Пустынька

Калина Горькая
 

  В жизни каждого человека наступает такой момент, когда нас,
грешников, непреодолимо тянет от мирской суеты в тишину
намоленных святых мест,где человек особенно чувствует связь с Богом.
Давно звали меня побывать в Спаса - Преображенскую Пустынь,
помолиться за себя и за близких, поклониться святым образам.
Собиралась я давно, но постоянно что-то мешало, останавливало,
отвлекало. А тут близкие друзья позвали, и я решила: надо ехать!

Этот женский монастырь находится в лесу под Елгавой в Латвии.
Добирались мы из Риги на машине. Всю дорогу я молилась и думала
о сыне и своих попутчиках. Мы уже долгие годы дружим. У каждого
из нас свои причины поговорить с Богом.
 
С нами был Роман - сын моей подруги и мой крестник. 
Парень с очень непростой судьбой. Вечный странник. Куда
только судьба его не забрасывала в поисках работы, в поисках
себя: Франция, Ирландия, Греция,Шотландия, Россия, Украина.
Денег на квартиру не заработал, но и на шее у родителей не сидел.
Научился довольствоваться тем, что имеет. Долгим и трудным был
его путь к Богу. Сквозь слёзы, грехи и недопонимание. Сквозь
приятие и отторжение, искушения и заблуждения, голод и отчаянье.
Но трудности лишь закалили его, сформировали характер, а горький
опыт в жизни ещё пригодится. Сейчас он трудится в русском монастыре.

Лариса - моя близкая подруга. В школе за одной партой сидели.
Всё в ней ладно и гармонично: как её угощения, заготовки, так и
уют в её доме. Они с мужем так гостеприимны, что уходить совсем
не хочется. А сотворённые ею украшения из бисера – просто шедевры.
С тёплой радостью подружка постоянно меня ими одаривает.
Когда-то в ранней юности к ней сватался мой двоюродный брат
Андрей. Очень уж она всей моей московской родне по душе пришлась:
милая и работящая, в руках всё так и спорится. Но она выбрала
Сергея. Родила ему дочку и сына. Заботится о нём и почитает.

Вспомнилась мне её мама - Антонина Васильевна. Труженица! Дом,
завод, три огорода, - всё успевала. Всегда с доброй и умной улыбкой.
Мы в школьные годы часто делали уроки у них дома. Помогали друг
другу. Ларчик шила фартуки для урока труда, а я решала задачи
по математике. Тётя Тоня поощряла нашу дружбу. Всегда приглашала
меня к столу и домой я приезжала с пакетом всяких даров с их огорода.
Светлая ей память!

Совсем погрузилась я в свои мысли, а тем временем мы уже и приехали.
Заблудившись на незнакомой дороге, мы опоздали почти на целый
час. Нас уже заждались. Отворив скромную деревянную дверь,
разделяющую
суетный мир и обитель, мы ступили на благодатную землю монастыря.
В душе у меня всё затрепетало. Оглядевшись, я радостно удивилась
скромности и простоте, покою и уюту обители, где, как говорят Старцы:
"Небо сходится с землёй". Мария, наша ровесница, монахиня с добрым
и умным лицом, пожурила нас за опоздание - в монастыре каждая
минута на счету. Расспросила нас, кто мы такие и откуда, как
добирались, чем занимались в дороге, с какими мыслями приехали? Дала
нам совет на будущее: в пути паломникам надо молча молиться и
готовиться к встрече со святыми местами.

Потом отворила перед нами врата в деревянный храм, и мы вошли.
Встали, слегка оробев, пред ликами Богородицы, Иисуса Христа и Святыми
старцами, что строго смотрели на нас со старинных икон. В храме было
много весенних цветов. Благоухали пышные белые и розовые пионы.
Терпкий запах церковных масел смешивался с ароматом восковых свечей.
Неспешно поведала нам монахиня Мария о сёстрах Мансуровых, что задумали
этот монастырь, о тяжёлой судьбе и подвигах сподвижников и монахинь,
героически отстоявших православную веру в этом далёком от России краю,
несмотря на гонения и преследования. Сколько детишек спасли в период
войны, попрятав их у себя от фашистов.

У меня потекли слёзы. В храме было тусклое освещение, сквозь ароматы
пробивался лёгкий запах сырости и тлена. Монастырь, ведь, стоит на
болоте среди густого и дремучего леса. На душе стало так мирно и спокойно,
будто,очистившись от всякой скверны, я наконец-то вернулась в свой
старый давно и несправедливо забытый мною дом, где лики святых смотрели
на меня строго, но с любовью. Как тихо, как благостно, как хорошо...
Как в том мире, где всё праведно, чисто, строго и справедливо. Здесь
и время течёт медленно и разумно.
Денег у меня было совсем немного: пару монет серебром и столько же
медью - на днях должна была поступить пенсия. Крупные монеты я бросила
в ящик для пожертвований, а остальные оставила на столике за свечи.
Одну свечу я поставила на поминальный столик, а вторую перед иконой
Пресвятой Богородицы. Долго я молилась и просила Её помочь мне в моих
стараниях за всех моих самых близких. Особенно о спасении моего
единственного сына. Просила укрепить мой дух и научить стойкости,
чтобы я могла достойно претерпевать все мои скорби и испытания.
А в тёмном незаметном закутке храма, тихо и усердно молилась
монахиня. Она читала Псалтырь за больных и детей. Это моление
длилось непрерывно. Менялись только читающие молитву монахини.

Из храма мы вышли к захоронениям. Первая могилка в ряду была
архиепископа Тихона, который долгие годы был настоятелем монастыря.
Следующая Святого отца Кузьмы Ивановича Смирнова - Космы. Жившего
в период с 1885 по 1968год. Много удивительного поведала о нём
монахиня Мария: Косма был истинным подвижником веры нашего века и
был первым старцем Спаса-Преображенской Пустыни. Его имя даже вписано
в историю нашей Церкви, как пример высокой праведности в длительную
эпоху гонения на христиан. Своим ревностным служением Церкви, своей
святой жизнью, он укреплял дух веры в народе, берёг от духовного
разрушения. Люди почитали Косму за его любовь ко всем и служение
всем, потому он и стал Старцем не только маленькой обители -
Пустыньки, как любя называют её паломники, но и всей Латвии.
«Любви и скорби брат» - так гласит о нём надгробная надпись. 
-Вот, у кого смирению поучиться надо бы"- подумала я. До своего
последнего часа Косма служил в этой святой обители. Святые врата
Пустыньки и сердце старца всегда были открыты всем, кто искал путь
к Богу. Помогал он людям, не давя на них, не принуждая, а только
любовью. Говорят, что его глазах люди видели сияние вечной жизни.
На каждого человека он смотрел с уважением и искренним интересом.
От него самого исходили добро и тепло. «А, ещё он умел подыматься
над землёй, и если кто это видел, он просил об этом молчать,
прикладывая палец к губам и улыбаясь, - продолжала Мария. Однажды
в его отсутствие нагрянули цыгане, проникли в келью к батюшке.
Сёстры с возмущением прогнали их, но, когда сообщили об этом Старцу,
он спокойно спросил их: «А вы их накормили, молочком напоили?»
Выходя из храма, он всем нищим, стоявшим на паперти, всегда подавал
милостыню, каждого из них благословлял, внимательно смотря в лицо,
и с каждым говорил. Придя из храма, он сразу же насыпал зерно в птичьи
кормушки и ставил еду кошкам, и только потом всё внимание уделял
гостям. Он всегда с радостью встречал человека. Никогда никого не
отпускал от себя, не накормив, да без гостинца. Всегда проверит,
кто где ночует, и, если увидит, что кому-то чего-то не хватило,
найдет и принесёт ему одеяло или подушку. Келью свою – часовенку всех
святых, называл вторым алтарем. Приглашая к себе, говорил:
- Я хочу, чтобы на вас посмотрели мои Святые».

Все пошли дальше, а я, задумавшись об услышанном, задержалась
у могилки Старца. Захотелось сделать Косме что-то доброе. Погладила
его надгробие, осторожно провела рукой по фотографии. Вспомнила,
как мы с сыном в женском Успенском монастыре в Пюхтице, наблюдали,
за паломниками, что закапывали монеты в могилки Святых. Мелькнула
мысль: "Может, хоть одна монетка случайно застряла в кармане?
Засунула я руку в карман и о, чудо...
вытащила целую горсть неизвестно откуда взявшихся монет разного
достоинства... Некоторые даже стали падать на землю, не умещаясь
на ладони. В это невозможно было поверить! Позвала друзей,
поделилась случившимся. Все радовались и удивлялись. Ведь, пусто
было в карманах! Закопали несколько монет. Монахиня Мария, услышав
о случившемся, не удивилась, а улыбнулась, тихо промолвив, что и раньше
такое случалось. Мы восприняли это, как добрый и бескорыстный знак,
хотя я до сих пор не пойму, могло случиться такое чудо...
Спасибо, святой отец Косма! Моли Господа Бога о нас грешных!

Мария попрощалась с нами и мы, набрав святой водицы и перекрестившись,
покинули обитель.

10 июня 2016 год
Рига