Обида

Владимир Федорович Быков
Этот рассказ является новым вариантом опубликованного ранее рассказа "Зря не поехал". Его редакция принадлежит Игорю Владимировичу Быкову.


У моего приятеля Яши есть одна безудержная страсть – рыбалка. Хоть летняя, хоть зимняя – всё равно. Пусть даже ночная, ему лишь бы из дома вырваться. Только ехать Яше рыбачить или не ехать каждый раз определяет его жена. Слово у неё твёрдое. Если скажет: «Нет!», значит, другого варианта не будет. Муж, конечно, сопротивляется, возражает, порой и до ссоры доходит, но результат всегда один: «да-да, нет-нет». Получив очередное табу на вожделенную поездку, Яша мучается, пересчитывает на голове седые волосы, клянёт судьбу, но ничего поделать не может. Нутром слабоват.
Однажды ранней весной знакомый Колян пригласил нас с Яшей съездить на подлёдный лов. Сам Колька не рыбак. Купил на рынке подержанный снегоход, да и надумал проверить его на просторе: погонять с ветерком, похвастать, а уж заодно и порыбачить. Стоял март – время, когда на реках начинает клевать судак. Вот мы и согласились на предложение Коляна попытать рыбацкое счастье. Чтобы не остаться без улова, решили отправиться на дальнюю речку. По рассказам бывалых людей рыбалка там верная. Без улова из тех краёв ещё никто не возвращался. Вот только добираться до места надо аж километров за сто двадцать на машине, а потом ещё десяток на снегоходе.
Накануне назначенного дня вечером раздался звонок. Поднимаю трубку, а там печальный голос Яши:
– Здорово!
– Здоровей видали, – отвечаю. – Собрался уже?
Тут слышу, как он жалобно спрашивает:
– Да я тут… Ты не обидишься, если завтра не поеду с вами? Такое дело… жена затеяла мойку на кухне менять. А сантехника днем с огнем не сыщешь.
– Ну, дело, – говорю, – хозяйское. Только ты учти, рыбалка-то верная. Судак там, куда собрались, валом валит. Не поедешь, локти кусать будешь.
– Не дави! – забурчал Яша. – Я и так переживаю. Места себе не нахожу. Но, что поделать-то? Не послушаю жену, потом ещё хуже будет.
Так и остался он дома. А мы с Коляном отправились на рыбалку вдвоём. Выехали рано, часа в четыре утра. Без приключений добрались до нужной деревни, пересели на снегоход и к рассвету были на льду. А там! Как в черной дыре. Погода случилась просто мрак. Холод собачий, берега в тумане, а в душе быстро образовалась уверенность, что никакого клева сегодня не будет, и зря приехали в такую даль.
Колян рыбачить не стал, погнал испытывать снегоход в лес, а я повздыхал да принялся бурить лунку. Работенка досталась та еще. Река промёрзла основательно – лёд больше метра толщиной, с наледью, отсырел, не бурится. Пока первую просверлил, взмок. Аж руки онемели.
Попробовал ловить. Просидел в ожидании чуть не полчаса, замерз, а ни одной поклевки.  Ну, думаю, что за черт! 
Собрался с силами, пробурил ещё пару лунок. Расставил удочки. Подождал, а картина та же, – ни одной поклёвки. Даже мелкая рыбешка не потрогала мою наживку.
Что делать? Сидеть у пустого места сложа руки не будешь. Отправился выше по реке лунки бурить да рыбу искать. Где-то ж она должна быть, в конце концов.
Час спустя лихо подкатил на снегоходе довольный Колян. Кричит мне:
– Погляди! Не машина, зверь!
– Загонишь зверя! – отвечаю я ему. – Бросай гонять, давай рыбачить.
Только после обеда в очередной выстраданной лунке обозначилось оживление. Кто-то  потеребил мормышку. Подсек, выудил – на крючке окушок. Размером с пятак, не больше. Колян уже вымотался, сник и тут же попросился:
– Дай, – говорит, – я тут половлю.
– Лови, – усмехнулся я. – Развлекайся.
Сам пошёл бурить дальше.
Упражнялся до самого вечера. Но рыбалка так и не удалась. Ничего, кроме трех окуньков не поймал. Да и те размером только для кошки. И у Кольки круглый ноль. А вымотались, как будто целый день рыбу таскали без отдыха.
Уже смеркалось, когда мы решили отправляться домой. Порядком усталые и злые на то, что рыба как в воду канула, отъехали километра на четыре и слышим, двигатель забарахлил.  Ну, думаю, все. Если этот кабриолет сломается – хана нам. Пешком топать.
– Подыхает твой зверь! – кричу Коляну.
Так и вышло. Тот с безнадежным видом крутил газ, но не помогло. Поршень прогорел. Видать перегрелся во время утренней Колькиной гонки. На втором, оставшемся поршне, который мало-мальски булькал всю дорогу, мы кое-как добрались до деревни. По пути я угрюмо слушал поток проклятий, которые Колян рушил на голову продавца вездехода, и про себя тоже ругался на неудачу с уловом. Вконец расстроенные, мы кинули пустую поклажу в багажник, загрузили горе-снегоход в прицеп и тронулись в город.
Ехали молча. Настроение было дрянь: забрались за тридевять земель, рыбы ни шиша не поймали, да еще и транспорт сдох.
Где-то на второй половине дороги, ближе к дому, первым заговорил Колян:
– Слушай, Михалыч, ну мы с тобой и дали маху, а?
– Ладно, – вздохнул я. – Бывает.
– Да ведь обидно же!
– Ну, как не обидно!
– А кому повезло сегодня, знаешь?
– Кому?
– Да Яшке нашему, кому же еще? Жену послушал, дома сидит – лунки не бурил, по холоду не мотался.
– Это правда, – согласился я. – Выходит, сегодня мы в пролете.
Колян как-то недобро ухмыльнулся и пробурчал:
– А чего так-то? Не справедливо это.
И порывшись в кармане куртки, вытащил сотовый телефон. Он потыкал большим пальцем кнопки и приложил аппаратик к уху.
– Але! – закричал он через мгновение. – Яшенька? Ты? Как дела? Телевизор смотришь? Молодец! – Колян повернулся ко мне и уже весело подмигнул. – А? – продолжал он разговор. – Где мы? Как где? В Караганде! С рыбалки едем. Эх, зря ты, друг, сегодня жену послушал! Как че? Зря-зря. У нас тут такое случилось, обалдеть! Рыбы наловили до чертиков. Погода – класс. У меня столько судаков, по полкило каждый, считай десяток, да окуней не меряно. Во-о-от! Я и говорю. Да точно! Очумелый клев весь день. Чего? Погода? Да говорю же тебе – класс! И рыбы вагон.
Я с интересом слушал Коляна, который, похоже, попал в точку. Если бы он сейчас пнул Яшу под коленку, тому было бы не так больно. Понятно же, что заядлый рыбак без зависти и злости такой рассказ слушать не станет. Ведь жена не пустила, а тут такое!
А нам-то, чего терять, кроме трех окушков? Колян продолжал изголяться над Яшкой с веселым смехом:
– Зря ты, зря. А как мы на снегоходе-то. С ветерком туда и обратно. Чего? Про рыбу тебе сказать? Да вот, Михалычу трубку передаю, пусть расскажет.
Колян протянул мне телефон, а сам почти беззвучно шевеля губами, прошептал:
– Жги его, Михалыч!
Я услышал возбужденный голос Яши:
– Але! Але! Привет!
– Привет!
– Че там Колька трепется про рыбу, правда что ли?
Я усмехнулся, тоже весело подмигивая Кольке:
– А то, как же не правда? Я такого улова года два как не видал.
– Серьезно? – застонала трубка. – И сколько, сколько у тебя?
– Да у меня поболе, чем у Коляна. Судаки пошли… – я не успел договорить, как меня перебил переполненный жалобной обидой голос Яши:
– Да ясно, что больше! Ясно. А погода-та как?
– Солнечно! Тепло! Как в Африке.
– Черт! – опять застонал Яша. – Ну, надо же так, а? Один раз не поехал и прокололся. До следующих выходных же теперь неделя. Черт!
Я не удержался, глядя на Кольку, который корчился за рулем от смеха, и подлил масла в огонь:
– Ну, это еще если повезет. Может в следующий раз погоды и не быть. Или Нюра не пустит опять…
Яшка, услышав имя жены, не дослушал и взвыл:
– Да на хрена она мне сдалась? Дура! Я такую рыбалку пропустил! А сколько взял-то? Сколько у тебя?
Уловив по его тону, что сейчас вся наша месть зависит от моего ответа, я соврал напропалую:
– Слушай, а хрен его знает. Улов небывалый. Окуней полведра, а судаков я побросал в мешок, да на безмен повесил. И только на крюк-то зацепил…
Яша заорал мне в ухо:
– Ну! Ну! И сколько?
– Да не успел заметить – пружину у безмена вырвало!
Трубка тут же странно хлюпнула и умолкла. Через секунду послышались короткие гудки. Я протянул телефон Коляну.
Тот прыснул хохотом:
– Пружину! Мешок! Судака подвесил, а пружину… Ну, ты Михалыч, даешь! Че он там?
– Отключился.
– От зависти, что ли? Помер, поди!
– Да нет вроде…
Нас перебил звонок. Колян снова прижал телефон к уху:
– Але! Яша, ты что ли? А чего голос у тебя чужой? – он расплылся в ехидной улыбке. – Ну, как-как! Не узнаю я тебя. Ты там живой? Чего-о? Телефон выронил? В следующие выходные? Ты за рулем? Ну, не знаю, не знаю. У нас с Михалычем уже стока рыбы, что… Да ладно, не вой. Конечно поедем. Исключительно ради тебя. Давай. Пока!
Колян, не сдерживая себя, опять захохотал, как резаный, и кивнул мне:
– Трубку он выронил! Жену грозится из дома выгнать и на рыбалку просится.
– Ну, раз просится, придется ехать.