Работа

Наталья Скорнякова
По специальности я — инженер-строитель, окончила факультет «Мосты и тоннели.
После института отработала мостовым мастером в Лиепайской дистанции пути 3 года, затем два года работала в должности заведующей бетонной лаборатории Архангельского мостоотряда...

Начальный период самостоятельной деятельности оказался прекрасной жизненной школой.

Судьба-судьбинушка вернула меня «на круги-свои», в Новороссийск, где я более сорока лет работаю в проектном институте, проектирую жилые дома, базы-отдыха, санатории и прочие объекты гражданского назначения.

После производственной деятельности сесть за чертежную доску было и сложно и боязливо. Глаза бояться, а руки делают. Мне сразу же предложили выполнить расчет сводчатого покрытия здания. Это в то время, когда расчеты производились вручную, а чертили на досках-кульманах.

С этой задачей я кое-как справилась, помогли специалисты, и меня сразу же перевели с должности инженера на должность старшего инженера.

Удивляли звонки, как в школе. Начало и окончание работы, перерыв и пятиминутки. Пытались даже проводить производственную гимнастику, но она так и не прижилась. Чаще в пятиминутки выходили на улицу, если позволяла погода.

Здание наше находилось недалеко от магазина, где вещи продавали на валюту и бонны, проходили по специальным пропускам. Этот магазин был для моряков и членов их семей. Часто жены-"торгашки" заходили к нам и приносили на продажу вещи. Купля-продажа проходила в туалетной комнате.

Рынок тоже был от нас в шаговой доступности. Отдел "сантехников и выпуска" находились в другом здании и мы, под необходимым предлогом идти к ним, сбегали на рынок, разношерстный, многоликий. Осенью я соблазнялась на хурму, весной на клубнику.

Еще перед войной, в 1937 году при горисполкоме выделили группу людей, создали отдел по проектированию объектов гражданского назначения, это истоки, начало деятельности нашего института. После войны нужно было восстанавливать город, потребовались кадры проектировщиков. В Новороссийске организовали филиал Краснодарского института «Краснодаргражданпроект». Приватизация выделила его в самостоятельную крупную проектную организацию, способную решать сложнейшие градостроительные задачи. Новые современные микрорайоны, объекты просвещения, бытового назначения, сотни тысяч квадратных метров жилой площади — таков далеко не полный перечень творческого вклада коллектива в благоустройство города.

...Большинство событий тех лет сегодня уже история. Сборно-монолитный каркас...
...Неумолимое время отсчитывает свое бесконечное движение. Сменяются поколения.

Я "пережила" за это время семь директоров, приватизацию, рейдерский захват- из государственного учреждения институт перешел в частные руки. Менялись собственники, на смену ветеранов приходила молодежь.

...Память – это драгоценный дар людей и времени.

...Роль  отдельных  людей  в  моей  жизни  очень  велика.  Я  ее  постоянно  осознаю.  С ними  у  меня  связаны  острые  эмоции,  воспоминания  о  счастливом  дне,  о  днях,  о  мгновениях  самого  бытия.

... Алла Ивановна Шиловская (Подлузова), 14-тилетней девчонкой на далекой сибирской станции «Тайга» работала на расчистке ж.д. путей для бесперебойного следования воинских эшелонов к фронту, а возвратившись в родной город после освобождения, получив высшее техническое образование, успешно трудилась в области проектирования и строительства.

Когда я пришла в институт, Алла Ивановна была директором. Она многое сделала для меня и моей семьи. Способствовала распределению моего мужа, выделила нам квартиру, машину. Правда и муж мой никогда не отказывал ей - лечил её  и всех членов  семьи.

Со многими, с кем я работала, я поддерживаю дружеские отношения. Я — счастливый человек, мне по жизни везет на хороших людей.

Мирча Лидия Евгеньевна, она была для меня палочкой-выручалочкой в моих денежных затруднениях. Мои расходы всегда опережают доходы. Жизнь не научила меня распределять и планировать расходы. От Лидии Евгеньевны всегда по отношению ко мне исходила неизменная аура добра и заинтересованности в моих делах, она была состоятельным по тем временам человеком. Каждую получку я отдавала ей долг, чтоб затем снова занять. Если не вспоминать по мелочам, в памяти остались крупные наши покупки, шуба, дубленка, машина, гараж, отдых в Карпатах, все при ее участии. Она была намного старше меня и, выйдя на пенсию, продолжала со мной общаться. Сейчас уже ее нет в живых, но светлая память о ней живет и поныне в моем сердце. В поминальные дни мы с мужем вспоминаем не только родных, но и знакомых. Я при случаи всегда стараюсь положить на ее могилу букетик и вспомнить и наши разговоры с ней, беседы и  как она учила меня бытовым мелочам. У нее были красивые волосы. Она мыла их черным хлебом. Я несколько раз попробовала, мне не понравилось, но крашу волосы по ее рецепту грецким орехом с луком и хной. Прошло много лет, а я помню вкус ее торта-наполеона, как и вкус пирожков с капустой Саморуковой Прасковьи Николаевны, которая часто угощала нас ими на свой день рождения, жаренный болгарский перец и пирожки с капустой. Раньше у нас были блокноты, в которые мы записывали рецепты и полезные советы, сейчас все это заменил интернет.

Усманов Лема появился в нашем коллективе, когда мы переехали в новое пятиэтажное здание. Яркая личность. Его отличала одержимость, как в отношениях с женщинами, так и с друзьями. Он умудрялся раньше меня прийти к нам домой и в очередной раз очаровать мою маму. Можно было не раз наблюдать. Прихожу, Лема за столом кушает и нахваливает маму, а та вся сияет. Мама любила, когда кушали с аппетитом, чем редко отличался мой муж. Многие праздники, дни рождения мы проводили вместе и всегда Лема был в центре компании. Сейчас Лема живет и работает в Америке, и мы общаемся по скайпу, правда не так часто, как хотелось бы, большая разница во времени.

Савулиди (Шанявская Люда), умная голова, по возрасту, мы ровесники, не только работали в одном коллективе, но и жили в одном дворе. Вместе ходили в бассейн, на "ритмику". По натуре — однолюб, тяжело переживала измену мужа, уехала к родным в Ригу, сейчас пришла к Вере, изредка общаемся по скайпу.
 
Тарасевич Наталья Владимировна своей профессиональной деятельностью являет собой достойный пример для молодых работников.

О многих можно вспомнить. Я любовь собираю со всех, кто живет, работает со мной рядом. В своем сердце любовь я храню, чтоб отдать ее людям. Мы любовью друг другу обязаны будем.

Где - то прочитала: «искусство - это не только то, что на сцене. Искусство есть и в быту, когда человек умело, с любовью делает свою работу. Талант – это умение работать с любовью, умение жить с любовью». И это правильно, когда человек умеет жить с любовью! Это трудно и не всем удается.

Сейчас я продолжаю работать, хотя возраст уже пенсионный. Мне нравится встать, умыться, сделать зарядку, настроить себя на положительные эмоции, одеться соответствующе, причесаться и пойти на работу.
 
Многие года я считала, что дорога на работу и домой имеет вид петли, наброшенной на шею. И туго так затянута она, что сделать шагу в сторону не смею. А мне бы вырваться из этой кутерьмы. На города взглянуть, на страны. Дорогой залечить незаживающие раны.

Чем старше становлюсь я, тем больше дорожу я работой. Работа — мученье, но она, же и спасенье. И я на нее не сержусь. И если на душе тоска и смятенье, скорей за работу берусь. На сына нет надежды, общественный строй подведет. Одна лишь работа верна мне, как прежде....