О государстве

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ, ПРОЧИТАННОЙ ОБУЧАЮЩИМСЯ 11-Х КЛАССОВ МБОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ Г. ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛ. В РАМКАХ НЕДЕЛИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (8 ДЕКАБРЯ 2011 ГОДА)


ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Понятие государства.
2. Сущность государства.
3. Понятие и виды власти.
4. Задачи государства.
5. Функции государства.
6. Механизм государства.
7. Типы государств.
8. Формы государства.
9. Особенности российского государства.

1. Государство – организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных) в пределах определенной территории. Основные признаки государства:
- наличие публичной власти;
- система налогов, податей, займов;
- особенность территории;
- наличие населения;
- суверенитет;
- наличие правовой системы.

2. Государство – это не только политическая организация, но и социальная структура.
Традиционно в понятие “государство” включают три элемента: население, территорию и государственную власть. Характеристикой государства является и время, так как государство существует не вечно, оно существует в пространстве и во времени. Государство выступает как юридическое лицо. Государство имеет права, обязанности, ответственность, оно является действующим субъектом права.
Сущность государства в различных теориях объясняется по-разному. Технократическая теория считает, что властвовать в государстве могут только профессиональные управленцы, менеджеры. Демократическая теория исходит из того, что носителем власти является народ. Власть должен осуществлять народ, и она должна осуществляться под контролем народа. Марксистская теория считает, что власть в государстве принадлежит господствующему классу. Теологическая теория считает, что государство создано Богом. Нет власти не от Бога. Теория насилия (завоевания) говорит о том, что государство возникает как акт насилия одних племен над другими и власть, соответственно, в государстве должна принадлежать самым сильным.

3. По определению В. Даля (автора “Толкового словаря живого великорусского языка”), власть – это право, сила и воля, свобода действий и распоряжений, начальствование, управление.
Современная наука дает более 500 определений власти. Перечислим основные из них:
- возможность распоряжаться кем-либо;
- система государственных органов;
- возможность принимать решения по отношению к другим людям и реализовывать их в жизнь;
- люди, наделенные государственными, административными полномочиями.
На основе слова “власть” образовано множество слов. Это демократия – народовластие; аристократия – власть представителей знати; геронтократия – власть старшего поколения; автократия – власть, неограниченно принадлежащая одному лицу; охлократия – власть толпы; плутократия – власть, принадлежащая богатой верхушке господствующего класса.
Источником власти государства, того, что дает начало власти, является народ, его воля, потребности.
Есть множество характеристик власти, например, сила власти – влияние власти; слабая власть; власть без необходимого влияния, недостаточно энергичная, неспособная контролировать обстановку в стране.
Любой человек постоянно находится в поле власти: государства, денег, закона, политических партий.
Власть рассматривается как вид отношения. Она имеет следующую структуру: субъект власти – носитель власти; объект власти – предмет, органы, учреждения, люди, мнения, на руководство которыми направлена деятельность власти.
Цель власти – то, к чему стремится власть. Методы власти – способы, приемы, которыми власть действует. Властные отношения – это отношения по поводу влияния в обществе. Существует множество видов власти. Харизматическая власть – власть, основанная на необычайных способностях носителя власти. Публичная власть – власть народа, закрепляющая его свободу, то есть возможность проявления каждым человеком своей воли, независимости от других. Государственная власть – возможность государства в лице его органов и учреждений распоряжаться деятельностью людей, общества в пределах своей компетенции, полномочий, установленных в Конституции.
В государстве человек передает часть своих прав органам власти. В РФ органами власти являются федеральные органы государственной (представительной) и исполнительной власти; органы власти субъектов РФ; органы местного самоуправления; администрация организации, в которой человек работает в качестве наемного работника.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Государство обязано по отношению к человеку:
- признавать его права и свободы;
- соблюдать права и свободы;
- защищать права и свободы.
Люди, живущие в государстве, осуществляют свою власть следующими способами:
- непосредственно;
- через органы государственной власти;
- через органы местного самоуправления;
- на референдуме;
- во время свободных выборов.

4. Главное назначение государства – создать условия для свободной мирной жизни граждан, включая свободное развитие каждого гражданина (речь идет о демократическом государстве).
Основными задачами демократического государства являются:
- признание равных прав за всеми людьми, так как все люди одинаково ценны для общества, государства;
- обеспечение равных возможностей для всех граждан пользоваться своими правами (обеспечение формального равенства).
Каждый гражданин может самостоятельно распоряжаться своей свободой с одним исключением – гражданин не должен нарушать права и свободы других лиц. В то же время государство обеспечивает и фактическое равенство граждан, например, устанавливая минимальный размер оплаты труда (ст. 37 Конституции РФ).

5. Функции государства – это основные направления его деятельности по управлению делами всего общества.
Функции делят на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства:
- регулятивная (состоит в том, чтобы принять правила функционирования и развития общества и организовать жизнь общества, каждого человека по этим правилам);
- охранительная (состоит в обеспечении и защите установленных государством правил общественной жизни; государство защищает права всех граждан без исключения в равной степени);
- налогообложение и взимание налогов (для обеспечения своей деятельности государство должно иметь средства, которые образуются за счет налогов, хозяйственной деятельности государственных предприятий);
- экономическая (включает выработку экономической политики, установление правил функционирования и развития рыночных отношений);
- социальная (создание условий для достойной жизни всех граждан, включая государственную помощь семье, материнству, инвалидам, пожилым);
- охрана природы и окружающей среды (в связи с загрязнением окружающей среды и возникающей угрозой жизни человека эта функция становится основной).
Внешние функции – это направления деятельности государства во взаимоотношениях с другими странами:
- оборона страны (поддержание необходимого уровня обороноспособности страны, который делает бессмысленным нападение на нее);
- международное сотрудничество (культурное, научное сотрудничество, обмен специалистами, активное участие в международных рынках и др.).

6. Государство можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле – это население, которое живет на определенной территории независимо от других государств, имеющее публичную власть, которую осуществляют государственные органы. В узком смысле – это государственные органы и государственные учреждения.
Механизм государства – это система государственных органов, соподчиненно связанных, осуществляющих государственную власть, решающих задачи и реализующих функции государства.
Государственный аппарат состоит из государственных органов и государственных учреждений, предприятий и других организаций. Органы государства делятся на органы общей компетенции, руководящие деятельностью населения в целом, и органы специальной компетенции, например, министерства. Это – также органы выборные и назначаемые, а также органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Глава государства обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти.
Ветви власти в государстве взаимодействуют посредством:
- сосредоточения власти в руках одного лица;
- разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (но поскольку такое разделение полностью не обеспечивает эффективное функционирование государства, существуют также и другие ветви власти, например, четвертая власть, которой являются средства массовой информации);
- организации органов власти, основанной на принципах демократического централизма.

7. Традиционно рассматривают разную типологию государств. Типология государств – это классификация государств по определенным признакам.
Типология государств по общественно-экономическим формациям:
- рабовладельческое;
- феодальное;
- буржуазное (капиталистическое);
- посткапиталистическое;
- социалистическое.
Типология государств по политическому режиму:
- тоталитарное;
- авторитарное;
- либеральное;
- демократическое.
Типология государств по типам цивилизации:
- древневосточное;
- древнегреческое (древнеафинское);
- древнеримское;
- средневековое;
- современное.

8. Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Основные формы правления: монархия и республика.
В монархии высшая власть единолично принадлежит главе государства и передается в порядке престолонаследия.
В республике высшая власть принадлежит выборному органу, избираемому на определенный срок.
Основные формы государственного устройства: унитарное государство, конфедерация, федерация.
Унитарная форма государственного устройства – простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов власти и единая система законодательства, как, например, во Франции.
Конфедерация – союз государств, сохраняющих независимое существование и объединяющихся для координации некоторых действий (военных, внешнеполитических).
Федерация – объединение, союз нескольких государственных образований для создания единого союзного государства.

9. В настоящее время РФ находится в переходном периоде, который характеризуется определенными особенностями его функционирования и развития. Эти особенности связаны с проблемами современного российского общества:
- отсутствие гражданского общества и устойчивой демократии; не в полной мере обеспечиваются права человека, гражданские и политические свободы;
- недостаточное развитие конкурентоспособной рыночной экономики; права собственности надежно не защищены;
- отставание в области образования, здравоохранения и в целом социальной сферы.
В ежегодных Посланиях Федеральному Собранию Президент РФ ставит следующие цели развития российского государства:
- высокий уровень жизни в стране;
- зрелая демократия и развитое гражданское общество;
- укрепление внешнеполитических позиций страны.
Начиная с 1991 года Россия в своем развитии прошла условно несколько этапов.
Первый этап был связан с демонтажем прежней экономической системы. Он сопровождался ломкой привычного уклада жизни, острыми политическими и социальными конфликтами и был тяжело пережит нашим обществом.
Второй этап был временем “расчистки завалов”, образовавшихся от разрушения “старого здания”. При этом России удалось остановить наиболее опасные тенденции в экономике, социальной и политической сферах. Не все решения, которые приходилось в те годы принимать, имели долгосрочный характер. А действия федеральных властей являлись ответами на серьезные для страны угрозы.
Россия фактически только недавно подошла к третьему этапу в своем развитии – к возможности развития высокими темпами всех сфер жизнедеятельности общества, к решению масштабных, общенациональных задач. Сейчас государство имеет достаточный опыт и необходимые инструменты для того, чтобы ставить перед собой долгосрочные цели.
Российское государство обладает общими чертами, присущими всем государствам, и в то же время имеет исторические особенности. К ним следует отнести:
- державность;
- общинность;
- соборность;
- патриотизм;
- социальная справедливость;
- приоритетная ценность труда;
- духовность.


Рецензии
Было бы здорово, Андрей, если бы осуществлялось всё то, что декларируется.
Не должно быть ленивым государство, но случилось так, что многое отдано в руки частных владельцев, и ответственность переложена на крупных собственников. Будто не хочет государство выполнять многие функции по защите не только прав трудящихся, но и сохранения природных богатств, ресурсов и недр, разбазаривая такое национальное достояние, как леса, рыбу, нефтяные запасы...
Материал, изложенный Вами очень интересен, спасибо.
Всего хорошего.

Зоя Орлова   10.07.2016 22:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Зоя, за Ваш отзыв.

Андрей Ворожейкин   11.07.2016 14:39   Заявить о нарушении