Понятие и система права

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ, ПРОЧИТАННОЙ ОБУЧАЮЩИМСЯ 11-Х КЛАССОВ МБОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ Г. ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛ. В РАМКАХ НЕДЕЛИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (6 ДЕКАБРЯ 2011 ГОДА)


ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Понятие права.
2. Задачи права.
3. Функции права.
4. Структура права.
5. Норма права.

1. Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.
История права насчитывает более трех тысяч лет.
За долгую историю человечества были даны разные, нередко прямо противоположные, определения и оценки права. Перечислим основные из них. Право – это:
- абсолютное добро;
- абсолютное зло;
- средство, обеспечивающее справедливость;
- средство, обеспечивающее свободу;
- форма свободы;
- форма справедливости;
- форма общественных отношений;
- продукт воли государства.
Закон имеет большое значение для жизни общества, поскольку даже один закон, к исполнению которого можно принудить наказанием, значит больше, чем все увещевания мудрецов (правило, выработанное в Древнем Китае).
У каждого государства есть свое законодательство.
В нашей жизни мы наблюдаем право в разных формах. Перечислим основные формы права.
Форма 1. Право – это совокупность общеобязательных правил поведения, установленных государством. За их нарушение применяются различные меры государственного воздействия. Таким образом, особенности правил поведения, которые образуют право, состоят в следующем:
- они устанавливаются государством;
- они защищаются от нарушения государством;
- они должны выражать интересы большинства населения независимо от их политических, экономических и других взглядов, от имущественного положения и т.д.;
- они обязательны для всех.
Эти признаки отличают право от морали, традиций, обычаев.
Форма 2. Право – это совокупность нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт – это документ органа власти или управления, содержащий нормы права или общеобязательные правила поведения и имеющий родовое название (закон, указ, постановление) и наименование.
Он направлен на установление, изменение или отмену правовых норм. Норма права – это общеобязательное правило постоянного или временного характера, регулирующее взаимоотношения лиц, органов и организаций.
По юридической силе – сфере действия и степени обязательности – различают следующие нормативные правовые акты:
а) федеральные нормативные правовые акты:
- законы, которые регулируют наиболее важные вопросы государственной жизни (конституция, федеральные законы);
- указы Президента РФ, которые издаются на основе и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов;
- постановления Правительства РФ, которые издаются на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента РФ;
- приказы и инструкции федеральных органов исполнительной власти, министерств, которые издаются на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ;
б) нормативные правовые акты субъектов РФ:
- конституция – основной закон республики, определяющий ее статус;
- уставы края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения;
- закон субъекта РФ – региональный закон;
- постановления представительного органа субъекта РФ (постановление – нормативный правовой акт распорядительного характера);
- указы президента республики, которые издаются на основе и во исполнение Конституции РФ, конституции республики и законов;
- постановления правительства субъекта РФ;
- постановления главы администрации края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения;
- приказы, инструкции, постановления министерств, ведомств субъектов РФ (приказ – нормативный акт распорядительного характера, издаваемый единолично руководителем организации, а инструкция – нормативный акт органа управления);
в) нормативные правовые акты органов местного самоуправления (постановления, распоряжения, приказы);
г) нормативные акты организаций (администрация организации издает приказы, инструкции, положения, распоряжения в соответствии со своей компетенцией.
Форма 3. Право как объект изучения юридической науки представляет собой систему общеобязательных норм, охраняемых силой государства. Современное право имеет множество отраслей, которые составляют 13 групп, или 39 специальностей.
Право изменяется, возникают новые специальности, например, образовательное право, педагогическое право.
Форма 4. Право как система правоотношений. Правовые отношения – это общественные отношения между людьми, урегулированные нормами права; это взаимодействие людей, при котором стороны, вступившие в отношения, наделяются правами, обязанностями, ответственностью за исполнение обязанностей. Право регулирует не все общественные отношения, а только самые существенные. После того как для урегулирования отношений принята норма права, отношения становятся правоотношениями.
Субъектами (участниками, сторонами) правоотношений являются физические и юридические лица. Физические лица – это граждане как участники правоотношений. Их положение в правоотношении характеризуется двумя свойствами: правоспособностью и дееспособностью. Юридические лица – это организации: предприятия, учреждения. Они имеют право выступать от своего имени во всех отношениях и нести самостоятельно ответственность по своим обязательствам.
Поведение человека в правовых отношениях может быть двух видов:
- правомерное поведение, при котором человек не превышает своих прав, исполняет обязанности, установленные законом;
- правонарушение – неисполнение обязанности, установленной законом, или превышение прав, причинившее ущерб другому человеку.
Правоспособность – способность гражданина иметь гражданские права и выполнять обязанности. Она признается в равной мере за всеми гражданами.
Какие права имеют граждане? Например, они могут иметь имущество на правах собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской деятельностью; избирать место жительства и т.д.
Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
Форма 5. Право как правосознание – одна из форм общественного сознания. Это и представление каждого человека о праве, о его реализации. Индивидуальное правосознание делится на обыденное и научное. Обыденное правосознание возникает на основе опыта человека, из средств массовой информации, под влиянием других людей. Каждый человек обязан обладать знанием права, так как право регулирует его поведение.
Научное правосознание является наиболее точным представлением о праве. Ученые считают, что главным критерием оценки разных этапов исторического развития является степень свободы личности. Люди свободны тогда, когда они признаются равными в правах.
Право должно регулировать деятельность государства, чтобы государство не могло ограничивать права людей сверх меры, то есть ограничивать их свободу. Этот принцип последовательно проводится в законодательстве – как международном, так и национальном.
Форма 6. Право как справедливость. Право нередко понимают как справедливость. По определению Аристотеля, справедливость есть равенство для равных людей. Справедливым считается и пропорциональное равенство: если человек трудится больше, то он может и больше получать; не трудившийся, в свою очередь, ничего не получает.
Справедливость нередко разделяют на природную и установленную законом. Закон может быть двух видов: справедливый и несправедливый. На этом основано различие права и закона. Право – это справедливый закон. Закон в этом отношении отличается от права тем, что он отражает интересы не всего общества или его большинства, а лишь его меньшинства. Тем самым закон становится формой произвола какой-то группы населения. Он становится несправедливым. Несправедливый закон нарушает равенство граждан в правах.
Форма 7. Право как свобода. Свобода неотделима от равенства. Правовое равенство – это равенство свободных людей. Равенство отличается от уравнительности. Равенство – установление одинакового положения людей; наделение их одинаковыми правами и обязанностями, невзирая на естественные различия.
Право признает людей формально равными, поэтому они имеют одинаковые права приобретать те или иные блага, получать доход и т.д. Но в силу того, что люди не равны по своим возможностям (физическим, интеллектуальным), они по-разному используют свои права, достигают разных результатов и, следовательно, живут по-разному.

2. Право в обществе, государстве необходимо для решения конкретных задач. Задачи права представляют собой разновидность социальных задач. Социальная задача – это необходимость осуществлять определенную деятельность в обществе, государстве.
В любом обществе существует огромное количество конфликтующих между собой социальных задач, которые выдвигают разные группы населения. В то же время с помощью права общество формирует общие социальные задачи, с которыми в той или иной степени согласно большинство его граждан. Если основными задачами права считать защиту личности, то тогда речь идет о том, что общество создано для человека, а не человек для общества. Если считать, что главной задачей права является защита интересов общества в целом и государства, то в таком обществе государство объявляется высшей ценностью по сравнению с человеком. Основными задачами права является решение обеих этих задач – защита человека и защита государства.
Важнейшей целью права является упорядочение деятельности индивидов – членов общества путем установления норм, или линий поведения, которые они должны соблюдать при реализации различных социальных связей.
Право есть метод организации общества, нацеленный на снижение социальной напряженности и устранение конфликтов.
Право призвано учреждать и поддерживать такой социальный порядок, который налагает на индивидов и социальные группы определенные обязанности, одновременно гарантируя им правоспособность и конкретные права.
Основная цель права – установить формальное равенство разных людей; обеспечить возможность осуществить свое право; признать людей одинаково ценными для государства и в государстве. Если эта цель не достигается, то в обществе действует закон силы.

3. Под функцией права понимаются основные направления воздействия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людей.
Право выполняет регулятивную и охранительную функции.
Регулятивная функция состоит в упорядочении общественных отношений путем наделения отдельных граждан и социальных групп правами, обязанностями, ответственностью. Важнейшим средством регулирования общественных отношений является договор.
Охранительная функция заключается в установлении мер ответственности за превышение прав, неисполнение обязанностей.
По мнению американского юриста Лоуренса Фридмэна, основная функция права состоит в социальном контроле поведения людей в обществе. Правовая система рассматривается как часть системы социального контроля. Другая функция – урегулирование спорных вопросов, конфликтов. Следующая – перераспределение между людьми товаров и услуг. Функция социального охранения состоит в том, что право можно рассматривать как скелет общества. Закон защищает право каждого человека. [3, с. 15].   
Таким образом, важнейшая функция права – установление мира в обществе, мирного способа разрешения конфликтов.

4. Каждая форма существования права имеет свою структуру, представляющую собой связь между элементами права. Структура права как совокупность норм состоит из больших групп, подразделений, которые называются отраслями права.
Отрасль права – обособленная группа правовых норм и институтов, которые объединяет общность однородных общественных отношений; главное подразделение системы права, большая группа правил поведения, регулирующих какой-то вид общественных отношений.
Так, например, имущественные отношения регулирует гражданское право; управленческие отношения – административное право; трудовые отношения – трудовое право; образовательные отношения – образовательное право.
Отрасли права имеют свою структуру. Они делятся на общую и особенную части, которые, в свою очередь, состоят из институтов.
Институт права – это обособленная внутри отрасли права группа юридических норм, регулирующих определенную часть общественных отношений. Например, в отрасли трудового права выделяют такие институты, как трудовой договор, рабочее время и время отдыха, заработная плата, труд молодежи, труд женщин, трудовые споры.

5. Основным элементом структуры права является норма права, то есть правило поведения обязательного характера, регулирующее общественные отношения. Оно состоит из трех частей: гипотезы, диспозиции, санкции.
Гипотеза указывает на обстоятельства, юридические факты, при наличии которых норма права реализуется, то есть возникают или права, или обязанности.
Диспозиция указывает на само правило поведения участников правоотношения, а также на их права и обязанности.
Санкция указывает меры ответственности за нарушение указанных правил. В ней перечисляются меры наказания, которые применяются к нарушителю в двух случаях: если человек превысил свои права, незаконно ограничил права другого человека, причинил ему ущерб; если человек не исполнил, в том числе некачественно исполнил, свою обязанность.
Гипотеза включается в нормы для того, чтобы ограничить права, например, право администрации на увольнение, на заключение договора и т.д. Диспозиция устанавливает права и обязанности сторон.
Права человека можно различать по юридической силе. Юридическая сила – это степень обязательности и реальности права.
Права человека имеют сложную структуру и состоят из элементов, которые называют полномочиями:
- право на собственные действия, возможность действовать самостоятельно, например, обратиться в орган государственной власти, а также в суд в целях обеспечения правовой защиты себя;
- право требовать от обязанного субъекта выполнения своих обязанностей, например, получить стипендию, сдачу от продавца;
- право прибегнуть к содействию государственной власти, если обязанная сторона не выполняет своей обязанности.
Права человека можно разделить по юридической силе на следующие виды:
Первый вид – право, которое может быть реализовано собственными силами, без обязательного активного участия другой стороны. Это, например, право учителя выбирать методику оценки знаний учащихся, право образовательного учреждения самостоятельно устанавливать структуру управления, штатное расписание, распределение должностных обязанностей.
Второй вид – право, которое можно осуществить только тогда, когда определенную обязанность выполнит другая, обязанная, сторона. Например, учащийся может воспользоваться своим правом на ускоренный курс обучения только с согласия администрации образовательного учреждения. Такой же порядок установлен и при реализации права обучающегося на получение дополнительных образовательных услуг.
Третий вид – право, реализуемое лишь в договорном (консенсуальном) порядке. Например, право образовательного учреждения на исключение учащихся, оставшихся без попечения родителей, можно реализовать только с согласия органов опеки и попечительства.
Четвертый вид – право, реализация которого возможна только при наличии двух юридических фактов:
- выполнения обязанности обязанной стороной;
- признания законности действий должностным лицом, органом власти, разрешение их действий в местном нормативном акте. Например, право на обучение по индивидуальному учебному плану возможно только с согласия администрации образовательного учреждения, если это право предусмотрено в уставе образовательного учреждения.
Юридическая обязанность – это мера должного, установленного законом, поведения, то есть обязанность лица совершать определенные действия или воздерживаться от их совершения.
Обязанности можно разделить на три группы:
Первая группа – постоянные обязанности, которые необходимо выполнять. Например, обучающемуся соблюдать требования устава образовательного учреждения, педагогу – честно и добросовестно работать, выполнять установленные нормы труда.
Вторая группа – обязанности, связанные с определенным событием. Например, обязанность сдать экзамены, выдать диплом и т.д.
Третья группа – обязанности, которые выполняются по требованию правомочного лица. Например, своевременно и точно выполнять распоряжения администрации образовательного учреждения, предоставить право гражданину обучаться на родном языке.
Обязанности также делят на активные (совершать действия) и пассивные (не совершать действия). Например, педагогу запрещается удалять с занятий обучающихся – это пассивная форма. Активной обязанностью является обязанность обучающихся выполнять требования учебного плана.
Юридическая ответственность – это применение к лицу, нарушившему закон, мер государственного принуждения.
Существуют виды ответственности, которые различаются в зависимости от характера правонарушения. Это:
- уголовная ответственность (применяется к лицу, совершившему преступление);
- административная ответственность наступает, если лицо совершило административное правонарушение;
- материальная ответственность наступает, если лицо причинило ущерб организации, с которой оно состоит в трудовых отношениях;
- гражданская ответственность наступает, если лицо не исполнило обязанности, предусмотренной гражданским правом;
- дисциплинарная ответственность наступает, если человек совершил дисциплинарный проступок в трудовых отношениях.
Привлечь человека к ответственности можно, если он совершил правонарушение, которое традиционно должно включать четыре элемента:
- объект нарушения;
- субъект правонарушения (лицо, совершившее нарушение);
- субъективная сторона – вина человека в форме умысла или неосторожности;
- объективная сторона – это сам проступок, его последствия.

ЛИТЕРАТУРА
1. Обществознание: учебно-справочное пособие / В. В. Барабанов, А. А. Дорская, В. Г. Зарубин и др. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
2. Обществознание. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др. – М.: Просвещение, 2009.
3. Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1992.


Рецензии