Не упустить шанс

Замир Осоров
Будет непростительной ошибкой, если мы упустим этот шанс

 
Я уже многие годы наблюдаю за тем, что происходит в медицине Кыргызстана. Особенно хорошо мне знакомо то, что происходило в последнее время в кардиохирургии, кардиологии, службе санитарного контроля, фармацевтике.

О том, как глубоко я был вовлечен, как журналист в «сердечные проблемы» страны, мы можете судить сами по серии моих статей, опубликованных в книге «Выстрел на взлете»
http://www.epubbud.com/read.php?g=FGE4GCLM&p=22
В этой книге я поделился своими наблюдениями о ситуации в кардиохирургии страны в первые десятилетия нашей независимости, когда появившуюся новую структуру НИИХСТО  возглавив С.Джошибаев, а затем  ему на смену  в ходе выборов пришел К. Абдраманов.

В другой своей книге «Космический прорыв Исы Ахунбаева» я попытался выразить свое отношение и восхищение великому кыргызскому кардиохирургу, которого Дооронбек Садырбаев называл вдобавок ко всему великим оппозиционером своего времени.
Я также много писал о таких специалистах в медицине. как Туйгуналы Абдраимов,   нейрохирург Буранбек Дуйшенов, уролог Акылбек Усупбаев, некогда главном санитарном враче Бишкека Ниязбеке Мамасадыкрве, ныне покойном.   Были у меня  и интервью со всемирно известными звездами  - академиками Мирсаидом Миррахимовым, Лео Бокерия.

Все эти личности представляются мне теперь не просто хорошими или даже выдающимися специалистами своего дела, но и людьми с весьма непростой биографией.
И я пришел к выводу, что кыргызская медицина еще очень долгие годы, наверное, будет оставаться исключительно взрывоопасной и потенциально конфликтной системой, где любой шаг, направленный на реформы, будет воспринят ожесточенной критикой.

Все дело, конечно же, в том, что кыргызская медицина, как таковая, до сих пор не обрела устойчивую и стабильную форму своего функционирование, характерную для всех развитых стран мира. Этого можно добиться только в ходе проведения соответствующих реформ, направленных на повышение профессионализма, создавая систему, которая работала бы исправно и снижало риски влияния человеческого фактора.

Конечно, даже в самых развитых странах мира, таких как Англия и США, существует много проблем в медицине, в том числе и коррупция, однако там все же ситуация во много раз благополучнее, чем в Кыргызстане. Достаточно сравнить, как обстоит дело и медицине, например, Турции, с тем, что творится у нас, чтобы понять огромную разницу между реформированной и нереформироанной  пока еще медициной.

 Главное отличие первой от второй, что справедливо и в отношении ко всей науки - это уважение к специалистам и достижение большой прозрачности и открытости управления на всех уровнях -  и отсутствие такого уважения и прозрачности  во втором случае.
Впрочем, то, что наша система так и осталась нереформированной, хорошо видно, если вы обратите внимание на биографии выдающихся организаторов и талантов нашего прошлого и настоящего.

Особенно трагична в этом плане жизнь и деятельность великого Исы Ахунбаева. Несмотря на огромные достижения нашей медицины и академии наук в 60 -70 годы прошлого века, непосредственно связанные с деятельностью Ахунбаева, это были годы, наполненные непрерывной и изнуряющей борьбой за реформы, которые так и не были реализованы, потому что высшее руководство страны не просто было не заинтересовано в проведении таких реформ, но и делало все возможное, чтобы подорвать авторитет великого ученого. И даже обстоятельства трагической гибели Исы Ахунбаева в автомобильной катастрофе в 1975 году, уже давно являются объектом многих спекуляций и многие уверены в том, что великий ученый просто был устранен руководством страны при помощи его многочисленных недоброжелатели.
 
Все дело в том, что наши власти никогда не были заинтересованы в реформах в нашей медицине и это действительно создает опасные прецеденты.

Я помню, как в 2006 году министром здравоохранения стал Туйгуналы Абдраимов, который был преисполнен желания проводить реформы и навести порядок в этой отрасли. Опираясь на своих единомышленников, таких как тогдашний директор НИИХСТО Калдарбек Абдраманов, он поставил перед собой задачу добиться ротации директоров медицинских учреждений страны. В особенности, преклонного возраста руководителей, которые многими десятилетия возглавляли ответственные должности, что не способствовало оздоровлению нашей медицины, даже если во главе института находился заслуженный врач.
Отсутствие реформ негативно сказывается даже на самых замечательных директорах, превращая их в злобных карьеристов и мстительных старцев во власти.
О том, как трудно и как рискованно проводить реформы свидетельствует кратковременный министерский опыт того же Туйгуналы Абдраманова: ему все же удалось сместить с должности некоторых самых влиятельных лидеров медицинских кланов и медицинских геронтократов, но министру не дали довести эти процессы обновления до конца, его перевели в срочном порядке на другую должность. И что больше всего меня поражает, многие лидеры общественных организаций вместо того чтобы поддержать Абдраимова  невзлюбили его  - за то, что он посмел посягнуть на медицинские авторитеты, на их «пожизненное право» занимать руководящие должности.

Мои вышеупомянутые книги в той или иной степени являются хрониками травли выдающихся ученых, которые стремились проводить реформы.  И Иса Ахунбаев пострадал из-за этого своего желания, и Калдарбек Абдрамнов, возглавляя НИИХИСТО. 

То, что происходит сегодня с новым министром здравоохранения Талантбеком Батыралиевым и теми, кто его поддерживает, например с директором Департамента фармакологии Рустамом Курмановым, это очень напоминает травлю прошлых лет, когда прогрессивное руководство нашей медицины пыталось проводить реформы.
 В данном случае проблема явно усугубляется теми, что министр является выходцем из южного региона и поэтому к нему с самого первого дня было повышенное негативное внимание нашей медицинской элиты.  И поэтому несмотря на свои незаурядные организаторские навыки и высокий профессионализм выдающегося кардиолога -  все эти качества были так востребованы в Турции, но в Кыргызстане они почти ничего не значат.
Во всяком случае с самого первого дня  его назначения в коридорах и кулуарах медицинской власти только и  раздаются разговоры, о том, - что вот к власти пришел этой южный выскочка, проработал где-то в Турции и теперь будет всех нас учить уму-разуму. Более некомпетентного министра не знало наше здравоохранение.
Что вообще значит тогда – быть компетентным?   
Все это результат того, что мы живем в нереформированной стране и поэтому это в какой-то степени естественное явление, что нынешний руководитель Минздрава подвергается такой критике, как и то, что в целом по республике хорошие руководители, организаторы, профессионалы не котируются, а востребованными являются хорошие знакомые, верные друзья, братья по крови и родству, региону. Пусть он не будет выдающимся доктором и профессионалом, зато будет всегда поддерживать меня – так примерно рассуждает каждый руководитель в не реформированной стране.
 
Самым неприятным в этих конфликтах является то, что сегодня даже многие лидеры НПО, люди молодого возраста и с большими знаниями и образованием оказались втянутыми в эти разборки и прессинг, развязанные трайбалистами и коррумпированными каланам аптечного бизнеса страны против руководства Минздрава. На протяжении долгого времени они настраивали против министра ректора Медакадемиии А. Зурдинова, раздувая служи с плетни, что вот, мол новый министр не справляется с работой и хочет занять кресло ректора. И вот теперь после того, как Зурдинова уволился с должности по собственному желанию, но при этом, как бы стал заклятым врагом министра, теперь трайбалисты затеяли новую большую игру.  Как показывают последние публикации в связи с назначением нового премьер-министра и тоже южанина Сооронбая Жеенбеков, теперь эти оппозиционеры вознамерились руками нового премьера убрать и министра и директора Департамента лекарственного обеспечения (газета “Азия news”)

 И все, кто поддерживает министра, как, например, Р Курманов также оказывается в поле ожесточенной критики и их организации подвергаются непрерывным накатам, наездам, проверкам.
 И при этом все обвинения возводятся вопреки всему, что реально делается сегодня в медицине и фармацевтике. В то время, когда, возможно, впервые в стране создается современная инфраструктура и система контроля лекарств, ввозимых в страну, лидеры НПО обвиняют руководство Минздрава и Департамента лекарственного обеспечения в отсутствии такого контроля. Никогда прежде Кыргызстан не обладал ни современной лабораторией, ни соответственными подготовленными кадрами для эффективного осуществления такого контроля. Вообще после обретения независимости многие министерства и ведомства пытались сделать то же самое -  спроектировать и построить современную лабораторию, но эту работу удалось довести до логического конца только Департаменту лекарственного обеспечения. Лидеры НПО, подвергающие сегодня непрерывной травле директора Департамента Курманова, как будто забыли, что во главе общественного движения в медицинском секторе НПО также стоит этот человек.   Никого ровным счетом не интересует создаваемая в стране единая электронная база лекарственных средств – но все говорят о коррупции, и что министр ничего не делает против этого. Однако Батыралиев идет гораздо дальше в своих планах, он создает систему, которая обеспечила полную прозрачность работы самих врачей, чтобы отпал сам с собой вопрос назначения руководителей. Вместо поддержки этой идеи медицинский истеблишмент только говорит о том, что следует проводить выборы.    
 
 Что же будет дальше, когда начнется реальная смена старых кадров на новые, начнет налаживаться отчетность и прозрачность не только во всех государственных учреждениях медицины, но и в деятельности НПО, ОНС при министерствах!   

Что сегодня действительно следует делать и незамедлительно, это дать министру все полномочия, чтобы он смог не просто приступить к масштабным реформам, но и довести их до конца, обеспечив не просто смену старых руководителей и лидеров кланов, но и процесс прихода к власти новых кадров руководителей в открытом режиме. Если единая электронная база данных лекарственных препаратов обеспечивает прозрачность аптечного бизнеса, то процессы выборов новых руководителей и рейтинговая система оценки заслуг кандидатов, постепенно сгладит острейшие проблемы со сменой власти и правильным выбором новых руководителей.

Это будет очень болезненный процесс. Но кто сказал, что реформы проводятся просто. На полпути останавливаться не получится. Если проводить реформы и довести их до конца, ты наживешь себе кучу врагов, но стране будет и медицине намного легче в итоге. Если же не проводить реформ, ты также наживешь кучу врагов, потому что не реформированная медицина и любая отрасль зиждется и держится на склоках и интригах а дела в стране будут идти все хуже и хуже и все обвинения со временем будут направлены на руководителей, которые так и не осмелились на реформы.   


Я думаю, премьер министр и президент страны должны сегодня дать полные полномочия министру, чтобы он повел жесткую кадровую политику. Так как я не вижу другого пути для обновления нашей медицины.  Каждое новый указ и каждый шаг министра будет только подвергаться критике, всегда будут находиться только недостатки, и до реформ и обновления просто руки не дойдут.
Ведь главная цель всех противников реформ в нашей медицине в том и состоит, чтобы ничего в отрасли не менялось, а были созданы невыносимые условия для работы профессионалов в виде бесконечных жалоб и проверок.
Мы знаем, как эти акции проводились в прошлом и как они выглядят сегодня. Те люди, которые не хотят обновлений и реальной борьбы с коррупцией, имеют привычку больше всего говорить о борьбе с этими явлениями и не замечать ничего позитивного, что делается в республике.

На фото: Аксакал кыргызской медицины Эрнст Акрамов:
«Министр Талантбек Батыралиев во всех отношениях является новым человеком в нашей медицине. Он как бы пришел из нашего будущего - он хорошо знает, как делать и с чего начать. Он нуждается только в нашей поддержке и понимании и будет непростительным для стран6ы, если мы не используем этот шанс, оставив все, как прежде».