Не поедем в Турцию, отремонтируем дачу

Игорь Чупров
Трагедия с египетским авиалайнером окончательно убедила миллионы россиян, что любимые ими места отдыха Турция и Египет этим летом будут для них недоступны.
Как говорится: худа без добра не бывает. Так и в этом случае: не поехав в Турцию и Египет, россияне могут не один миллиард долларов, ежегодно вкладываемых ими в развитие тур отраслей Египта и Турции, пустить на благое дело внутри России.   У людей пенсионного возраста есть повод обратить внимание на то, что с годами стареют и дряхлеют не только они сами, но и предметы, их окружающие, такие как их авто и дачи.
Вот и мы с женой обнаружили, что приобретенная нами десять лет назад дача со свежо покрашенным деревянным домом уже требует, как минимум, его снова покрасить.  Что явилось для меня весьма неприятной неожиданностью. По той причине, что деревянный дом моих предков в селе Усть – Цильма в Коми республике, как гласит надпись на его фронтоне, срублен в 1880 году и, судя по всему,  за 135 лет  его ни разу больше не красили.   Потому я был уверен, приобретая в 2007 г. вновь покрашенный деревянный дом в Полоцке, что его на мой век хватит. Но толи я долго зажился, толи древесина в Беларуси как быстро растет, так и быстро гниет. В то время, как родительский дом был срублен и обшит доской из лиственницы, которая росла в условиях Заполярья столетия, зато и стоит более 100 лет. Да и современные  краски типа ПФ – 115, судя по всему, не чета краскам, поставляемым в 19 веке купцами Демидовыми с Урала в Усть – Цильму.
   Одним словом, внимательно изучив состояние дачного дома, пришел к выводу, что если  не принять оперативных мер по ремонту, то на мой век его не хватит. Вот и решил, сумму, которую с супругой копили для очередной поездки в Турцию, пустить на его ремонт.  Прежде чем приступить к ремонту, решил посмотреть, как это делают другие. Тем более, что посмотреть есть где: в нашем садовом коллективе домов и домиков более 500. Побродив по улочкам: Вишневая, Малиновая, Садовая, Пионовая, Озерная и т.д., обнаружил, что многие дома, стоящие на них, недавно отремонтированы. Основной способ их ремонта   заключается в обшивке домов сайдингом, а не в перекрашивании их, как мы с женой собирались делать.
После чего набрал в поисковую строку Интернета: «обшивка дома сайдингом» и на одном из сайтов прочитал: растущая популярность сайдинга объясняется не только невысокой ценой, но и долговечностью, ведь он не осыплется, как штукатурка со временем, простым уходом, отличными защитными свойствами и богатым выбором оттенков и фактур. Несомненный плюс сайдинга в том, что придать современный облик даже старому дому можно своими руками, значительно сэкономив на услугах строителей».
Это окончательно убедило меня отказаться от затеи с перекраской дома. Но, не имея опыта и инструмента для работы с сайдингом и учитывая, что высота нашего дома достигает 7 метров, а значит, без надежных лесов соответствующей высоты мне не обойтись, решил не экономить на отказе от услуг строителей.
И правильно сделал, хотя я и не подозревал,  с какими трудностями  мне пришлось бы столкнуться при обшивке дома своими силами, если бы я попробовал делать это по всем правилам, а не как Бог на душу положит. Оказалось, для того чтобы обшить дом сайдингом потребуется сначала выбрать все завалы, перекосы и отклонения от вертикали и горизонтали стен дома, допущенные строителями  и осадкой сруба, о существовании которых, я и не подозревал до того момента, пока приглашенный мной специалист не прошелся вдоль всех стен дома с уровнем. К своему ужасу я убедился, что  стены и рамы нашего домика имеют отклонения от вертикали и горизонтали до 5-7 сантиметров на каждый метр их длины.  Единственным утешением для меня явилось утверждение мастера, что наш  дом в этом смысле не исключение, а обычный дачный дом. И что ему приходилось иметь дело и с большими перекосами.    
Подготовка к обшивке сайдингом поверхностей стен дома общей площадью около 80 кв. метров  потребовала почти сотни деревянных  3х метровых брусков поперечного сечения 2.5 на 4 см, тысячи черных саморезов (саморезы по дереву) длиной от 50 до 80 мм и почти 10 дней труда мастера.
   Еще столько же времени потребовалась мастеру, чтобы со всей тщательностью укрепить начальные и соединительные планки, наружные и внутренние углы, J – планки и прочую арматуру, с помощью которой крепятся листы сайдинга. Эта работа оказалась еще более кропотливой и дорогой. Дело в том, что в Беларуси концы бревен  деревянных срубов домов обычно выступают наружу, так как  дома из бревен сложены не в «лапу», а «в обло» или «в чашку». Что это значит, поясню словами из  Интернета: «при этом методе соединение бревен производится таким образом, что концы бревна выводятся около 500 мм за границы места соединения или угла здания. При этом размеры помещения сокращаются на размер, выведенный за границу углов».
 В результате сруб дома в горизонтальном сечении вместо обычного  4-х угольника, в котором требуется обшить всего лишь 4-е внешних угла и 4-е стены, превращается в многоугольник, состоящий из 4-х стен, 16-и внешних углов, 12-и – внутренних углов и 24- простенков  меж этими углами. Выяснив технологию обшива углов сайдингом, понял, что  трудоемкость работ по обшивке стен моего   дома - многоугольника окажется значительно выше первоначально мной предполагаемой.  Прикинув, во что мне может обойтись обшивка такого многоугольника, я чуть было не решился, как в старой песне поётся: «пойду- ка я в железную контору, Боже ж мой,   куплю себе железную пилу, и как уснет моя красотка, я ейну ногу отпилю». Только я собрался  не покупать  железную пилу, а взять электропилу на прокат. И с помощью её все углы  из «обло» превратить в «лапу», т.е. все выступы бревен за пределы углов отпилить. Но сосед по даче эту мою идею не одобрил.  Тогда я их  отпиливать не стал, но до обшивки дома сайдингом попарно обшил досками, в результате чего сократил  число чертовых углов почти в два раза. В результате  сэкономил не менее сотни долларов на стоимости  обшивки сокращенных углов и  простенков между этими углами.
  Помимо углов, срубленных «в обло», наш дом, как и большинство домов, его окружающих, имел на торцевой стене дома еще один выступ –  деревянный козырек фронтона шириной около 50 см. Основное его назначение – защищать  от дождей и гниения рамы окон, под ним расположенных. Кроме того, многие считают его архитектурным украшением фронтона дома. Оказалось, что за 30 лет со дня постройки дома у него сгнили и сам козырек, и нижние переплеты рам под ним расположенных. Коль скоро, козырек своей роли – защиты рам от гниения не выполнил, а обшивка его сайдингом  обойдется в сотню долларов, я его  разобрал, чем вызвал неодобрение некоторых соседей по даче. Они заявили, что я превратил белорусскую архитектуру торцевой стены своего дома  (с козырьком – отливом) в плоскую – немецкую. Того же мнения оказался и мастер, предложивший восстановить козырек. А чтобы отлив снова не сгнил, мне пришлось дополнительно разориться на два листа ондулина (волнистый листовой кровельный материал с волокнистым наполнителем), которыми мастер очень аккуратно застелил козырек. 
Короче говоря, возможно, что в случае обшивки дома без углов «в обло» и козырьков – фронтонов, обшивать дом сайдингом для придания ему современного облика, как пишут в Интернете: «можно своими руками, значительно сэкономив на услугах строителей». Но мой случай заставляет усомниться в этом, а согласиться с утверждением: не умеешь, не берись.  А то «на услугах строителей» возможно и сэкономишь, но «современного облика» дому, в лучшем смысле этих слов, без тех или иных изъянов, скорее всего, не придашь. В этом  убедило меня сравнение результатов труда  мастера (см. фото дома), порой раздражавшего меня своей долгой возней над каждым кусочком сайдинга, в процессе точной подгонки его,  с домами, обшитыми сайдингом не профессионалами.      
Мне повезло, что приглашенный мной мастер, не только знает, что «истина кроется в мелочах», но и руководствуется в своей работе этой истиной.