Диалоги о Пушкине. Вопрос 36

Нелли Мельникова
                Роман не завершен
Как называется прозаическое произведение Пушкина, сюжет которого подсказал ему Павел Войнович Нащокин?

«Войныч», так называл его Пушкин, - один из самых близких друзей поэта; человек, которого он любил, ценил за широту души и талантливость, которому доверял, на которого надеялся, с которым советовался, особенно в жизненно-бытовых вопросах.
Нащокин (как, впрочем, позже и его жена – красавица Вера Александровна, в девичестве тоже Нащокина – дальняя родственница Павла) отвечал Пушкину взаимностью.
Читая о их взаимоотношениях, убеждаешься, что любые жертвы друг для друга – для них дело даже не подлежащее обдумыванию: Пушкину нужен фрак для ответственного визита к Гончаровым, а у него его нет.
 О чем разговор!!!
 Нащокин дарит свой, благо они почти одинаковой комплекции.
 Фрак оказался счастливым – предложение на ЭТОТ раз было принято.
Другой пример – Пушкин, сам весь в долгах, срочно достает большую сумму, чтобы оплатить «долг чести» (карточный), Войныча.
Наезжая из Петербурга в Москву, Александр Сергеевич почти всегда останавливался у Нащокиных, где была даже специальная для него «Пушкинская» комната.
 Или... очень горевал Войныч, что не было его рядом с другом, когда тот затевал дуэль с Дантесом, иначе обязательно бы отвел от него дуло пистолета, как сделал это в намечавшейся дуэли с В.Соллогубом.
Уже после гибели поэта Нащокин заказал скУльптору Витали бюст поэта, украшавший гостиную нащокинского дома.
На 17 лет пережил Войныч любимого друга.
Он умер в 1854 г., а Вера Александровна – в 1900, в страшной нужде и одиночестве, пережив всех своих детей.
Интересно и странно, что о дружбе этих двух людей мало знали в свете, не писали, не говорили. ( Быть может оттого, что Нащокин все-таки вращался в несколько иных кругах, нежели Пушкин).
И только в 1852-53 годах тогда еще студент П.И.Бартенев записал о взаимоотношениях четы Нащокиных с Пушкиным всё, что они помнили.
 И вновь тетрадь лежит без движения до 1925 года, пока её не находит и не публикует Н.Л.Цявловская.
Нащокин – дворянин, учился в пансионе при Лицее, там и познакомился с ним Александр Сергеевич. Не закончил курс; служил в армии, но рано вышел в отставку в чине поручика.
 Натура увлекающаяся, одаренная, но безалаберно растратившая свой талант, ну хотя бы литературный – он был отменным рассказчиком, умел увлечь, зажечь, хотя писал, к сожалению, малограмотно.
 Можно только догадываться, как звучал сюжет «Домика в Коломне» из уст Нащокина! (Говорят, прототип кухарки – он сам!).
Однажды Александр Сергеевич услышал от него же и более драматический рассказ о судьбе бедного дворянина Островского, у которого все отнял («отсудил») богатый сосед-самодур.
 Так запал в душу и память Пушкину сюжет его будущего неоконченного романа (повести) «ДУБРОВСКИЙ», который получил более или менее окончательное оформление после того, как Пушкин, работая в архиве, сам познакомился с этим делом, позже, после тщательной проверки, опубликованным.
Так родился Дубровский и его обидчик Троекуров.
Авторы «Энциклопедического словаря» Брокгауз и Эфрон считали, что строки Грибоедова из «Горя от ума»:

...Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь, и жизнь его спасали, вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!!

– относятся именно к помещику-тирану Л.Измайлову – прототипу К.П.Троекурова. В ноябре-декабре 1832 года Пушкин познакомился со вторым романом Жорж Санд «Валентина», что повлияло на план дальнейшего развития сюжета незавершенного романа (повести), в котором заострено было внимание на судьбе его героини: «Жизнь Марьи Кирилловны», «Смерть князя Верейского», «Вдова», «Англичанин – свидание», «Полицмейстер», «Развязка». Увы, эти планы, как и многие другие, «утонули» в Черной речке.
Из богатой «рассказывательной нащокинской шкатулки» черпал и Гоголь (Хлобуев из 2-го тома «Мертвых душ»). Многие, взятые Пушкиным оттуда же замыслы, остались неосуществленными («Езерский», «Русский Пелам»).
Да, неординарная личность – Войныч. При всей своей безалаберности, он умел быть счастливым, считая, что: «Несчастья, конечно, хорошая школа, но счастье – лучший УНИВЕРСИТЕТ».

P.S. Фото из Интернета. Спасибо авторам.