Горячее лето 80-го

Ади Гамольский

В жизни часто  случается такой расклад событий, когда они следуют одно за другим в самой неожиданной последовательности.  И, к сожалению,  не всегда в благоприятной.  Вот и  в моей жизни к наступлению лета 1980-го сложились звёзды судьбы именно таким образом.  Кроме полагающегося ежегодного отпуска, меня очень интересовали результаты небольшого научного эксперимента.

 По невероятному стечению обстоятельств  именно на 1980 год пришелся пик моего увлечения  биоритмами. Точнее, применением этого интересного явления  в повседневной жизни.  А как раз именно в этом  году страна жила в ожидании события планетарного масштаба – Московской Олимпиады-80. Вот теперь самое время кое что пояснить. Не беспокойтесь – это не будет научным трактатом, вовсе и не собираюсь я глубоко посвящать читателя в научные подробности.

Наверное вы будете смеяться, но не зависимо от нашего желания  множество явлений в природе совершаются  в определенном ритме. Не верите? А вот, например, смена времен года в природе, смена дня и ночи, смена сна и бодрствования у человека и животных! Да и само существование человека, оказывается, подчинено  влиянию на него  биоритмов.

 Из них наиболее известны три циклических биоритма: физической активности – 23 дня, эмоциональной – 28 дней и интеллектуальной – 33дня. Более подробно описано всё в «Интернете». Взять, к примеру, цикл физической активности: в начале его человек легко выполняет физические нагрузки, потом – уже с некоторыми затруднениями, во второй половине цикла – уже с трудом. То же происходит  и с  остальными циклами – интеллектуальной и эмоциональной активности. Это то, что называется, в двух словах.

Вот и решил я применить эту штуковину на практике – на одном небольшом металлургическом заводе. Неожиданно оказалось, что эта теория работает! Производственный травматизм удалось снизить почти наполовину! Впрочем, прочие подробности  я опускаю.

По стечению обстоятельств, как раз именно в это время мой хороший приятель, Виктор, будучи легкоатлетическим тренером, готовил свою ученицу к участию в Московской Летней Олимпиаде-80. Я ему и предложил попробовать проводить подготовку согласно теории биоритмов. В любом случае он ничего не терял, а там, глядишь, может быть что-то из этой затеи и получится.

Это сейчас можно одним нажатием клавиши на компьютере рассчитать биоритмы на месяц вперёд. А тогда пришлось всё оставшееся до Олимпиады время рассчитывать для них биоритмы и чертить графики. Ну, а что дальше Витя со своей подопечной с ними делали, я как-то не особенно вникал – это уже была их работа.

Конечно, очень хотелось бы узнать результаты наших совместных трудов, но как это сделать? Не ехать же на Олимпиаду, да потом, многие помнят, что в то время Москва вообще была закрытым городом. А потом, сами представьте, какой тогда был ажиотаж с билетами на соревнования. Оставалось только посмотреть всё это по телевизору. Дома, конечно, был

телевизор, даже два, вот только, к сожалению, оба чёрно-белые. Мы в семье уже давно обсуждали вопрос приобретения хотя бы одного цветного телевизора взамен черно-белого, но принять окончательное  решение как-то не решались.

Вот тут как раз и сошлись  сразу три вектора судьбы: отпуск, Олимпиада-80 и биоритмы. Три в одном флаконе! Заодно, между прочим, и решение вопроса о цветном телевизоре.

Так, я плавно подвёл  свое повествование к вожделенному отпуску. Накануне отпуска, Юра, мой давний и хороший приятель, развил невероятную активность по приобретению путёвок в альпинистский лагерь. Вот возжелал он именно в альплагерь, а не куда-нибудь! Так  уж захотелось ему,  хоть кол на голове теши! Дело осложнялось тем, что мы с ним были, что называется, «переростки».

 В нашем возрасте, да при наших физических кондициях, никто бы нас на восхождение не взял. А иначе – чего тогда ехать? Уж и не знаю с кем и как решал он этот вопрос, но в результате его бурной деятельности,  к началу лета у нас были путёвки в альплагерь «Домбай»!

Как я и предполагал, ни в каких восхождениях мы не участвовали. Руководство лагеря приняло мудрое решение: сформировало из таких вот «переростков», а также юношей до 16 лет – оказались и такие, отдельный отряд. Самое интересное было то, что командовать было поручено мне. У меня единственного  был опыт альпинистских восхождений, к тому же я ещё был дипломированным инструктором горного туризма.

 Впрочем, начальство благоразумно далеко от лагеря нас не отпускало. И, тем не менее, удовольствие от пребывания в альплагере мы получили полной мерой. Кристально чистый, прохладный воздух, потрясающие виды, плюс разумная физическая нагрузка – что ещё нужно для воспоминаний на долгие годы!

Тем временем, вот-вот должны начаться ХХII Олимпийские игры! Олимпиада-80! Надо, обязательно надо к этому времени оказаться в зоне устойчивого телевизионного приёма. Я же просто не имею права пропустить момент, когда будет бежать наша подопечная. Лагерная смена закончилась, теперь – в аэропорт Минводы, а оттуда самолётом в родной Донецк.

Вот я и дома – Олимпиада уже идёт полным ходом, и я наблюдаю за ней в чёрно-белом телевизоре. Конечно, можно попроситься к соседу, посмотреть соревнования. Но это же совсем не то. Тем более, что меня интересуют результаты нашего эксперимента.

  Решено! Следующим же утром, дождавшись, когда квартира  опустела, обмотал репшнуром один из телевизоров,  вытащил его из дома, поймал такси и поехал в один из универмагов, где принимали старые телевизоры в обмен на цветные. С доплатой, естественно. В первом универмаге не повезло, еду во второй – то же. И только в третьем наконец-то повезло.

 Привожу домой, включаю его в сеть – ура!!! Есть изображение, да какое! Есть звук! Теперь надо узнать, когда будут передавать соревнования по лёгкой атлетике, эстафета 4х400. Наконец наступает заветное время. Предварительно закрепляю на спинке стула «Зенит» с цветной плёнкой.  Я готов.

Интрига ситуации заключалась в том, что фаворитами этой эстафеты считались спортсменки ГДР. Нашей команде прочили в лучшем случае второе место. И вот начался финальный забег. Первые два этапа спортсменки бежали ровно, но вот на третьем этапе эстафету приняла Нина – воспитанница Виктора. Я лихорадочно взводил затвор фотоаппарата, нажимал на спуск.

Как потом мне рассказывал Виктор, снимки были сделаны с интервалом в 3 секунды. Примерно за 150 метров до конца этапа Нина вырвалась вперёд! Она передала эстафету за несколько секунд раньше соперницы. И эти несколько секунд обеспечили нашей команде золотые олимпийские медали! Я буквально визжал и катался по полу от восторга! Да здравствуют биоритмы – активные двигатели спортивных и производственных  достижений!

Хотите верьте, хотите нет, но возвратившись из Москвы, ребята благодарили меня за помощь. И в знак благодарности подарили эмблему советской олимпийской сборной и… прекрасные кроссовки. Сумасшедший дефицит в то время!