Семья Блох. 10. Рафаил Блох-3

Любовь Гиль
Моя мама берегла фрагмент письма Рафаила с фронта, он всегда хранился в нашей семье, я берегу его и сейчас. К сожалению, полностью письмо не сохранилось, второй листок пропал.
 Это письмо из села Романовки Кирсановского уезда Тамбовской губернии, где был расквартирован полк, в котором он служил. В этом письме он сообщает семье в довольно оптимистических тонах о своем  военно-полевом житье-бытье, о своей дружбе с однополчанином Батулиным, пишет о том, что ему предложили быть ротным писарем, но он отказался, так как не захотел разлучаться с другом. Там же воевал двоюродный брат Рафаила, Израиль Яковлевич Троянский, сын сестры Моисея Блоха.

Привожу текст первого листка письма Рафаила.

                « 20 июля 1919 года
Мое почтение, дорогие Родные, сестры и братья. Не знаю, получили ли вы мои предыдущие письма, но имея опять удобный случай (один из Херсонских освободился и едет домой), я пользуюсь им и пишу вам несколько слов о моей солдатской жизни. Во-первых, я жив и здоров, чего не мешало бы услыхать и от вас. Второе, чувствую себя превосходно, как у себя дома, ем, пью, сплю и т.д. Мы уже занимаемся по строевой службе. Живем мы, как я уже писал в предыдущих письмах, в деревне Романовке, в 3-х верстах от уездного города Кирсанова.
Пока жизнь тихая и спокойная. Чуть стемнеет, мы ложимся спать, утром встаем, хозяйка квартиры ставит самовар, после которого идем на перекличку, напившись чаю. Мы идем в поле, где и занимаемся до обеда. Пообедавши, мы пользуемся свободным временем до вечера, а вечером опять чай и спать. Хлеба мы получаем полтора фунта в день. Сахар, чай, табак-жилки и спички мы получаем через каждые 4 дня. Днем обед состоит из супа с свининой и каши пшеничной. На ужин дается только один суп. Вообще, дорогие Родные должен вам признаться, что голодать я не голодаю. Слава Богу, дай Бог дальше не хуже. В одном отношении только плохо, что в город я не хожу, несмотря на то, что я после обеда свободен. Но пойти я не иду, ибо 4 версты туда и 4 версты обратно, страшно утомительно. Что ж вам еще писать.
   Израиль где-то вблизи меня находится, но я его не вижу, я живу в одной квартире с Батулиным. Один без другого ни на шагу. Например, требовался ротный писарь, но я без него не хотел, а он без меня не хотел пойти. Мы везде и всюду вместе, и в одном взводе, и в одном отделении, получаем вместе в один мешок и хлеб, и табак, и сахар, и конечно спим вместе. Он довольно приличный хлопец. С ним можно дружить, он недоволен….»
 
На фото
Слева направо
Рафаил Блох, однополчанин Батулин, 1919 г., Тамбовская губ.

Читать дальше здесь:

http://www.proza.ru/2016/06/15/1420