую неделю по одному упражнению. Через три месяца  можно выполнять весь комплекс. Каждое упражнение  выполняется 5-6 секунд и 10 раз.
Существует несколько принципов выполнения упражнений. 1.Требуется концентрировать всё внимание на работающей мышце или группе мышц.
2.Выполнять упражнения медленно, не спешит с увеличением количества и дозировкой упражнений.
3.Выполняя упражнение, следить за дыханием, например понимание рук вдох, опускание выдох, дышать в соответствии с выполнением упражнения.
4.Каждое упражнение выполняется с максимальным напряжением.
5.Напрягаться должны те мышцы, которые выполняются в упражнении.
6.Упражнения выполняются обнаженным перед зеркалом.
7.После упражнения принять душ, энергично растереть тело полотенцем.
Более подробней о Волевой гимнастике Анохина можно узнать из интернета.