Не возвратить эти годы детства

Инна Дисс
Память.... "ты  гори, покуда я дышу.
Ничего тебе не обещаю, только знаю, что не потушу"... (Василий Щипачев)

Когда моя старшая внучка подросла и стала логично мыслить, она спросила у меня: "Бабушка, а какой ты была маленькой? Расскажи..." И я рассказывала ей о разных эпизодах своего детства и юности. Видела, что ей это нравилось, она к моим воспоминаниям относилась серьёзно и с пониманием.

Шли годы и повзрослевшая моя девочка взяла с меня слово: написать обо всем, о чем я поведала ей в детстве. Я выполняю обещанное: пишу для детей, а может и для взрослых, кому будет интересно узнать о жизни обыкновенной девочки и её друзьях из прошлого.

***

Сегодня у меня день рождения, и я жду гостей. Будут и взрослые, наши родственники, придут и мои подружки. Я весела и нарядно одета. На мне ситцевое платьице-сарафанчик. На улице тепло, даже душно. В большой комнате стол завален разными вкусностями, всё в ожидании...
Вот начали подходить мои милые девчонки, и с налёту дарить мне книги и коробочки с конфетами. Но что это? Почти у каждой в руках были одинаковые коробочки. Как договорились. Всё не так. Такие красивые светло-коричневые коробочки, на которых были нарисованы красные маки! Это же великолепный подарок! Я принимаю подарки и мы садимся за стол.
Смутно помню, чем мы ещё занимались, кроме поедания всего, что было предложено. После ухода гостей я открыла одну из коробок, и там были ириски! Они были такие мягкие и лежали в два ряда. Сколько же я их съела, тоже не вспомню. Известно только, что после этого мне было так плохо, что вкус и запах ирисок я не могла переносить еще очень долго, он у меня вызывал отвращение. Но зато, какие были необыкновенные эти коробочки! Почему же я больше никогда и нигде их не встречала?  Это было так давно, мне было 8 лет...

***

В нашем доме с тремя подъездами и тремя этажами проживало много моих ровесников. С детства мы были дружны, ходили в одну школу и ездили в одни лагеря. Одним словом, забияк у нас не наблюдалось, по крайней мере, в нашем дворе. И жили, и дружили мы, как одной семьёй.
Однажды, мы собрались в квартире нашего друга, и конечно же тогда, когда родители были на работе. Захотелось нам приготовить супец. То ли голодные были, то ли скопировать взрослых решили, посмотреть, как у нас это получится. А готовить то никто не умел. И вот мы сообща стали подсказывать друг другу что и когда класть в воду. Кто-то принёс мясные кубики. Перед глазами серая металлическая коробочка, и там 6 штук этих самых кубиков. Тот, кто их принёс, сказал, что они немецкие. Мы почистили картошку и в кастрюлю бросили все шесть кубиков, чтобы было вкуснее. Варили долго.  Получилась какая-то мутная жижа. Всем досталось поровну. Нельзя поверить, но наше варево было польностю съедено! Вот так мы пробовали себя в качестве поваров. В общем, всё получилось!

На первом этаже в нашем доме находился фасованный магазин. Почему он так назывался? Да потому что впервые продукты продавались уже расфасованные. А раньше такого не было и это нововведение как-то преобразило и сам магазин, и продавцов. Мне нравилось ходить в этот магазин: там было всё, что угодно твоей душе и очень цивильно. А ещё нам, детям, доводилось лазить по картонным коробкам, которые выносили из магазина и складывали прямо у первого подъезда. Видимо их готовили на вывоз. А в таких коробках из-под конфет почему-то обязательно оставались слипшиеся конфеты. Наверное, это был брак. А мы их выгребали из коробок и с удовольствием съедали, а если было много, даже уносили домой. В коробках была белая чистая, хрустящая бумага, похожая на кальку, и мы складывали все конфеты в неё и делили между собой. Особенно запомнились мне не очень твёрдые леденцовые, круглые, у которых с двух сторон были разные цветочки и фигурки, и пахли они какими-то фруктами... Конфеты из далёкого детства!

Наш дом считался сталинским. Комнаты в квартирах имели высокие потолки, а сами комнаты были просторные, с большой кухней. Но не было горячей воды. В ванной комнате стоял "Титан" для подогрева воды, и его надо было топить. Топили углём. И печка в кухне топилась углём. Город шахтёрский, богатый углём, поэтому во дворе для каждой квартиры стоял угольный ящик. Летом почти все ящики были пустые и мы играли в них. Обычно мы выбирали самый большой ящик, чтобы в нем всем хватило места.  Они были высоченные, и мы ходили в них не пригибаясь. Один мальчик часто выходил во двор с очищенной головкой лука и ел его, даже не морщился. Он представлял, что ест яблоко. В Сибири росли маленькие яблочки-дички, кислые и размером с горох, но красные. Кое у кого в саду росли и побольше - ранетки, жёлтые или красные, но тоже кислые.  Что-то я не помню, чтобы в магазинах продавали яблоки. Их можно было купить только на базаре, и то не всегда. К нам как-то приезжала знакомая из Курска и привезла два чемодана яблок на продажу. Это были яблоки "Антоновка". Вот тут мы их поели как следует. Необыкновенный запах этих яблок остался в памяти навсегда...

Город детства моего рос и преобразовывался вместе с нами, девчонками и мальчишками из нашего двора. Мы участвовали в посадке молодых деревьев вместе со старшими, садили цветы. В то время много дорог асфальтировали, делали палисадники. И этот "молодой" запах асфальта всегда напоминает мне о детстве... У дома, со стороны улицы, посадили тополя, а мы их распределили и поливали, и мечтали, какие они будут огромные, когда мы станем старше. Наш город становился чистым и красивым, таким же светлым и открытым, как наши юные сердца... А зимой мы катались на коньках, снегурках которые привязывали кожаными ремешками к валенкам, и с удовольствием ели сосульки с водокачки. Позже у нас появились настоящие коньки на ботинках, да и мы подросли. И ходили уже на каток. За большую скорость на катке меня прозвали Ингой Ворониной. Была такая известная конькобежка. Жаль, так рано и трагически ушла из жизни.

Самым любимым для меня было спускаться с гор на коньках. Я уходила за железную дорогу, где за счёт насыпи образовывались высокие горы, и на всех парусах съезжала с самой макушки горы.  Не описать, какое чувство вызывает на скорости управление своим телом! Чтобы спуститься до конца горы, необходимо было так сгруппироваться, собрать всю волю в кулак, иначе можно было плохо закончить. Но бог миловал. Когда уже в спокойном состоянии катишься по инерции, чувствуешь большой прилив радости и уверенность в себе.... Летом в этих местах было очень красиво! Много зелени и пушистых кустов, а вокруг ягодные поляны. Росла здесь дикая клубника, она была мелкая, но спелая, такая сладкая и душистая! Ещё раньше здесь была непроходимая тайга, и когда строили железную дорогу, вырубили деревья, а сибирская ягода была стойкая и не переставала плодоносить. Я сидела на высоком склоне, где пахло травой и цветами: много клевера, жёлтых лилий и одуванчиков. А ещё жарки. Этакие солнечные цветы Сибири.  Вокруг жужжали пчёлы, летали бабочки и стрекозки, а внизу протекала маленькая речушка - Черемшанка. Для меня это был рай. Вот где мечталось Всматриваясь вдаль, хотелось увидеть своё будущее среди бегущих облаков на голубом, застывшем в покое небе! Но это было, увы, невозможно. Детские мечты порою не сбываются...