Эксперимент 2

Лариса Калюжная
РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

(начало см.: http://www.proza.ru/cgi-bin/login/page.pl)

 Для проведения экспериментальных уроков духовно-нравственного воспитания в 5-ом и 7-ом классах директор школы предложила ввести раздельное обучение мальчиков и девочек. Но так сложилось, что ученики 7-го класса пришли ко мне на первые занятия двумя группами, сформированными для уроков английского языка, в каждой из которых были и мальчики, и девочки. У меня появилась редкая возможность сравнить обучение в раздельных и смешанных группах, и впоследствии я очень высоко оценила разумное предложение директора школы. Впрочем, первая половина класса, в составе которой было 6 мальчиков и 3 девочки, была вполне адекватна, и урок прошел спокойно и плодотворно. Однако вторая половина этого же класса, состоящая из 2-х мальчиков и 7- ми девочек, повела себя иначе (см. рассказ «Происшествие на первом уроке»). Мне с трудом удалось привлечь их внимание необычностью темы урока, зычными обертонами голоса, вхождением в самую гущу перевозбужденных подростков. Любой мой вопрос, воспринятый, впрочем, не без интереса, вызывал громкий обмен мнениями, выкрики с места. Из общего шума и гама мое ухо выхватило несколько довольно-таки фривольных реплик… Тон задавали четыре девочки, явно стремящиеся выделиться любым способом. При первых звуках звонка все это шумное общество моментально исчезло…
 Я почти не сомневалась, что поведение девочек было вызвано желанием привлечь к себе внимание мальчиков. И делали они это, как умели:  перекрикиванием друг друга, ерничаньем и двусмысленными фразами. Мальчишки, чувствуя, что они оказались в поле внимания девочек, с готовностью принимали заданную форму общения, не упускали возможность поучаствовать в словесной перепалке и даже старались перещеголять девочек грубоватостью ответных фраз. А если это так, ситуация может заметно измениться, если на урок придут или только девочки или только мальчики.
 Мне не терпелось проверить свою догадку. На следующий урок пришла группа, состоящая из 9-ти девочек, и я поняла, что не ошиблась: выделяться и кокетничать было не перед кем и их поведение, хотя далеко не безупречное, было совсем иным, чем в присутствии мальчиков. Более того, разговор с девочками, который я назвала «Встреча с прекрасным», о том, как быть по-настоящему красивой, был бы невозможен в присутствии мальчиков. К тому же у мальчишек в этом возрасте другие интересы,  для них больше бы подошло что-то героическое. Удивительно, но мальчишки, оказавшись в сугубо мужском обществе, если не считать меня, вели себя еще более достойно, чем девочки. Причем я бы особо отметила их сдержанность и рассудительность в отличие от нетерпеливости в поведении девочек и эмоциональной окраски в их ответах.

Продолжение см.: http://www.proza.ru/cgi-bin/login/page.pl