Полтавские хоры

Игорь Теряев 2
С холма на холм куплет с куплетом –
плывут  мелодии рекой.
И стоны, и любовь – об этом   
В них  люд беседует  с  судьбой.

Из века в век мольбы в те песни
от сердца вкладывал народ
И, если с горем в хате тесно,
То пел, аж за душу берёт.


       На днях был на концерте  духовной музыки в Рижском доме Москвы.  Как всегда,  духовная музыка церковными  и  монастырскими хорами была  подана в аккуратно приготовленном виде.  Исполнена  чисто,  скажу даже,  очень  старательно.   Было в программе много песен и  танцев  русских,  белорусских  и украинских.   И исполнялись  они  не  современными  вокалистками,  которые  уверены,  что  красота песни  зависит от количества  ткани  на теле  певицы  (конечно,  чем тряпья меньше,  тем песня  «краще»),  а  звучали песни так,  как ранее их  пели наши мамы и бабушки.    Мелодично,  спокойно-ласково,  чем  издавна и славились  украинские  песни.  Вспомнилось,   как наша мама выпевала  каждую  ноту,  как тщательно   выговаривала  каждое слово,  как  душевно  вкладывала смысл в каждую  фразу.
Чудесные  трогательные песни  напомнили мне    вечер  1968 года,  когда  в старой части  Полтавы  я  невольно оказался   слушателем  сразу  нескольких  истинно  народных  хоров.

Что может быть лучше летнего отпуска?  Это же  не только отдых от пусть даже и любимой работы,   но и смена распорядка  дня  по  своему усмотрению,  или подстройка под  назревающие  желанные  мероприятия     (экскурсия,  отъезд),  и  обязательно  радостные  встречи  с  родычами, друзьями.   Так случилось  и  у  меня:  в  родном  Харькове  встретился  с моим названным братом  Борисом.   Да, это  тот самый Бориска,  с которым  в одном классе Харьковской спецшколы  ВВС  мы  учились три  года,   с которым вместе поступили  и вместе  окончили  Фрунзенское  училище  лётчиков.  Шесть  лет провели вместе.  Спали в мороз,  под снегом  в летней палатке,  на одном  топчане,  укрываясь  четырьмя  байковыми одеялами, двумя  шинелями и двумя техническими куртками.  Какие  годы  провели рядом?  Какую  профессию  осваивали  вместе?    Вот  те  годы  и сделали  нас  названными  братьями.   И  хоть  военная  судьба после окончания  училища  и развела нас  с Борей,  но связи мы не теряли  и братские чувства в нас  бродят до сих пор.
-- А что ты наметил на завтра? —  Боря мне. --  Поехали   со мной  в  Диканьку?

-- В  Диканьку?  А что  там?
-- Я же готовлю свадьбу дочери.  Вот  оттуда и привезём  кавуны.
-- Поехали!  Хоть полюбуюсь местами,  где происходили  гоголевские чудеса.
Так я неожиданно оказался в Полтаве,  где родился и рос до нашей встречи  мой названый  брат,  и  где жили  Борины  батькИ.
Из  Полтавы  в  Диканьку мы съездили впустую,  так  как  к тому времени кавуны были ещё  зелёными.  Вернулись к  Бориным  родителям  к вечеру.  Мама  нас накормила  настоящим украинским  борщом.   Правда, не пришлось мне в  тот раз попробовать  самодельную  горилку  (уберёг  меня  святой закон --  «За рулём!»),  так что уговоры Бориного брата  не  удались.  Поблагодарив  хозяев  за  сытный  обед,  вышел  из  хаты  во двор.

        А хату  батько  когда-то  слепил на склоне одного из холмов в старой части Полтавы,  где  не было ни одного кирпичного  здания.  С крыльца были  видны только  саманные,  окружённые  садами  белоснежные хатки,  беспорядочно  рассыпанные по склонам  нескольких   холмов.

       Субботний  летний  вечер. Солнышко  вот-вот  сядет,  воздух неподвижен,  смолкла  дневная  суета  и  спала  жара.    Возле хаток,  сквозь листву   деревьев  белели  накрытые  столы.
    
      И  вдруг  в  вечерней тишине  широко разлилось:  «Садок вишневый коло хаты,  хрущи над  вишнями гудут…»,  а  с  другого холма  дружно  пообещали:  «Я  ж тебе, милая,  аж  до хатыноньки  сам на руках отнесу…».  Стол  следующего склона   ни сколь  не уступал:   «Мисяц   на небе,  зироньки сяют…»   И  совсем  неожиданно  густой мужской бас  честно признался:   «Взяв  бы  я  бандуру, та  сыграв  що знав…»
      
       Я  замер. Я  боялся,  что это необыкновенное  соревнование  хоров  прервёт  какая-нибудь  случайность.  Дружно,  мелодично, проникновенно…  Чарующие  звуки   лунали*  между холмов, которые помнили  эти  украинские  мелодии,  пожалуй,  с  очень давних  веков.  И   даже  наступавшая  летняя  лёгкая  темнота  не   прерывала  трепетность  украинских  напевов.   
      
       Не  помню,   как  долго   в стойке  «Замри!»  мне удалось  внимать  необыкновенному  концерту,  но  сейчас  отчётливо  осознал: он,  концерт  ретро  песен,    "подзаряжал"  мою  память  очень далёкими годами.
   
       Вернул  меня  на землю  Бориска:    «Игорёк!  Заночуем у батькИв  чи поидемо?»
       А  ехать-то  всего  141 километр…
       Я  очнулся:  «Поихалы,  Боря!»



ЛунАли* --  (укр.) эхом   мотались  звуки  между  холмами.


картина "Хата"  Балехова В.П.