Встречи в Житомире и Киеве

Алла Валько
         
                О турпоездке по Украине

Наступил последний день моего пребывания в родном городе моей мамы, но мне ещё предстояло встретиться с Игорем Гоцем, президентом украинской группы студентов Вершинного университета, занимающихся изучением и практикой духовных учений Запада и Востока. Я не догадывалась, что уже давно знакома с ним, поскольку раньше не знала его фамилии. Однако, как только он вошёл в вестибюль гостиницы “Житомир”, я тотчас его узнала. Он неоднократно приезжал в Москву на классы, семинары и конференции. В Житомире Игорь создал и сейчас возглавляет школу Монтессори, преподаватели которой используют самые прогрессивные принципы воспитания. В статье, посвящённой 90-летию королевы Елизаветы II, я прочитала о ней самой и её правнуке Джордже, сыне нынешнего принца Уильяма, будущего короля Англии.

В статье говорилось, что герцогиня Кейт выбрала для своего двухлетнего сына Джорджа садик не по принципу престижности или дороговизны, а из соображений эффективности обучения. Преподавание в нём строится по системе Монтессори, которая ориентирована на развитие у детей самостоятельности, творческого подхода и нестандартного мышления. Я с удовлетворением узнала, что в Житомире практикуются аналогичные методы воспитания.

Обменявшись с Игорем дружескими приветствиями, мы направились в Гидропарк, расположенный на берегу реки Тетерев. Если в районе парка имени Гагарина река с обеих сторон стиснута крутыми берегами, поросшими лесом, то здесь глаз радует её широкая водная гладь и большой песчаный пляж. Мы погуляли по красивым тенистым аллеям, а потом сели на скамейку и предались воспоминаниям, которых за долгие годы у нас накопилось очень много.

Игорь поразил меня своим отношением к происходящим в наших странах событиям, оценивая их не по-обывательски, а с позиций человека чуть ли не посвящённого. Его искренняя и глубокая любовь к людям заставила меня в очередной раз задуматься об отсутствии у меня этого божественного качества. Мы оба посетовали на то, что студенты Вершинного университета, как и большинство граждан обеих ранее бывших братскими стран, оказались по разные стороны баррикады. Игорь относился к территориальным потерям своей страны и к войне на Юго-Востоке мягче, считая, что с людьми нужно проводить разъяснительную работу, направленную на сближение позиций по-разному настроенных людей. Вот тогда я и предложила ему организовать проведение следующего класса в Украине. На это Игорь посоветовал мне обратиться в головную организацию, что я и сделала. Однако моё предложение не было принято, поскольку в этом случае российским студентам нужно было бы иметь загранпаспорта. Кроме того, не всех устроил бы длительный полёт в Украину, скажем, из Омска или Красноярска.

Тепло попрощавшись с Игорем, после обеда я села в междугородний автобус на площади Победы у памятника “Танк Т-34”, установленного в честь освободителей Житомира и 20-летия Победы над фашизмом, и поехала в Киев. Украина чтит погибших воинов, отдавших свои жизни в борьбе с гитлеризмом.

В Киеве возле станции метро “Житомирская” меня уже ждал мой молодой друг Денис, да не один. Он приехал со своей женой Юлей и четырёхмесячным сыном Егором. Я была в восторге и от симпатичной Юли, и от богатыря-сынули, которому можно было дать все восемь месяцев. Он явно пошёл в своего большого папу. Денис повёз нас на частную квартиру, об аренде которой заранее договорился с хозяйкой, сдавшей свою жилплощадь за 400 гривен в сутки. Снять для меня номер в гостинице не представлялось возможным из-за высоких цен. По дороге мы с Денисом обменялись новостями о жизни и о дальнейших планах по работе над переводами - нашим общим делом. А потом я спросила его, хочет ли он, чтобы живущих здесь русских защитили и освободили. “Нас не нужно освобождать, - сказал он. Другого ответа я и не ожидала.

Я была благодарна Денису за то, что он нашёл для меня квартиру в Киеве. Чтобы отметить нашу встречу, я пригласила молодых супругов в кафе, и мы с удовольствием выпили по чашечке кофе с мороженым. Потом предложила всем зайти в универсам “Олимпийский”, где по выбору молодой мамочки я купила для малыша очаровательный костюмчик на вырост.
 
Попрощавшись с друзьями, которые снова доставили меня на “место”, я поговорила с хозяйкой о жизни, и она посетовала, что Янукович, этот “золотой батон” хоть и воровал, но и другим давал жить, а теперь жизненный уровень людей намного снизился, цены в магазинах и плата за жильё резко выросли. Я ещё не уловила ход её мыслей и поэтому поинтересовалась, чем она занимается. Оказалось, что она является владелицей нескольких квартир и занимается сдачей их в аренду.
 
Позже, выйдя в магазин за продуктами, я хотела оставить ключ у консьержки, однако оказалось, что это необязательно. Зато консьержка охотно заговорила со мной, начав расспрашивать, кто я и откуда. Узнав, что я из России, она выразила сожаление по поводу гибели наших солдат на Юго-Востоке, а я удивилась, почему она не скорбит по погибшим соотечественникам. Консьержка, как и хозяйка квартиры, тоже пожаловалась на высокие цены и другие жизненные трудности.

Между тем, в арендованной мной квартире обнаружились недостатки, хотя в целом она мне понравилась. К примеру, на следующий день после моего вселения перестал гореть свет в ванной  комнате и отказала настольная лампа на прикроватной тумбочке. Сама устранить эти недостатки я была не в состоянии, так как не могла выкрутить плафоны. Поэтому принимать душ мне приходилось при открытой двери ванной комнаты и включённом в коридоре свете. А поскольку не работала настольная лампа, то вечером, когда я выключала люстру, мне приходилось идти к кровати в полной темноте. Это было неудобно, но обратиться за помощью к хозяйке я не могла, так как она, взяв с меня деньги сразу за четверо суток, куда-то уехала.

В Киеве у меня были запланированы две экскурсии: “Древний Киев” и “Жемчужины Печерска”, поэтому уже на следующий день у меня состоялось знакомство с моим гидом по Киеву от агентства “Украина-тур” Юрием. Сразу же по окончании первой экскурсии, которая завершилась у необыкновенной по красоте бело-голубой Андреевской церкви, я по Андреевскому спуску направилась в гости к своим друзьям Александру и Наталье, его жене и верной спутнице. Этому событию предварялась подробная инструкция, как доехать до их дома, и другие ценные рекомендации:
 
- Добрый день, Алла! Надеюсь, что в конце августа мы сможем с Вами повидаться. Напоминаю наш адрес и телефоны... В вагонах поезда карточку украинской мобильной связи не покупайте. ...когда уже будете в Украине, купите мобильный пакет “Киевстар”. Разница в стоимости с другими операторами может быть небольшая, но нам удобно будет общаться через этого оператора. У меня в сети “Киевстар” практически безлимитный тариф...

Улица, по которой я шла к остановке маршрутного такси, оказалась очень крутой, извилистой и очень интересной. Моё внимание привлёк памятник “За двумя зайцами” архитектора Скульского и скульпторов Щура и Сивко. В этой скульптурной композиции Свирид Голохвастов преклоняет колено перед Проной Прокоповной, а она протягивает ему руку для поцелуя. Оба они персонажи комедийной пьесы «За двумя зайцами» украинского драматурга Михаила Старицкого. Недавно внимание туристов на этой улице привлекал также памятник “Нос Гоголя”, однако сейчас его перенесли на фасад дома на улице Десятинная.

Под палящим киевским солнцем я дошла до Контрактовой площади и здесь увидела магазин “Сильпо”. Это было весьма кстати, так как мне нужно было что-то купить к столу. Я подумала, что мы – Саша, Наташа и я – далеко не молодые люди, так что вряд ли в такой жаркий день нам захочется пить вино, а тем более какие-либо более крепкие напитки. Однако я ошиблась, поскольку, как выяснилось позже,  в квартире Саши, по сравнению с улицей, было достаточно прохладно. Поэтому мне оставалось лишь пожалеть о том, что я пришла без бутылки. Саша и Наташа попросили меня не приносить торт, поэтому я не придумала ничего другого и купила груши, сливы и персики. Выйдя из магазина, я увидела ресторан “Пузата хата”, о котором была наслышана как о доступном по ценам месте общественного питания с хорошей кухней, и решила непременно побывать в нём, но, к сожалению, в этот свой приезд, осуществить это мне не удалось.

Саша встретил меня на остановке и повёл к себе домой, где нас уже ждала Наташа. Совсем недавно супруги отметили золотую свадьбу, событие, которое случается далеко не в каждой семье! Войдя в гостиную, я ахнула, увидев шикарно сервированный стол, заставленный бутылками коньяка и шампанского, тарелками с бутербродами с красной икрой и другими закусками. Мы выпили за встречу, за процветание независимой Украины и мир на её земле. А потом Наташа подала горячее блюдо из баклажанов, приготовленное мужем. К моему удивлению, он и дома оказался мастером на все руки, а не только профессионалом в работе.
 
Гостеприимная Наташа всё время предлагала мне отведать то одно, то другое блюдо, и у меня не хватало сил отказываться от угощений. В молодости она была очень интересной женщиной, но и сейчас меня поразили её огромные карие глаза. В прошлом Наташа работала библиографом, и сейчас, во время нашей беседы, её филологическое образование проявилось в глубоком знании и понимании литературы.
 
Саша показал мне семейный альбом с фотографиями. Я с удовольствием рассматривала лица моих друзей в молодости, а также снимки их дочери и внучки. Портрет дочери в рамке стоял и на серванте. Оторвать взгляд от её лица было невозможно, настолько оно было красивым. Я полюбовалась также живым взглядом и стройной фигуркой внучки, которая на многих фотографиях была запечатлена вместе со своим женихом.
 
Потом мы заговорили о ситуации в стране. Я рассказала о жалобах консьержки и хозяйки квартиры на ухудшение условий жизни, на бездействие Яценюка, а также о том, что от нескольких человек я слышала фразу: “За что боролись, на то и напоролись”. В ответ услышала от Саши очень, убедительные, с моей точки зрения, возражения. “Конечно, - сказал он, - сейчас Украина находится в состоянии войны и испытывает огромные экономические трудности, связанные как с ведением войны, так и с огромной коррупцией, разъедающей все сферы её жизни. Но я вижу совершенно правильную тенденцию в тех направлениях, которые наметило политическое и экономическое руководство страны. Скоро произойдут изменения в правительстве, кабинете министров. Я вижу, что в Верховную Раду сейчас избраны чрезвычайно активные, трезво мыслящие, инициативные молодые люди, которые душой болеют за благополучие Украины и сумеют преодолеть трудности, которые стоят на пути её развития”.

Я с большим удовлетворением узнала мнение Александра и решила ещё раз уточнить, почему киевляне так недовольны премьер-министром. Саша пояснил, что Яценюк занимал различные государственные посты, был министром нескольких отраслей, однако ни на одной из должностей не проявил себя положительно. “Порошенко был вынужден назначить его премьер-министром, так как его партия набрала на выборах даже больше голосов, чем партия Порошенко. Яценюк – говорун. Его надо убрать, и его уберут”, - закончил Саша.

Затем я поинтересовались, смотрел ли он с Наташей фильм “Крым. Путь домой”. Получив утвердительный ответ, я спросила, почему президент так подробно рассказывал об этой хорошо подготовленной войсковой операции, о том, что под видом усиления охраны наших военных объектов в Крыму он приказал перебросить туда спецподразделения Главного разведуправления и силы морской пехоты, и почему он сначала отрицал, что «вежливые люди» являются российскими военнослужащими, а в середине апреля признал, что за отрядами самообороны стояли «специальные формирования и вооруженные силы». Саша охотно пояснил, что в апреле 2014 года он не думал, что встретит такое отчаянное сопротивление со стороны украинцев на материковой Украине, поэтому и высказывался откровенно.

Потом я спросила, читал ли Саша интервью полковника ФСБ Гиркина-Стрелкова, которое он дал главному редактору газеты “Завтра” Проханову?
- Конечно, - ответил Саша.- Гиркин сказал, что спусковой крючок войны нажал он. Если бы его отряд не перешёл границу, в итоге всё бы кончилось, как в Харькове, как в Одессе. Было бы несколько десятков убитых, обожжённых, арестованных. И на этом бы кончилось. Но его отряд смешал все карты, начав воевать всерьёз.

Мы с Сашей продолжили обмен мнениями:
- Граница между Россией и Украиной после распада СССР подтверждена международными договорами. Будапештский меморандум 1994 года был подписан Россией, Украиной, США и Великобританией и гарантировал незыблемость границ Украины в обмен на её безъядерный статус и размещение в Севастополе Черноморского флота России, при этом Крым был оставлен Украине. В своё время Османская империя владела Крымом три века, а Российская  — 134 года. В завоевании Крыма принимали участие многие народы тогдашней Российской империи, в том числе и русские, и украинцы. РСФСР, а следовательно, и Россия, которая объявила себя её преемницей, владели Крымом 34 года, с 1920 по 1954 год, в то время как Украинская ССР и нынешняя Украина — 60 лет, с 1954 по 2014 год. Вопрос о принадлежности Крыма должен был решаться в рамках современного правового поля и международных соглашений. В XXI веке территориальные споры не решаются силовым путём.
 
Мы беседовали ещё некоторое время. Я не могла не пожаловаться Саше, что с “Киевстар” у меня возникли проблемы. Во Львове я положила на свой телефон 20 гривен, полагая, что на несколько дней этого будет вполне достаточно. Однако аппарат тотчас снял за обслуживание 3 гривны. А как только я выехала за пределы Львова, то была вынуждена пополнять свой счёт непрерывно. В первые дни я вообще никому не звонила, тем не менее, мой баланс всё время оказывался отрицательным, так как мне постоянно приходили какие-то уведомления, поздравления и другая, совершенно ненужная мне информация, которая исправно обнуляла мой счёт. В итоге за 10 дней пребывания в Украине я потратила порядка 100 гривен. В Житомире я была вынуждена обратиться в офис “Киевстар”, чтобы мне отключили все услуги, о которых я не просила.
 
Спохватившись, что слишком засиделась в гостях, я начала собираться домой. На прощанье мы обменялись сувенирами. Мне было очень жаль расставаться с друзьями, поэтому оставалось лишь надеяться на встречу в будущем.

Продолжение следует.