НА просторах СССР. Глава 2

Пономарёв Майский
                Глава вторая
                ПЕРВЫЙ ПЕРЕКРЁСТОК

После окончания училища в 1956 г. я был направлен в Нижне-Иртышское пароходство (г. Омск). Получил назначение на колёсный грузопассажирский рефрежираторный пароход и начал работать в качестве 3-го пом. капитана. Работа не пыльная – на свежем воздухе не то, что у механиков. Зарплата небольшая, что-то порядка 600-700 рублей (точно не помню), но к основному окладу всем доплачивали
на общественное питание по 360 руб. Помню точно, что у капитана оклад был
1200 руб. Эти цифры помню потому, что 3-й помощник был и штурманом, и кассиром, а 2-й отвечал за груз. Перевозили мы в основном пассажиров и сливочное масло из г. Тара в Омск ( 400 км).

Пароход был дореволюционной постройки и отношение к нему в пароходстве было соответствующее. Капитан был пенсионного возраста и даже летом на вахту выходил в валенках. Команду набирали на сезон. Из постоянных, кроме командного состава, был только боцман с редкой фамилией Покуц. Поэтому на пароходе флотской дисциплиной и не пахло. Свободного времени в рейсе было много и каждый развлекался по- своему, но все в том числе и капитан, пили почти ежедневно. На палубе устраивали танцы и партнёрш среди пассажиров было всегда достаточно. Здесь на танцах на палубе я и познакомился со своей первой женой – студенткой сельхоз института.

Зимой я жил на съёмной квартире вместе со штурманом Борисом и его гражданской женой, которая была старше его на 10 лет. А сам Борис был старше меня на 2-3 года.
Пароходы зимой стояли в затоне и в нашу задачу входило обкалывание льда вокруг корпуса. Платили нам зимой 80 % оклада без добавки на питание. Так что на хлеб хватало, но без масла. Выручала жена Бориса – она не только варила нам обеды, но иногда, если был повод, покупала и пол-литру.

Я часто навещал свою знакомую студентку в общежитии, но пригласить даже в кино стеснялся из-за отсутствия денег. Летом она иногда встречала меня на причале, а зимой мы поженились и сняли комнату в частном доме недалеко от её института. Съездили в г. Ялуторовск Тюменской обл. – познакомился с её родственниками.
В 1959 году она родила сына, а ко мне приехала мать. Я ушёл с флота, но не имея другой специальности не мог достойно обеспечить семью. Работал инструктором
в райкоме комсомола, худ. руководителем в Доме культуры, учеником машиниста турбины на ТЭЦ. Ко всему этому оказалось, что я сверхъестественно ревнив.
Жизнь для жены превратилась в кошмар.

Однажды она не выдержала и что-то грубое сказала матери. Этого я позволить
не мог и велел матери собирать вещи:
- Завтра же уезжаем домой в Опарино (там у матери был небольшой домик). Мать плакала, пыталась отговорить, но я упёрся. Жена закутав сына ушла к подругам
в общежитие. Она так и не появилась до нашего отъезда.

Так спонтанно я выбрал свой путь на первом жизненном перекрёстке.

В Опарино не без протекции дяди Пети, который занимал какую-то должность
в леспромхозе, меня приняли машинистом турбины энергопоезда. С этой должностью я освоился быстро потому, что она мало чем отличалась от моей
работы на ТЭЦ в Омске.
Через полгода получил письмо от жены, в котором она просила принять сына к себе на время пока она сдаст экзамены. Это был шаг к примирению, и я был не против.
Но Бес искуситель не дремал, и судьба распорядилась иначе. Жена привезла сына,
и мы с ней договорились, что я вернусь в Омск и поступлю заочно в институт, который она заканчивает.
Но вскоре мои планы изменились – мне стало известно, что есть решение отправить несколько энергопоездов в Монголию и можно попытаться поехать с ними
в загранкомандировку. А это давало возможность поправить своё материальное положение. Всё это описал в письме, которое срочно отправил жене и попросил забрать сына. Она приехала, сына увезла, а моя поездка в Москву оказалась безуспешной – было достаточно блатных желающих поехать заграницу.
Жена решила, что я просто обманул её, чтобы избавиться от сына, прислала оскорбительное письмо и просила их больше не беспокоить. При этом испортились отношения с начальником энергопоезда, который обиделся на то, что я не поставил его в известность о поездке в Москву.
   
Дорога снова позвала меня, и я по объявлению из газеты уехал в Казахстан
в Казан-Чункурское училище механизации с\хоз-ва, которое после годичного обучения с бесплатными питанием и обмундированием выпускало квалифицированных трактористов.

Продолжение - http://www.proza.ru/2016/07/28/749