Пушкин. Сюрприз к дню рождения поэта

Василиса Фед
                "ПУШКИН".  СЮРПРИЗ К  ДНЮ РОЖДЕНИЯ ПОЭТА

                ( О ТЕЛЕСЕРИАЛЕ "ПУШКИН" ( телеканал СТС)
               
          Из "Гражданского кодекса Российской Федерации" (Москва, ЭКСМО, 2015).
          Глава 3. Статья 19. Имя гражданина.
             5. ...При искажении имени гражданина либо при использовании имени способами или в форме, которые затрагивают его честь, умаляют достоинство или деловую репутацию, гражданин вправе требовать опровержения, возмещения причинённого ему вреда, а также компенсации морального вреда.
   Я  вернусь ещё к  этому Кодексу позже.
 
   А пока спешу рассказать  соотечественникам  великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина о  шедевре - телесериале, который так и называется "Пушкин" (2015 г.) . Он был показан телеканалом СТС в мае 2016 года. Шёл ли где-то до этого, не знаю.
    Родился поэт в Москве 26 мая ( по новому стилю - 6 июня) 1799 года.   Последняя серия названного телевизионного кино прошла  именно 26 мая. Казалось бы: надо  радоваться, что Александр Пушкин вызывает  у  современных российских кинематографистов интерес к его жизни и творчеству.
    Да радоваться нечему. Это был неожиданный  и неприятный сюрприз.

   Моё мнение о телесериале - не заметки кинокритика. Это мнение зрителя и почитателя поэта А.С.Пушкина.
   Поэтому я не буду разбирать все серии от и до;  и  текстовая часть  не будет полной. В данном случае важен сюжет и то, как в этом сюжете изображается  русский поэт, заслуживший своими сочинениями и своим отношением к Отечеству  звание "Гордость нации".
                ВОР ПОД МАСКОЙ ПОЭТА

   В этом телевизионном кино две  параллельные линии.
    ПЕРВАЯ ЛИНИЯ:
   В городе Санкт-Петербурге в  квартирке старушки  молодой человек снимает то ли угол, то ли комнату. Приходит хозяйка жилища и требует долг за постой. Разговор крутой.  Ничего не поделаешь, надо платить. Но, по всему видно, что денег у постояльца нет.  И их надо срочно добыть.
   Хозяйка ушла. Что делает этот персонаж телесериала?  Возможно, идёт на  какой-нибудь склад и нанимается  на день-другой грузчиком? Такая работа и до сих  пор выручает студентов.

    Нет,  молодой человек  не торопился к складу. Он делает то, чего предвидеть нельзя было никак. Он надевает нечто вроде чёрного фрака, клеет бакенбарды, надевает парик... И перед нами...поэт Пушкин. С натяжкой, но похож.
   Так в наши дни на Дворцовой площади появляется  ряженый под Пушкина. Он вызывает неподдельный интерес у иностранных туристов. Просят "Пушкина" сфотографироваться с ними. Он улыбается, охотно позирует, обнимается с туристками  и попутно  охотится: вытаскивает из сумки кошелёк.
   Вот так зрители  знакомятся с главным героем телесериала. И сразу же видно, что это заблудшая овца.

   ВТОРАЯ ЛИНИЯ:
   Здесь же, в городе Санкт-Петербурге снимается  кино о поэте Александре Пушкине.  В павильоне киностудии ( к счастью, не  называют  прославленную киностудию "Ленфильм") находятся  кинорежиссёр Николай и продюсер Григорий. Так они  называют друг друга.  Кинорежиссёр в меру заросший волосами, в  растянутом  толстом  свитере; вокруг шеи длинный  шарф -  прямо  скажу, что мода такая давно ушла. Но какой может быть спрос с творческого человека?
   А вот продюсер выбрит и в современном костюме.

   Актёр, играющий поэта, некто Червонский, ведёт себя капризно и грубо. Видно, что его капризы сидят уже в печёнках кинорежиссёра и продюсера, но они терпят.   Григорий говорит об актёре: он звезда, на него народ ходит.
   По ходу действия Червонского надо снять на лошади. Он садится на лошадь, та его сбрасывает. Травмы чудовищные;  его увозят в больницу;  он без сознания. Актёр лежит на кровати; конечно, опутан разными трубочками от капельниц. В таких случаях неприлично смеяться.
   Но невозможно без улыбки смотреть на  своеобразную  металлическую сетку - шину, закреплённую  вокруг подбородка пациента. Функция её непонятна - то ли поддерживает (чего не видно) сломанную челюсть, то ли это деталь, подчёркивающая тяжёлое состояние актёра.

    Возле пострадавшего  топчутся режиссёр и продюсер. Да, им жалко актёра. Но больше они жалеют себя: кино надо снимать во что бы то ни стало.  Срыв съёмок им не простят те, кто в них  больше заинтересован - чиновники из министерства.
   Врач говорит, что пациент у них надолго. Продюсер даёт доктору деньги и говорит:
   - Чтобы об этом никто не узнал. Особенно журналисты.
   Доктор, не поколебавшись, деньги взял.

    Продюсер и режиссёр уходят из палаты в полном отчаянии. Они  разительно отличаются по характеру:  режиссёр - пессимист, а продюсер - оптимист; этот уверен, что выход всегда найдётся.
   А ряженый под Пушкина продолжает  охотиться на Дворцовой площади. Фотографируется и вытаскивает кошельки.  И  пока всё удачно. Но вдруг одна из туристок обнаруживает, что "Пушкин" украл у  неё кошелёк. Обворованных набирается  целая группа. Они кричат: "Лови его! ". Пытаются найти полицейского.   А тут, как по заказу, останавливается туристский автобус. Гид говорит: " Вот здесь и поселилась семья Пушкина".
   Вор забегает в автобус, машина трогается. Нашёлся полицейский, спрашивает о приметах вора. Ему говорят:  кудрявый, похож на Пушкина.

   И надо же такому случится: это  доходит до ушей  продюсера  и режиссёра.  Сроки съёмок поджимают; у  них только один выход - найти  вора, который похож на Пушкина.  На производство фильма деньги дали французы. Деньги надо отработать.
   А почему французы?  Очевидно,  потому что Наталью Гончарову играет, как можно сделать вывод из разговоров, популярная французская актриса Софи Морсо ( написала, как услышала).  Наш чиновник говорит с пафосом: "Это не просто фильм. Это наш ответ Голливуду!"

   Вора продюсер и режиссёр  всё-таки находят. Долго  объясняют ситуацию и уговаривают его заменить заболевшего актёра и сняться в роли Пушкина, так как он и похож  обличьем на поэта.  Вор ведёт себя некультурно: плюёт; речь  засорена разными словечками, видно, что образование у него, как у одного из большевиков-ленинцев: "две осени".
   Отмечу своё впечатление от того, как загримирован актёр (вор) под поэта.  Ненатурально широкие бакенбарды закрывают большую часть лица; рот совсем не похож... И вообще,  он  мало похож на Александра Пушкина, которого мы видим на  рисунках и портретах. Поэт изящен, невысокий, тонкий как тополёк.

    Конечно, в кино всегда есть и допускается стилизация. Но не до такой же степени, когда лишь продюсеру и режиссёру  кажется, что актёр  загримирован так, что не придерёшься.  Впрочем,  здесь режиссёр - ни рыба ни мясо; ведущий в этом творческом тандеме - продюсер; понятно - кто находит деньги на кино, тот и заказывает музыку.

   ...Вора уговорили. Он появляется  в павильоне киностудии. Конечно, в форме  Пушкина. И о, счастье! Все, кто его видит,  без сомнений признают в нём актёра Червонского. Сначала за него берётся  гримёр - девушка с хорошо обнажённой грудью. У неё на руке татуировка.
   - Ты сидела? - спрашивает вор, имея в виду тюрьму.
   Нет, она не сидела; татуировка - дань моде.
   - У меня есть и другое, - говорит девушка.

   Она поворачивается к вору спиной, спускает брюки,  и мы видим во всей  их  красе  половинки её ягодиц и татуировку.
   Пошлость! 
   Какое отношение имеет этот эпизод  в фильме о поэте Пушкине, понятно только тем, кто сериал "Пушкин" испёк.

   Что-то всё же сняли с участием вора. В присутствии  отечественных чиновников и меценатов-французов.
   - Вы тут творите, - говорит чиновник, - а мы в ресторан - обмыть начало успеха. Главное, французы от него без ума.
    В общем, всё как в кино! Но, как говорят, недолго музыка играла.  В павильоне появляется полицейский, арестовывает вора и  увозит его.

    Вновь съёмки под угрозой срыва.
    - Что будем делать? - в полном отчаянии спрашивает режиссёр.
   - Пушкина из ссылки вызволять! - отвечает продюсер.

   Дальше мы видим камеру в тюрьме ("Кресты"). Помещение обшарпанное, сплошь занято многоярусными нарами. И тут выясняется, что персонаж, который волею судьбы стал актёром и снимался в роли поэта Пушкина - вор с большим стажем; ворует чуть ли не с детства. В камере он встретил заключённого, с которым был знаком.
   Не знаю, как в  тюрьме это называется. Допустим, каждый  заключённый должен каким-то образом "прописаться" в камере,  как-то понравиться  "главнокомандующему" в  том обществе.  Что-то у  знакомого нам персонажа - вора с этим не получилось. И тогда "начальник", тщедушный пожилой мужчина,  приказывает "Дантисту", выполняющему в камере роль палача:
   - Преподай ему!
   И вора начинают то ли бить, то ли насиловать.

   А в это время продюсер приходит к начальнику тюрьмы и просит отпустить вора на киностудию. "Подмазывает" начальника: даёт ему две пачки денег. Начальник тюрьмы, как и врач, о котором речь шла выше, деньги берёт.  Нисколько не смущаясь и не пряча тут же деньги в ящик.
   Хорошенькая пропаганда взяток!  Или коррупция. Интересно, как к  подобным эпизодам в кино относятся юристы - прокуроры и  другие?

   С этого момента в телесериале "Пушкин" появляется  новый  персонаж. Начальник тюрьмы деньги взял. Но у него было ещё одно условие. Он даёт продюсеру фотографию своей дочери Инги  и требует, чтобы ей дали роль в том кино. Продюсер и это обещает. Ему легче дать роль в своём  фильме этой молодой даме, чем  представить, как с него  будут снимать шкуру чиновники от кино, если  фильм  не будет снят.
   Эта дама потом время от времени появляется в фильме. Она претендует на роль жены  Александра Пушкина - Натальи, хотя ни по возрасту, ни по параметрам никак не подходит к той роли. Зрители увидят  и любовную сцену на диване:  дочь начальника тюрьмы , ради  главной роли, соблазнит режиссёра. Потом будет шантажировать его  своей беременностью (мнимой)...

   И так далее. Эта часть  телесериала не имеет отношения к главному герою  - поэту Пушкину. Таких - проходных персонажей и эпизодов -   немало.  Возможно,  создателям   "Пушкина" хотелось таким образом растянуть сюжет и  снять побольше серий.

    Какая смесь одежд и лиц,
    Племён, наречий, состояний!
      Эти строчки Александра Пушкина из его поэмы "Братья-разбойники" хорошо подходят к разношерстной публике в сериале "Пушкин". Или можно сказать словами русского критика В.Г.Белинского: калейдоскопическая пестрота.
   Есть  у авторов сериала потогонные усилия  к появлению юмора в действиях, разговорах  актёров, съёмочной группы, полицейских. Не смешно! Грустно!

   Если бы речь не шла о  гениальном поэте и прозаике, патриоте  России  Александре Пушкине, то пусть бы резвились вволю.   Когда фильм снимают о  конкретном человеке, то действуют другие законы - здесь не должны допускаться домыслы, цинизм, пошлость.
   Иногда всё же в сериале появляется нормальная оценка творчества А.С.Пушкина. Допустим, режиссёр говорит вору перед съёмками: " Пушкин - это культурный феномен" или " Это творец того языка, на котором мы сейчас разговариваем".
   А вор спрашивает: " Пушкин - это из интеллигентов или из бедных?"

   Этот персонаж напоминает героя комедии  "Недоросль" русского писателя   Дениса Ивановича  Фонвизина (1744- 1792).  Вор  уже далеко не юноша, а знаний - нуль.
   Замечу, что телесериал "Пушкин"  рассчитан на  возрастную категорию +16. И чему хорошему может от всего этого научиться несовершеннолетнее поколение России? Хорошему - нет. А плохих примеров в достатке: воровство, тюремная камера со своеобразными порядками, взятки, драки, пошлость...
 
                ЗАПАНИБРАТА С БОГОМ

   Продюсер уговорил начальника тюрьмы отпускать  вора на съёмки. Его сопровождает майор Николай. И этот туда же: будет сниматься в  этом фильме, ибо "давно мечтал". Сам у себя  увидел актёрский талант.
   И вот вор появляется во фраке и белой сорочке, конечно, при бакенбардах и в парике - под Пушкина.  На его руках... наручники.

   Отвлекусь ненадолго. 9 мая этого года был перекрыт проход в метро в центре Москвы.  Чтобы попасть в метро, я пошла от Никитских ворот  по Большой Никитской улице к станции "Баррикадная".  Остановилась возле  памятника - здесь супружеская пара: Александр  Пушкин и Наталья Гончарова-Пушкина. Полюбовалась Храмом Большого Вознесения, в котором они венчались.
   Прошла Дом литераторов. И остановилась, поистине, как вкопанная. Было от чего! На рекламном стенде был  размещён  большой плакат.  На нём фотография актёра в роли А.Пушкина; на его руках наручники. Это была реклама телесериала "Пушкин" на СТС.

   Меня поразили именно наручники.  Какая вседозволенность! Ничего святого!  Цари, отправлявшие несколько раз  Александра Пушкина в ссылку, не требовали надевать на руки поэта наручники или кандалы - на ноги.
   Зато теперь  вовсю стараются  наверстать упущенное современные сценаристы, режиссёры и продюсеры.  Ещё меня поразило соседство: тот плакат висел в  двух шагах от Дома литераторов. Небось,  проходили мимо рекламы  поэты, прозаики, драматурги.  За последующие дни  я не встретила ни одного протеста литераторов в газете или по телевидению.
   При такой вседозволенности можно ожидать и большего от современных кинематографистов; например, в следующем фильме  они полностью разденут поэта,  или придумают ещё какую-нибудь гадость.

   ... Возвращаюсь к вору.
   - Сними наручники, - просит продюсер майора Николая, сопровождающего вора на киностудию.
   - Не положено.
   В конце концов,  договорились.
   - Пушкин, руки! - командует полицейский.
   Почему "Пушкин, руки!",  а не имя вора? Или: "Заключённый, руки!"
   
   У вора одна мечта: убежать. Он отпросился в туалет. А там вылез в окно. Но ему не удалось провести опытного  полицейского. Он, облачённый в костюм  эпохи  ХIХ века,  появился под окном вовремя.
   Вернулись в павильон. Приготовили сцену: венчание в церкви.  Вору показывают портрет  Натальи Гончаровой.
   - Хорошенькая, - говорит он.
 
    Когда съёмка была закончена, вор захотел поставить свечку. Он ставит зажжённую свечку и  разговаривает с Богом:
   - Мне нельзя в тюрьму. Меня там убьют. Понимаешь? Помоги. Сделай что-нибудь.
   И  вдруг в церковь приносят большой ящик. Его надо отвезти на киностудию.  Вор  воспринимает это, как помощь от Бога. Прячется в ящик, закрывает  крышку. Увы! Это заметил всё тот же майор Николай. Побег не удался.

   Следующий эпизод: "Пушкину" надо проехаться на лошади. В павильон привели белого коня.
    - Вы что сценарий не читали? - кричит режиссёр. -  Я один сценарий читаю. Пушкину цыганка нагадала, что он погибнет от белой лошади.
    Грамотный!
    Посадили-таки  киногероя на коня, но чёрного. И  поскакал "Пушкин". Только не на живой лошади, а на фанерной.

     Время от времени в течение всего сериала  вор и другие    вспоминают   известных российских  кинорежиссёров: то   Леонида Гайдая, то Бондарчука ( не уточняют: отца или сына).  Например, вор во время съёмок подгоняет режиссёра Николая такими словами: "Слышь, Бондарчук! Время уходит". Походя вспоминают, как будто в друзьях с ними  были.

      ...Вора не оставляет желание  убежать. Опять  он обращается за помощью к Богу. И тут рядом с ним оказывается вешалка   с женскими платьями, в том числе, и  пышное белое - для невесты. Вор вновь воспринимает это, как желание Бога помочь ему.
   - Слушай, -   обращается он  к Богу, - как ты это делаешь?
   Это, конечно, сценаристы или продюсер решили, что  персонаж - вор будет с Богом запанибрата (разговаривать как с равным, бесцеремонно,  фамильярно). Зачем?

     Он   надевает платье невесты. Пытается незаметно выйти  из киностудии. Но его платье привлекает внимание майора Николая и продюсера. Сначала они подумали, что это  француженка Софи. В общем, фокус вора не удался.
   С тех пор вора на съёмки привозят. Одну поблажку дал  ему майор Николай:  возвращается он не в камеру, а  отсиживается в карцере.  Полицейский сам учит стихи Александра Пушкина и требует, чтобы и  вор их  учил. А  по ходу сериала зрители будут слышать стихи Александра Пушкина в  тюремной камере - поэтический азарт, по воле авторов сериала, захватит почти всех заключённых.

                ПРОШВЫРНЁМСЯ!

   Съёмки продолжаются.  Следующая сцена такая:
   - Саша, - с акцентом говорит Софи-Наталья, - мне мучительны твои подозрения.
   Сцена не получается. Француженка прерывает съёмку и говорит:
   - Нет контакта. Мы должны гулять по Петербургу.
   - Прошвырнёмся! - соглашается вор - временный актёр.

   Продюсер говорит майору Николаю:
   - Ты меня извини, но Пушкина придётся отпустить.
   - Отправить этого вора в город! - возмущается полицейский, и не соглашается отпустить  киногероев побродить по городу, попривыкнуть друг к другу -  для появления между ними   контакта.
   - А если в театр? - находит выход продюсер.

   Все едут в театр.   Вор  как был загримирован под  поэта Пушкина, так и приехал в театр.  У  входа висит афиша, что сегодня показывают "Евгения Онегина". Вор вроде бы так похож на  А.Пушкина и на актёра  Червонского, что ни у кого не возникает ни тени сомнения. Софи видит на афише фамилию  Червонского (она ведь не знает, что ей подсунули вора вместо актёра ) и говорит партнёру по  фильму:
   - Ты сегодня играешь в спектакле.
   Но актёр в больнице. До начала спектакля остаётся пять минут. Звонок.
   В театр примчались режиссёр Николай и продюсер Григорий.
   - Софи, где Пушкин? - кричит продюсер.
   - Как где? На сцене!

   В театре тоже не знают, что их актёр Червонский пострадал на съёмках и находится в больнице в критическом состоянии.  Какая больница, если вот он!  Так вор оказывается на сцене в роли Евгения Онегина. Но он не знает роли. Ситуацию спасает майор Николай. Он, как суфлёр, начинает подсказывать слова своему заключённому, а также - куда ему идти, где стоять, когда стрелять...
   Кто бы сомневался, что игра  актёра - вора не вызовет фурор!  Зрители и труппа театра в восторге;  горячие аплодисменты.

   Было, как в комедии русского писателя Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума":
    Кричали женщины ура
    И в воздух чепчики бросали.
   А то, что видели зрители телесериала -  блеф.
   Но на этом вояж в театр героев сериала не закончился. Софи дарит цветы вору:
   - Это гениально!

   Они пошли гулять. Зашли в ресторан.
   - Махнём для сугреву! - говорит вор своей спутнице.
   Француженка такого языка не понимает. Но выпить не прочь. А денег-то у вора нет. И пока дама пребывала в туалетной комнате, вор пошёл на дело: украл кошелёк. Затем была драка. Досталось даже майору Николаю. В конце концов, все оказались в машине с решётками.

                ПОКА ЭТО ЖИВОТНОЕ НЕ ИЗВИНИТСЯ...

   Какие персонажи!  Все современные кинорежиссёры и продюсеры  должны  начать дружно завидовать режиссёру и продюсерам, создавшим телесериал "Пушкин". Какое мастерство, какая фантазия! Пожалуй,  потянет на "Оскара". Но лучше - на калошу.
   Очередная сцена. Вор и Софи должны  танцевать на балу вальс. Чтобы научить  его танцевать, пригласили хореографа. Я так и не поняла, кто это был: то ли из тех, кого  англичане называют "розовыми", то ли особь, поменявшая пол.  Этот странный  танцор  передвигался мелкими шажками, вилял задом, на его руках был маникюр; он жеманился.

   Видно, у вора был опытный взгляд. Посмотрев на  хореографа, он категорически отказался учиться танцевать. Но смирился, когда майор Николай пригрозил: посадит его в карцер вместе с Дантистом ( кто такой, см. выше).
   Прежде  чем   обнять  даму и сделать первые  па, вор должен  поклониться  партнёрше. Он резко наклоняется и бьёт (без умысла) головой  в лицо Софи. У неё из носа ручьём бежит кровь;  актриса падает в обморок.

   Потом она  оклималась.  Её  обряжают в  бальное платье. Они танцуют ( быстро же научился вор). И вдруг... долгий поцелуй! Не по сценарию.
   Но женщина на то и женщина, чтобы жарко поцеловавшись с  понравившимся ей мужчиной,  дать  ему пощечину.
    -Базара нет, - ответствует на эту ласку  вор. - Я заслужил.
   А до этого он ещё выдал такую фразу:
   - Чё ты сказал?
   Какой язык! От умиления и восхищения слёзы из глаз бегут.
 
   Вспомню  ещё раз  слова А.Пушкина: "Какая смесь одежд и лиц". Софи  то ли замужем, то ли имеет друга любезного.  Появляется ещё одно лицо - к ней приехал  мужчина; разговаривают они по-французски.  Джентльмен горячо уверяет, что любит её. И тому подобное.
   Никогда не догадаетесь, что сделает дальше  Софи. Она бьёт головой в лицо француза; то есть повторяет то, что сделал с ней  "актёр" - вор.  И говорит по-русски: "Бьёт, значит любит!"
   Здесь эти слова - ни к селу ни к городу.
 
   Авторам сериала "Пушкин", очевидно,   очень хотелось уравнять  в поступках мужчину и женщину.  Он бьёт в лицо, и она бьёт в лицо. Миленькие такие сценки. Софи остаётся теперь научиться воровать кошельки. А почему и нет? Она показала себя прилежной ученицей.
  А  актриса, играющая Софи,  оказалась   послушной  актрисой . Ведь сцена с мужем-другом нелепая. Но раз она осталась в сериале, значит, актриса не протестовала.
               
   Надо ещё рассказать, как по воле  авторов сериала,  отвлекался от своих  профессиональных обязанностей майор Николай. Он ухаживал за одной из актрис, занятых в  том же кино. А в это время вор сел в карету (стояла в павильоне и нужна была для разных сцен) и был таков. У него рандеву с  Софи.  Побег не удался. Его хватился режиссёр.  Пришлось полицейскому Николаю отвлечься от  созерцания пышной груди дамы и броситься на поиски заключённого. Нашёл, скрутил и... вывихнул ему руку. 
   Медицинская сестра там же, в тюрьме, оказывает ему помощь.

   Вывих руки - помеха для съёмок. Но кино надо делать дальше.
   В камеру заходит майор Николай и говорит вору -"актёру":
   - Поехали.
   Заключённый отвечает:
   -  Никуда я не поеду!
   По всему видно, что  майор Николай, будь его воля,  посчитал бы все рёбра   строптивому вору. Но бить  и  личико портить   гражданину, уже ставшему знаменитым на киностудии, нельзя. И деньги взял у продюсера, и дочь начальника тюрьмы в кино снимается ( как бы снимается; потом она выйдет замуж за режиссёра), и сам в актёрах ходит - чего душа давно просила.

  Да, наверное,  авторы сценария и другие создатели сериала, тщательно изучали приёмы усмирения заключённых. Ведь такое не подсмотришь!
   Майор Николай вдруг хватает ближайшего к  нему заключённого за нос и начинает выворачивать. Конечно, тот кричит от боли.  Вор -"актёр" едет на киностудию.
  Там подготовлена очередная сцена.
  - Ах, Саша, - говорит кокетливо Софи, играющая Наталью Гончарову, -  сейчас Николай Павлович оказывал мне излишнее внимание на балу.
   Я уверена, что  супруга Александра Пушкина  никогда не говорила  подобного мужу.

    Услышав  слова  Софи, вор вышел из образа поэта Пушкина. Он закричал именно Софи, а не её героине, что-то подобное:
   - И сколько у тебя хахалей!
   Француженка возмутилась:
   - Я отказываюсь сниматься, пока это животное не извинится.
   Нечего возразить. Дама приятная во всех отношениях ( из поэмы Н.В.Гоголя "Мёртвые души").
   
    Вообще, Софи не  стесняется раздавать оплеухи.  И больше всех от неё достаётся партнёру по фильму  и уже чуть ли не возлюблённому ( к тому идёт) - вору.
    Скучно пересказывать все серии "Пушкина".  Калейдоскоп  персонажей растёт и все они, мягко говоря,  с чудинкой.  Например,  на киностудии появляется  некий  шоумен. Увидев вора, он  признаёт в нём Червонского. Оказывается, актёр должен ему большую сумму.  Вор  предлагает сразиться за карточным столом. И... выигрывает у него яхту и  почти все его другие богатства.

   Ладно, сделаю скидку: шоумен не увидел разницы между Червонским и  вором, похожим на  актёра. Такие чудеса (похожесть) случаются.  Но чтобы жена не  увидела  отличий между  двумя, пусть очень схожими, мужчинами, - НЕ ВЕРЮ.
   Оказывается, супруга актёра Червонского не знала (хи-хи!), что муж в больнице.  Он не появлялся дома. Жена решила, что он бросил семью.  Чтобы объясниться с ним, она приехала на киностудию. Кого она там увидела? Вора, похожего на её мужа.
   - Мне от тебя ничего не нужно, - говорит она "мужу". - Но что-то детям оставь.

    Свидетелями этой сцены была вся съёмочная группа. И, конечно, Софи. Француженка неожиданно узнала, что, оказывается, её партнёр по фильму, был женат. И она вновь залепила вору пощечину.   
    Как в детском саду!  Чтобы жена не узнала в чужаке своего мужа, это надо просто сочинить! И всё же  есть у неё сомнения.
   Она говорит Софи:
    - Он словно чужой. - А дальше  диагноз: - Он влюбился!
   
   Потом опять появляется то ли муж, то ли друг Софи. Хочет её увезти.
   - Ты моя жизнь! - кричит ей вор. - Я люблю тебя! Я хочу начать новую жизнь с тобой.
    Из всего телесериала это единственные нормальные  его слова.
                Если голова пуста,
                То голове ума не придадут места
                ( Из басни И.А.Крылова "Парнас")

                " НА МОЁМ  ГОРБУ ДВА ПУШКИНА..."

    А дальше начинается, образно говоря, кинематографический салат "оливье":  создатели телесериала  перемешали все жанры, которые были под рукой, и сверху прикрыли табличкой со словами "Счастливый конец".
   Но всё по-порядку. Съёмки движутся к концу. Нам показывают то  обшарпанную камеру в тюрьме, где сидят дяди  в татуировках, то съёмочный павильон киностудии. Появляется ещё один персонаж (без него "Пушкин" - не "Пушкин") - это Дантес. Он с  сильного перепоя, ходит, пошатываясь,  просит таблетку от головной боли. Все от него отмахиваются, так как голова у них болит от другого.

   - Где Пушкин? - спрашивает продюсер Григорий.
   - Не знаю, - отвечает режиссёр  Николай ( ещё больше заросший и неряшливо одетый).
   - На моём горбу, - кричит продюсер, - два Пушкина. Один в больнице, другой в тюрьме.
    У кинематографического Дантеса очень болела голова, но он хорошо соображал. Услышав, что Пушкин в тюрьме, он сказал примерно такое:  Пушкин никогда не был в тюрьме; он был в ссылке.
   Слава Богу, хоть у этого персонажа есть проблески  нормального  образования!

   Появляется вор.
   - Слушай, а где мои бабки? - спрашивает он у продюсера.
   Тот даёт "актёру"  одну тысячу рублей. Не густо. А потом приходит упитанная тётя - руководитель массовки и  требует гонорар её ребятам и девчатам. Продюсер хотел бы сэкономить на массовке, но не на ту тётю напал. Она могла бы увести свою массовку, а  какой же "Пушкин" без массовки?  Правда, её особенно не было видно; немного на балах, на фуршетах...

   Бабки, полученные руководителем массовки, очень заинтересовали вора. И он попробовал с тётей заигрывать, но она  отмахнулась. Поначалу. А позже нашла диванчик и сама напросилась на секс.  Дальше отвратительная сцена.
  "Пушкин" имеет возрастную категорию +16. Несовершеннолетних уже многому в этом сериале научили: воровать, орать, нарушать законы... А ещё показали: можно заниматься сексом везде и всюду, хоть на киностудии, хоть в разгар рабочего дня - был бы диванчик.
   Можно не сомневаться, что вор вытащил деньги из сумки  женщины, находящейся в любовном экстазе и потерявшей бдительность.
   Спасибо, что не показали подробности.
   Потом  вор опять становится ряженым под поэта Пушкина.

    А теперь режиссёра и продюсера ждёт сюрприз. Появляется актёр Андрей Гаврилович Червонский. Он выздоровел и пришёл на работу.
   Как узнали, что это актёр, а не вор, который его заменял на съёмочной площадке?  Червонского увидел майор Николай.  Приняв его за своего подопечного - вора, он набросился на него. И получил от Андрея Гавриловича  пощёчину. Заключённый никогда бы не решился на подобное; особенно - вор.
   Вскоре  актёр танцует с Софи.  Разговаривает с ней по-французски. Актриса удивлена. Ещё бы ей не удивляться!

   Червонский не понимает, что происходит на киностудии, почему его не приветствуют, как должно приветствовать "звезду кинематографа". Он устраивает сцену, бросает стул.
   И тут до продюсера доходит:
   - Андрюша, это ты?

   В павильоне продолжаются съёмки. В них участвует вор, а не Червонский.  Когда снят последний кадр, режиссёр говорит с восторгом:
   - Ай да Пушкин! Ай да сукин сын! Можешь, когда хочешь. Гениально.
   У Софи появляются сомнения и она говорит режиссёру:
   - Я чувствую, что два Пушкина. Они разные.
   На что режиссёр  ничтоже сумняся  (не раздумывая) отвечает:
   - Он вживается в образ.

     Уже хочется развязки. И она наступает.   Двое мужчин, загримированных  под А.Пушкина, наконец-то, встречаются. Это случилось... в туалете. Из кабинки выходит актёр, играющий Дантеса. Хмель у него ещё не прошёл. Увидев двух "Пушкиных", он решил, что у него галлюцинация.
   Вор и актёр начинают драться. Один из них побеждён - он лежит. Наверное, без сознания. Кто это?

   А другой "Пушкин" приходит к продюсеру Григорию. Тот наливает в бокалы нечто вроде коньяка ( по цвету). Он уверен, что перед ним Червонский.
   - А деньги, Гриша, где мои?
   Продюсер даёт ему, по виду, приличный гонорар.
   - Мне нужна ещё твоя машина и шофёр.
   Не устояла перед "Пушкиным" и Софи. Постельная сцена. Они целуются, раздеваются...
   Спасибо, что и эта сцена без подробностей.

   Ах, дева! Мне вас искренне жаль. Это я о Софи.
   Создатели сериала, очевидно, думали, что все зрители глупые и что они сразу же должны были поверить, что побеждённым в драке в туалете оказался вор.  Вор с большим стажем не может быть побеждён каким-то  рафинированным актёром. Вор -  что верблюд в безводной пустыне; он готов на любые испытания; он  силён физически  и хитёр.   Ему надо выжить.
   Победителем в драке вышел вор. Это он получил гонорар от продюсера и он  занимался любовью с Софи.

   А  актёр Андрей Червонский оказался в  знакомой нам  тюремной камере. Сначала он всячески пытался доказать, что он актёр, а не  вор. Ему не поверили ни заключённые, ни охранники. Погоготали. Мало того, чтобы сбить с него  спесь и унизить, Червонского заставили драить  в камере "отхожее место". А ещё его бьют. За что? А просто так. Сценаристам  или кому-то другому из кинокоманды так захотелось.
   Или это ему за то, что лёжа в больнице, он с пафосом сказал:
   - Единственный Пушкин у нас в стране - это я!
   И это всё в сериале "Пушкин".

   Ещё одна омерзительно-безнравственная сцена. На киностудию приехали те, кого называют "пушкинистами". Они, как становится известно, привезли несколько реликвий из Михайловского. Интересно, для кого привезли и кто разрешил?
  Гости  становятся свидетелями сцены, в которой  "Пушкин", раненный  на дуэли Дантесом, умирает. Вор старается вовсю, изображает страдания поэта: стонет, пьёт воду, говорит:
   - Кончилась жизнь. Дышать трудно.

   Сначала у "пушкинистов"  были сомнения: соответствует ли  киногерой  образу  великого русского поэта? Но увидев искажённое предсмертной судорогой лицо,  специалисты "по Пушкину" расчувствовались и подарили вору... стихи Александра Пушкина к декабристам.
    Напомню тем, кто не читал или уже не помнит:
             Во глубине сибирских руд
             Храните гордое терпенье,
             Не пропадёт ваш скорбный труд
             И дум высокое стремленье...

   Да, было от чего упасть со стула.  Какой размах у создателей телесериала! Какая фантазия! Я уже высказала предположение, что позже они придумают ещё несколько серий. И в одной представят актёра - ряженого под А. Пушкина, голым, с фиговым листочком.  Или ещё что-нибудь сногсшибательное придумают.  А чего мелочиться!   
   Впрочем,  уже есть намёк на то, какое  продолжение  фильма о поэте  созрело в голове продюсера Григория. Потерпите. Скоро узнаете.

   Вспоминаю кинофильм "Берегись автомобиля".  Там показан  самодеятельный театр.  Его режиссёр - то ли  бывший спортивный комментатор, то ли судья. И как-то он ( роль замечательного актёра Евгения Евстигнеева) говорит  своим актёрам: " А не пора ли нам замахнуться на Вильяма, на нашего  Шекспира?"
   Там решили замахнуться на  "нашего" Шекспира, а тут - на нашего поэта Пушкина.

                ВОР СДЕЛАЛ СВОЁ ДЕЛО; ВОР ДОЛЖЕН УЙТИ

    В  гущу  событий вовлекают дальше зрителей создатели сериала "Пушкин". Кого мы ещё не видели? Детей!
   У Андрея Червонского двое детей. Актёр, как мы знаем, в тюрьме. А вор, на то и вор, чтобы воровать дальше.
   Он в доме Червонского.  Тут же жена Андрея. Она будто слепая - в  чужаке  признаёт мужа. Говорят, что  любовь (или  то, что называют первой искрой)  между мужчиной  и женщиной начинается  с... запаха. Так утверждают специалисты по этим делам. Наверное, у жены актёра Червонского всё то время, что она появляется в кадре, был насморк. Иначе, перепутав  мужчин по обличью, она могла бы принюхаться и  почувствовать от вора чужеродный запах.

   Женщина устроила "мужу" скандал. На что  сын Червонского, по виду - дошкольник, выдал маме такое:
   - Папа очень хороший. Он устаёт на съёмках, ему приходится  много раз повторять одно и тоже.
   Вундеркинд!
   Да,  была одна  шикарная сцена. Дуэль между "Пушкиным" и "Дантесом". Вор  очень торопится. У него уже есть договорённость, что он и Софи уедут во Францию. Но у героя сериала две проблемы: закончить сниматься и добыть деньги на поездку. Не сниматься он не может, ведь он под охраной бдительного майора Николая.

   ...Дама с хлопушкой объявляет дубль за дублем. Никак не получается сцена дуэли. Просто актёр - Дантес ещё  толком не опохмелился.
    И тогда вор кричит ему с нетерпением:
   - Взял в руки ствол и шмаляй!
   Дубль тринадцатый!  Услышав "тринадцать", я решила, что сейчас свершится ещё что-то такое экстравагантное, что доступно только кинематографистам - гениям.  Не оправдалось. Видно, никто из этой кинокоманды не верит в приметы. А жаль!

   В тринадцатом дубле вор мог бы споткнуться, сломать ногу. Помните фразу из художественного (именно - художественного, то есть сделанного художниками) фильма "Бриллиантовая рука": "Упал. Очнулся. Гипс". Только герой  Юрия Никулина сломал руку. А потом было вокруг неё столько ещё событий.
  Упустили шанс те, кто снимал "Пушкина",  растянуть телекино ещё серий на  десять.

   И только дубль двадцать четвёртый поставил точку в  съёмках этого  телевизионного шедевра. Наконец-то, правильно шмальнул "Дантес".
   Режиссёр  произнёс  торжественную речь:
   - Снято. Молодцы! Я хочу поздравить вас с окончанием съёмочного процесса.
   Все благодарят француженку Софи за то, что она сумела "влиться" в  творческий коллектив россиян.    
   
   Вор  получает от продюсера гонорар. Ему надо торопиться; он боится, что Софи уедет одна или её увезёт то ли муж, то ли друг.
   Он  обнимает режиссёра и убегает.  Кстати, позже режиссёр, скажет, что Червонский никогда бы его не обнял.  Значит, обнимал его не спесивый актёр, а вор.
   Дальше сцена  в квартире Андрея Червонского. Кроме денег, вору нужен паспорт. Иначе ему не видать Парижа, как своих ушей. Ищет паспорт и случайно замечает сейф.  Но открыть его он не может. А потому звонит...
 
   По мобильному телефону! В  камеру! Да, хороши порядки в тюрьме "Кресты"! Там ещё будет  в камере фуршет по поводу освобождения из тюрьмы "человека с большой буквы  Ф." - форточника. 
   В советское время  при киногруппе всегда был консультант - специалист по теме задуманного кино. Предполагаю, что у авторов  сериала "Пушкин" его не было. Кстати, титры так мелькали, что невозможно было толком увидеть должности и фамилии. Возможно, это было так задумано.

    Вор звонит своему знакомому - этот заключённый специалист по сейфам.
   - Как я могу тебе помочь, если я в тюрьме! - говорит этот спец.
   А потом заключённые "прижали" актёра Червонского и он назвал шифр. Вор открывает  сейф. Теперь у него есть  паспорт и деньги.

   Но... недолго музыка играла. Съёмки-то закончены, но ведь  снятый материал надо ещё смонтировать, подложить музыку, озвучить. Этим и занят режиссёр Николай. Смотрит он отснятый материал и у него на голове дыбом поднимаются волосы. Он ищет продюсера Григория. Они смотрят вместе киноплёнку и понимают, что, после того, как из больницы вышел Андрей Червонский,  вместо него они продолжали снимать вора. А где же актёр?

    Я уже говорила, что в  сериале "Пушкин" нагромождение разных событий. Просто зашкаливает. Ещё будет не одно воровство. Украдут  бриллиантовое колье, которое на шее Софи во время  фуршета - россияне и французы  хорошо отпразднуют окончания съёмок фильма. Украдут  кольцо, которое режиссёр Николай должен был подарить Инге, дочери начальника тюрьмы,  которая так и не снялась в  фильме, но зато нашла мужа. 
   Будут "Скорая помощь", плохие анализы, операционная...
   Поэт Пушкин  постепенно отошёл  от первой роли. Дальше зрителям подробно рассказывают, как хочет вырваться на волю вор.
   
   Продюсер и режиссёр ищут актёра  Червонского.  Кто бы не догадался, что он может быть только в тюрьме?  Сообщают начальнику тюрьмы. 
    Режиссёр говорит будущему тестю:
   - Я не сделал предложение вашей дочери,  потому что кольцо украл Пушкин. А актёр в вашей камере.
    Вот так все серии треплется имя поэта!

   - Вы хотите сказать, -  возмущённо вещает начальник тюрьмы, - что на нарах чалится всеми любимый актёр Андрей Червонский?
   Попутно язык зрителей "обогащается" новыми словечками: чалится и другими.  Наверное, авторам сериала думалось: всё в жизни может пригодиться.
   Режиссёр и продюсер узнают  по телефону от Софи, что она в аэропорту и ждёт  Андрея Червонского (но зрители знают, что должен приехать вор).
   - Он не увидит Париж! - говорит продюсер.
   
   И не увидел. Софи дают  видеокамеру, на которой  записано признание вора:
   - Ты прости, Софья, что я не смог с тобой поехать. Я никакой не актёр, я вор. Я не был никогда так счастлив, как теперь..."
   Темпераментная француженка бежит в тюрьму. Там им обеспечивают  свидание  без свидетелей.
   - Я пришла тебе сказать, - обещает Софи вору, - что буду тебя ждать.
   Они горячо обнимаются.

   И поставили бы на этом точку! Нет  же, из  той огромной бочки грязи ( или - навоза), которую  создатели  телесериала поставили в самом начале съёмочного процесса в павильоне, ещё не вычерпали всю грязь. Этой грязью   в течение всех серий  вымазывали поэта Александра Пушкина.  Её остатки в  речи вора, который вернулся в камеру и где он будет жить четыре года.

   Он рассказывает заключённым сюжет фильма, в котором  снимался.
   О поэте так глумливо:
   -Жена его была на десять сантиметров выше. И он, когда они куда-то приходили, быстро от неё отваливал. Он её реально любил.
   А ещё о том, что поэт готов был порвать всех мужиков, которые оказывались с ней рядом.

   А я бы сделала такой конец у этого "шедевра".
   Прошло четыре года. Вор вышел на свободу. Приезжает в  Санкт-Петербург Софи ( не  сидела же она все эти годы в чужом городе). Они женятся, уезжают в Париж. А дальше всё возвращается на круги своя.
   Этот гражданин ворует с малолетства. Значит, у него нет  никакой профессии; может, и семь школьных классов не окончил. А теперь у него семья;  во Франции мужья не сидят на шее у жён. И что он будет делать?

   Можно предположить, что однажды в самом людном месте на берегу Сены появится... Оноре де Бальзак или Виктор Гюго, или  Александр Дюма ( отец или сын), или генерал Шарль де Голль. Трудно предположить, какой  запас  фантазии у  опытного вора. 
   Он  загримируется под какую-то известную во французском обществе личность, будет  фланировать по площадям, где собираются туристы из России и  других бывших республик бывшего СССР.  Фотографируясь и обнимаясь с ними, он будет воровать кошельки.
   Или вернётся к образу поэта А.Пушкина.  Отбоя бы не было и в Париже  от желающих сфотографироваться. Наш поэт известен во всём мире.

                НАДМЕННЫМ: НЕ ВЗДЫМАЙТЕ РОГ!

   Внимание! Я обещала рассказать, какое продолжение сериала придумал продюсер Григорий.
   Отдавая  вору  гонорар (думал, что это Червонский), он говорит:
   - Тема такая: Пушкин - зомби. Он возвращается, чтобы отомстить Дантесу.
   И ведь снимут! И спать будут спокойно.
      
    Попались мне стихи Гаврилы Романовича Державина "Радость правосудия", написанные русским поэтом  в 1794 году (Глагол времени. Стихотворения. Москва. "Детская литература", 1978):
           ...Скажу я грешным: не грешите;
           Надменным: не вздымайте рог,
           В безумии не клевещите,
           Несправедлив, что будто бог...
   
   Предисловие  "Державин и его поэзия" в этой книге написано  Николаем Банниковым.  Он много раз упоминает и А.С.Пушкина. Приведу вот такие  строчки:
   " Если представить себе русскую поэзию в виде громадной горной гряды, то два высочайших её пика, расположенных рядом, мы обозначим именами Державина и Пушкина, хотя между ними вздымаются и такие вершины, как Карамзин, Батюшков, Жуковский, Крылов.  Державин входит в узкий круг самых великих наших поэтов".
   Александр  Пушкин  рассказал о встрече с Державиным в лицее на экзамене 8 января 1815 года.  Юный поэт читал  свои стихи "Воспоминания в Царском Селе". Гаврила Романович был " в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять". И, как известно, "благословил".   
   
      Почему надо было обязательно  снять сериал "Пушкин"?  Нашему поэту не нужна слава. Он и так прославлен на все последующие века.
    Лучше бы  сняли телесериал под названием " Баранов" или " Носков", или " Разгоев". Они тоже сочинители. Или " Молочников", или  "Литвинова"... Взяли бы любую фамилию из титров.
    Продюсеры знали, что  с такими названиями  это был бы проигрышный вариант.  "Пушкин" привлёк столько рекламы, что её было по времени больше, чем кинодействия.

   Но если бы  продюсеры пофантазировали, то  придумали бы,  чем привлечь рекламодателей, не вываливая в грязи поэта.  Ведь "Пушкин" был задуман не ради того, чтобы рассказать об Александре Сергеевиче Пушкине.  Это был трюк, приманка. Сама фамилия поэта заставляла рекламодателей  на ходу открывать кошельки.
   Но рекламодателей привлекают не только известные имена. Можно, допустим, отрезать уши у  актёра и пришить их на ягодицы.  Или глаза разместить на животе. Или  из  пупка вытягивать кишки и завязывать их бантиком.   
   И обязательно издать рекламные плакаты с такими пикантными подробностями  и развесить их  не только в  Москве, но и  по всей России. Отбоя бы не было от рекламодателей, если бы они увидели, что снят фильм с героем, у которого уши на ягодицах.
   Известно, что пчёлы летят на  сладкое. А мухи - сами знаете на что.

   Ах, я кого-то шокировала? А сделать из русского поэта Александра Пушкина вора и шута - это не шокировать? А развесить плакаты, на котором актёр, загримированный под А.Пушкина, с наручниками - это не шокировать?
    Посмотрев сериал "Пушкин", я решила, что это то несчастье, из-за которого надо  посыпать голову пеплом.  В Библии рассказывается об одном древнем обычае евреев. Они посыпали голову пеплом или землёй, когда у них или у их близких случалось несчастье. "Посыпать голову пеплом" - значит  убиваться при потере чего-то ценного.
   В телесериале "Пушкин" я увидела полную потерю важных ценностей - нравственности и уважения к  прекрасному поэту, прозаику, философу - Александру Пушкину.
   История  не простит вас - всех, кто входил в ту киногруппу, включая деньгодателей - продюсеров!
 
   Я согласна с мнением, что   отвечает за то, что показывается на  российских телеканалах,  их  директор ( то есть "голова"). А  потому история не простит дирекцию   телеканала  СТС,  разрешившую показать сериал "Пушкин". Мало ли  кто-то   что-то намалюет,  сочинит? Если бы  дирекция телеканала СТС была более разборчива в том, что приносят ей на показ, то  сценарий "Пушкина", наверное, остался бы у кого-то из сценаристов на полке и тихо бы истлел.  Или его бы съели мыши. А  потом, вполне возможно, у них была бы изжога.
 
                ИЗ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Гражданский  кодекс РФ  - это объёмный документ.  Я  прочитала его весь. И всё-таки не нашла статьи, которая бы  запрещала использовать  фамилии известных в  нашей стране людей в такой интерпретации, как  использована фамилия Александра Сергеевича Пушкина в названном телесериале - "Пушкин".
   В ниже приведённых статьях нет чёткости на такие случаи.

   Глава 3. Статья 19. Имя гражданина.
   1. Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.
   4. Приобретение прав и обязанностей  под именем другого лица не допускается.
   Имя физического лица или его псевдоним  могут быть использованы с согласия этого лица другими лицами в  их творческой деятельности, предпринимательской или иной экономической деятельности способами, исключающими введение в заблуждение третьих лиц относительно тождества граждан, а также исключающими злоупотребление правом в других формах.

   5. Вред, причинённый гражданину в результате нарушения его права на имя или псевдоним, подлежит возмещению в соответствии с настоящим Кодексом.
   При искажении имени гражданина либо при использовании имени способами или в форме, которые затрагивают его честь, умаляют достоинство или деловую репутацию, гражданин вправе требовать опровержения, возмещения причинённого ему вреда, а также компенсации морального вреда.
       
   Статья  150. Нематериальные блага.
       Из перечня нематериальных благ в пункте 1 выбираю  достоинство личности, честь и доброе имя.
       2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав ( статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
    Далее сказано, что принадлежащие гражданину нематериальные блага могут быть защищены судом. И такая оговорка: нематериальные блага, принадлежащие  умершему, могут защищаться другими лицами.

      Статья 151. Компенсация морального вреда.
      Если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда...
   Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинён вред.

       Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации.
       1. Гражданин вправе требовать  по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
    По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти...
      
    Статья 152. 1. Охрана изображения гражданина.
        1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображён) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
   1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
   2) изображение гражданина получено при съёмке, которая проводится в местах открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования...
   2. Изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.
 
   Я считаю, что в телесериале "Пушкин" опорочено имя  поэта,  затронута  его честь и  умалено  достоинство. И это  далеко не всё. Очень может быть, что здесь, если не   уголовное преступление, то тема, которую надо было бы публично обсудить и узнать мнение общественности.
   Из "Словаря русского языка" С.И.Ожегова (Москва. "Русский язык", 1991). Порочить - навлекать позор, бесчестить; осуждать, чернить. Умалить - сделать или представить менее значительным, чем есть на самом деле, преуменьшить.
 
   В Англии  в 1960 году  случился необычный судебный процесс.  Судили ... роман "Любовник леди Чаттерлей".  Это произведение английского писателя Лоуренса Дэйвида Герберта (1885-1930).  Как видно по датам, автора романа к тому времени уже не было в живых. За что судили сочинение? За  слишком откровенную эротику.
   Ничего особенного в этом романе нет (переводился несколько раз на русский язык). Обычный любовный роман. Из всех пикантностей,  которые, наверное,  шокировали   того ( или тех), кто подал на роман в суд,  но не шокировала меня, есть такая: леди Чаттерлей вплетала цветы (кажется, это были незабудки)  в  волосы на лобке любовника.  И на здоровье!

   Роман был оправдан  присяжными. На его защиту встал даже священник (католик или лютеранин).  О суде над романом англичане сняли два фильма. Смотреть интересно. Один из российских телеканалов их показывал.
   Роман - литературное произведение.  В нём выдуманные герои и ситуации. А в сериале "Пушкин"  речь о конкретном человеке.

                УБЕРИТЕ РУКИ ОТ ПОЭТА!

      Александр  Сергеевич Пушкин умер в 1837 году. Он не может обратиться в суд, чтобы защитить свою честь и доброе имя,  требовать опровержения  и удаления сведений, порочащих его честь и достоинство ,  претендовать на компенсацию  морального вреда.  Не знаю, видели ли потомки Александра Сергеевича   телесериал  "Пушкин"  на СТС.
   Не уверена, что создателям телесериала и тем, кто купил его и показал по названному телеканалу, пришло в голову спросить разрешения у потомков поэта на подобное использование его фамилии, имени (Софи, играющая роль  супруги поэта Натальи, обращается к мужу: "Саша") и биографии.

   А я - его соотечественница, считаю, что, попирая честь и доброе имя великого русского поэта А.С.Пушкина, все, кто  принимал участие в создании и показе телесериала "Пушкин", нанесли  моральный ущерб  России и её гражданам.  Такое неприличное использование  личности поэта ,  бьёт по репутации  нашей страны. Причём моральный ущерб  заключает в себя и мнение за рубежом о России, в которой позволяется так вольно и пошло использовать рассказ о поэте, имя которого вписано в культурное наследие страны.

   Да, есть люди, которым "всё по барабану". Но не может быть "по барабану" всей стране.   Хватит небылиц, гуляющих за рубежом, о нашем Отечестве, вроде шапок-ушанок, валенок и  медведей на наших улицах.
 
   ...Герой названного телесериала, конечно, не поэт Пушкин. Авторы сериала создали  гомункулуса (ср.-лат. homunculus - человечек). Средневековые алхимики мечтали получить искусственно в колбе человекоподобное существо - гомункулуса. Но у них не получилось.
   А вот в ХХI веке у некой киногруппы опыт удался - в своём киночане они  получили  человекоподобное существо - вора. Никчемное существо; не имеющее права быть показанным по телевидению.

    В "Гражданском кодексе Российской Федерации" я не нашла статьи, которая бы разъясняла, имеют ли право  сценаристы, кинорежиссёры ( и снимающие телесериалы), продюсеры использовать в своих работах имена  конкретных людей, но не для того, чтобы рассказать об  их жизни и деяниях, а чтобы использовать их  как маску для других героев.
   Да, о людях, которые себя чем-то проявили, внесли весомый вклад в развитие науки и техники, политической и общественной жизни России, пишут книги, снимают кинофильмы и телесериалы. Пусть в  подобных их портретах не всё точно на сто процентов, но сохраняется линия жизни, характер и поступки этих граждан.
   А в телесериале "Пушкин"  используется без зазрения совести не только имя  великого русского поэта Александра Пушкина; в его образе вор.

   "Пушкин, на выход!", "Пушкин, руки!", "Где Пушкин?", "Пушкин, падло, я тебя достану"...
   Какой цинизм! Ничего святого у тех, кто написал сценарий, дал деньги на съёмки, кто снимался и снял это кино, кто купил и показал на СТС.

   На Театральной площади в Москве можно увидеть два странных персонажа: это  мужчины (не уверена, что актёры), загримированные под "незабвенных" Ленина и Сталина.  Они меняются, возможно, когда старятся. Вот сейчас Сталин - это не невысокого роста, с  плохо действующей рукой,  пожилой  мужчина, а дебелый, высокий гражданин; на брюках его  широченные красные лампасы. 
   Здесь их бизнес. За фотографию с "Лениным" и "Сталиным"  туристы  платят.
 
   То, что эти  персонажи  здесь делают - цинично. В  нескольких метрах отсюда, на Красной площади находится Мавзолей с телом Владимира Ульянова-Ленина. А рядом и могила Иосифа Джугашвили-Сталина.
   Но, по крайней мере,  эти ряженые  не попрошайничают и не воруют у иностранных туристов кошельки.
   
   Большая щедрость Провидения, что  Александра Пушкина оно подарило  России. Такие  щедрые подарки не раздают просто так; только - достойной стране.  А  как некоторые граждане России (впрочем, я не знаю, все ли  россияне в   кинокоманде, слепившей сериал "Пушкин")  благодарят Провидение,  видно по этому сериалу.
    Как-то я услышала, что хорошо бы  в России  открыть министерство счастья. Считаю, что сейчас необходимо учредить министерство нравственности. И возродить цензуру.

    Из стихотворения "Воспоминания в Царском Селе":
                Навис покров угрюмой нощи
                На своде дремлющих небес;
       В безмолвной тишине почили дол и рощи,
                В седом тумане дальний лес;
       Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
       Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
       И тихая луна, как лебедь величавый,
                Плывёт в сребристых облаках...

   Поздравляю всех россиян с днём рождения Александра Сергеевича Пушкина!