Статья подготовлена совместно с Александром Михайловичем Галич
«ЗА МНОЙ, РЕБЯТА! УМРЕМ ЗА ЦАРЯ И РОДИНУ!»
Некоторые аспекты участия Кубанского духовенства в Первой мировой войне 1914-1918 гг.
Военное духовенство, с момента своего возникновения, было предназначено для духовного окормления лиц, находящихся на воинской службе. Так, например, еще Карл Великий заботился о том, чтобы при войске находилось достаточное количество лиц духовного звания, а с возникновением регулярных армий военное духовенство становится прочной организацией и образует самостоятельное ведомство.
До Петра Великого на Руси духовные лица временно прикомандировывались к полкам либо патриаршим приказом, либо непосредственным распоряжением царя. По воинскому уставу Петра I, принятому в 1716 г., при каждом полку должен был состоять священник, а указом 1719 г. повелено было и на флоте, на каждом корабле, иметь по одному иеромонаху или священнику, особенно вдовому или бессемейному. Для наблюдения за находившимися на кораблях духовными лицами назначались на время плавания обер-иеромонахи или начальные священники. В сухопутных войсках в мирное время наблюдение за полковыми священниками входило в круг обязанностей местных епархиальных властей, а в военное время воинский устав предписывал назначать особых обер-полевых священников, на правах обер-иеромонахов. Первое назначение таких обер-полевых священников относится к 1746 г.
При императоре Павле I Указом от 4 апреля 1800 г. должность обер-полевого священника стала постоянной; ему было поручено «главное начальство» над полковыми священниками в административном и судебном отношениях. Первый обер-священник, протоиерей Озерецкий, получил право непосредственного сношения, помимо Синода, с епархиальными архиереями. При Александре I Озерецкому повелено было по всем делам и вопросам испрашивать предварительного разрешения св. Синода и представлять ему отчеты; в 1815 г., после образовании главного штаба Его Императорского Величества, в его состав была введена новая должность обер-священника, с подчинением ему духовенства гвардии, а позже и гренадерского корпуса. В 1858 г. обер-священники переименованы в главные священники. С 1883 г. слились должности главных священников гвардии и гренадер, армии и флота, и, наконец, 12 июня 1890 г. было Высочайше утверждено «Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств». Этим положением учреждено звание «протопресвитера военного и морского ведомства», который избирался св. Синодом, утверждался императором и находился в непосредственном подчинении св. Синоду.
При протопресвитере было учреждено духовное управление, состоящее из канцелярии и присутствия. Находившиеся в ведении протопресвитера военные священники состояли при подвижных церквах в войсковых частях и при соборах и храмах неподвижных, с приходами из обывателей и без них. Военные священники, находящиеся при полках, обязаны были совершать таинства и молитвословия для воинских чинов в церкви и домах, не требуя за то вознаграждения. Для ближайшего наблюдения за духовенством войск, входящих в состав дивизии, протопресвитер назначал дивизионного благочинного. Епархиальный архиерей также имел право надзора за военными священниками, находящимися на территории его епархии [1]. В таком же состоянии система военно-духовного ведомства находилась и к моменту начала 1-й мировой войны 1914-1918 гг.
С 20 июля 1914 г. по июль 1916 г. для несения пастырских обязанностей в действующую армию были, по неполным данным, опубликованным в Ставропольских епархиальных ведомостях 17 июля 1916 года, мобилизованы следующие священники Ставропольской епархии:
Черного духовенства:
1) Иеромонах Ставропольского Архиерейского дома Серафим, назначен в 7 Кубанский пластунский батальон.
2) Иеромонах Екатерино-Лебяжской пустыни Анатолий – в 13 Кубанский пластунский батальон.
3) Иеромонах Св.-Михайловской пустыни Иларион – в 8 Кубанский пластунский батальон.
4) Иеромонах Св.-Михайловской пустыни Фотий – в 9 Кубанский пластунский батальон.
5) Иеромонах Ставропольского Архиерейского дома Макарий – в 11 Кубанский пластунский батальон.
6) Иеромонах Екатерино-Лебяжской пустыни Модест – в 17 Кубанский пластунский батальон.
7) Иеромонах Казанского монастыря Вениамин – в 18 Кубанский пластунский батальон.
8) Иеромонах Воскресенского монастыря Александр – в полевой госпиталь № 369.
Белого духовенства:
1) Священник ст. Костромской Кубанской области Стефан Дмитриев – в 14 Кубанский пластунский батальон.
2) Священник села Горькобалковского Ставропольской губернии Василий Богданов – в 15 Кубанский пластунский батальон.
3) Священник ст. Полтавской Кубанской области Иоанн Ястребов – в 10 Кубанский пластунский батальон.
4) Священник стан. Воздвиженской Кубанской области Михаил Макарьев – в 16 Кубанский пластунский батальон.
5) Священник ст. Попутной Кубанской области Леонид Вишневский – в 12 Кубанский пластунский батальон.
6) Священник села Прасковея Ставропольской губернии Закхеев – в Горбатовский полк, с 14 августа 1914 г.
Кроме мобилизованных добровольцами ушли на фронт также:
1) Священник Василий Карпинский для служения в церкви 1-2-го батальонов 83 пехотного Самурского полка с 11 октября 1914 г.
2) Священник Георгиевской церкви г. Ставрополя Константин Костюченко – в Гунибский полк с 5 августа 1914 г.
3) Священник села Арзгира Ставропольской губернии Иоанн Савицкий – в Управление 102-й бригады Государственного ополчения со 2 марта 1915 г.
4) Священник стан. Рязанской Кубанской области Павел Гладков – в 313 Балашевский полк с 12 февраля 1915 г.
5) Священник стан. Медведовской Кубанской области Сергий Тихомиров – в 8 пластунский батальон с 11 февраля 1915 г.
6) Священник села Кевсалы Ставропольской губернии Григорий Андреев – в 8 бригаду Государственного ополчения с 6 марта 1915 г.
7) Священник стан. Васюринской Кубанской области Владимир Орлинский в 429 полевой подвижной госпиталь с 6 марта 1915 г.
8) Священник хут. Спорного Ставропольской губернии Алексей Розанов – священником госпиталей в гор. Гродно с 23 февраля 1915 г.
9) Священник стан. Казанской Кубанской области Антоний Ташлинцев – священник Управления ополченской бригады № 27 с 25 февраля 1915 г.
10) Священник стан. Ильинской Кубанской области Петр Пособило – священником Управления ополченской бригады № 103 с 25 февраля 1915 г.
11) Священник стан. Константиновской Кубанской области Григорий Воинов – в полевой № 509 подвижной госпиталь с 25 февраля 1915 г.
12) Священник стан. Новощербиновской Кубанской области Давид Чубов – в 1-ю Кавказскую бригаду Государственного ополчения с 7 февраля 1915 г.
13) Священник стан. Тимошевской Кубанской области Александр Воинов – в 1-й лазарет 2-й пехотной дивизии с 24 июня 1915 г.
14) Священник села Сандаты Ставропольской губернии Николай Базбая приказом протопресвитера от 24 июня 1915 г. за № 64 назначен в 87 Нейшлотский полк с 24 июня 1915 г.
15) Священник стан. Запорожской Кубанской области Петр Любомудров назначен на Балтийский флот на крейсер «Аврора» [2].
Следует отметить, несмотря на то, что данный список весьма далек от того, чтобы считаться полным, тем не менее он дает некоторое представление об участии кубанского духовенства в Великой войне 1914-1918 гг.
В период боевых действий военные священники, находящиеся при полках, наряду с простыми воинами, несли на себе все тяготы фронтовой жизни. В то же время они не только самоотверженно и честно исполняли свои прямые обязанности, но и порой, с крестом в руках, вместе с полковыми командирами, храбро шли вперед, вдохновляя воинов личным примером.
В газете «Кубанский край» от 8 июля 1915 г. дается яркий коллективный образ военного духовенства Российской империи, принявшего участие в Великой войне. Приведем некоторые цитаты из этой статьи. «Из рассказов очевидцев, - сообщает нам автор, - из солдатских писем, из отзывов начальствующих лиц, из многочисленных сообщений печати, из длинных списков священников убитых, раненых, пропавших без вести, числящихся в плену, мы знаем, какую высокую энергию и силу духа проявила эта скромная, незаметная рать» [3].
Далее автор приводит слова боевого генерала о том, что священники, «с крестом в руках храбро идут впереди своего полка, а по окончании сражения помогают перевязывать раненых» и поясняет: «В этих словах … заключается верная общая характеристика деятельности духовенства на поле сражения в эту войну. Если прежде оно старалось принести духовное утешение воинам, находясь в тылу, около раненых и умирающих, то теперь оно перешло в передовые окопы и здесь ободряет и благословляет воинов, направляющихся в бой. Именно этим переселением духовенства из тыловых учреждений в передовые цепи и вообще в сферу огня и объясняется значительная убыль убитыми, ранеными, пропавшими без вести в сравнительно немногочисленной рати священников на войне.
Деля с солдатом ужас войны, священник делает такую государственную работу, которой не в состоянии выполнить за него никто другой, и равной которой нет. Как ни велико в современной войне значение техники, но силу армии составляет все же дух войска. Поднять этот дух до высоты самопожертвования, рассеять страх перед страданием и смертью при глубоко религиозной натуре русского солдата – трудно без духовного отца и пастыря» [4].
К этому следует добавить то, что православное духовенство действительно являлось духовной скрепой Российской империи, незаменимой частью той удивительной симфонии созидания, которая проявила себя через жертвенность и милосердие не только в той, ныне забытой войне, но и в последующий за ней период кровавых смут и потрясений, обрушившихся на Россию.
За участие в сражениях отважные иереи, наряду с офицерами и командирами подразделений, получали боевые награды, включая ордена Св. Владимира, Св. Анны и др. различных степеней с мечами и бантом, а также награды, предназначенные специально для военного духовенства – Золотые наперсные кресты на Георгиевской ленте [5].
Для примера назовем некоторые имена:
- Бартанев о. Павел, протоиерей 4-го Кубанского пластунского Его Императорского Высочества Великого Князя Георгия Михайловича батальона – 24 марта 1916 г. сопричислен к ордену Св. Владимира 4-й степени с мечами [6];
- Вардиев о. Димитрий, священник Полтавского полка за текущую кампанию имел следующие награды: Св. Анны 2 ст. с мечами - награжден 10 июля 1915 г. за бой у сел. Деер 16 ноября 1914 г.; сан протоиерея - награжден 9 августа 1915 г. «за все труды и невзгоды, понесенные с начала боевых операций и за бой 18 февраля 1915 г. у гор. Дильмана; Св. Владимира 4 ст. с мечами - награжден 11 мая 1916 г. за бой 15 и 16 ноября 1915 г. у сел. Варкунис [7].
- Вишневский о. Леонид, священник 12-го Кубанского пластунского батальона, 22 октября 1915 г. за отличия во время военных действий сопричислен к ордену Св. Анны 3-й степени с мечами [8];
- Герасименко о. Фотий, иеромонах, исполняющий пастырские обязанности в Кубанском пластунском батальоне (номер батальона не указан), 24 марта 1916 г. «за отлично-усердную службу и труды, понесенные во время военных действий» сопричислен к ордену Св. Анны 3-й степени без мечей [9];
- Дмитриев о. Стефан, священник Кубанского пластунского батальона (номер не указан), 22 октября 1915 года «за отличия во время военных действий» сопричислен к ордену Св. Анны 3-й степени с мечами [10];
- Должанский о. Илларион, священник 11-го Кубанского пластунского батальона, за отличия, оказанные против неприятеля в период боев с 03 по 01.10.1916 г. сопричислен к ордену Св. Анны 2-й ст. с мечами [11].
- Донжаев о. Михаил священник 1-го Хоперского Ее Императорского Высочества Великой Княгини Анастасии Михайловны полка, 22 октября 1915 г. за отличия во время военных действий сопричислен к ордену Св. Анны 2-й степени с мечами [12];
- Лебедев о. Анатолий священник 6-го Кубанского Пластунского батальона, 17 апреля 1915 г. награжден Золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте и сопричислен к ордену Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом [13];
- Ломиковский о. Алексей, священник 1-го Запорожского Императрицы Екатерины Великой полка, 22 октября 1915 г. «за отличия во время военных действий» сопричислен к ордену Св. Анны 3-й степени с мечами;
- Макарьев о. Михаил, священник 1-го Генерал-Фельдмаршала Великого Князя Михаила Николаевича Кубанского пластунского батальона 22 октября 1915 г. за отличия во время военных действий сопричислен к ордену Св. Анны 2-й степени с мечами;
- Короткий о. Модест, иеромонах, исполняющий пасторские обязанности в 17-м Кубанском пластунском батальоне, 22 октября 1915 г. за отличия во время военных действий сопричислен к ордену Св. Анны 3-й степени без мечей;
- Образцов Константин, священник 1-го Кавказского полка, автор гимна Кубанского казачьего войска, 22 октября 1915 г. за отличия во время военных действий сопричислен к ордену Св. Анны 3-й степени без мечей.
- Окроперидзе о. Илларион, священник 1-го Уманского полка, 22 октября 1915 г. за отличия во время военных действий сопричислен к ордену Св. Анны 2-й степени с мечами [14];
- Троицкий о. Михаил (из потомственных почетных граждан Войска Донского, род. 30.10.1882 г.), священник 1-го Таманского полка, участвовал в войне с Германией с 1914 г. по 1918 г.; имел следующие награды: Золотой наперсный крест на Георгиевской ленте, орден Св. Анны 3-й ст. с мечами, Св. Анны 2-й ст. с мечами и бантом, Св. Князя Владимира 4-й ст. с мечами и бантом, набедренник, скуфью и камилавку [15].
- Феденко о. Димитрий, священник 1-го Екатеринодарского Кошевого атамана Чепиги полка, 24 марта 1916 г. «за отлично-усердную службу и труды во время военных действий» сопричислен к ордену Св. Владимира 4-й степени с мечами, к ордену Св. Анны 3 степени с мечами; 14 октября 1916 г. за отлично-усердную службу и особые труды во время военных действий пожалован Золотым Георгиевским крестом на Георгиевской ленте [16];
- Хахутов о. Григорий, священник 1-го Генерал-Фельдмаршала Великого Князя Михаила Николаевича Кубанского пластунского батальона, 22 октября 1915 г. за отличия во время военных действий сопричислен к ордену Св. Анны 2-й степени с мечами [17];
- Язловский о. Александр, священник 9-го Кубанского пластунского батальона, до войны священствовал в Борчалинском уезде. Убит 26 января 1916 г. во время подбора трупов на позиции. Погребен 7 февраля 1916 в гор. Тифлисе [18].
- Ястребов Иоанн Петрович, священник 10-го Кубанского пластунского батальона, за отличия во время военных действий 22 октября 1915 г. сопричислен к ордену Св. Анны 3-й степени с мечами.
В документах отмечалось: «Во время боя с турками 15 июня 1916 г., идя все время с крестом в руках впереди цепи – был убит артиллерийским снарядом турецкой батареи» [19].
Об о. Иоанне известно, что, по окончании курса Ставропольской духовной семинарии он служил священником в ст. Суздальской, а в 1910 г. был переведен в ст. Полтавскую, обзавелся своим домиком и жил, хоть и не богато, но счастливо, пользуясь расположением прихожан и знакомых. С первых дней мобилизации он отбыл к 10-му пластунскому батальону и неотлучно сопутствовал ему сначала в Турцию, затем в Австрию, и снова в Турцию. Везде и всюду он исполнял свой высокий долг с величайшим самоотвержением. С крестом в руках, впереди своих пластунов, ободряя и воодушевляя их на великий ратный подвиг, он пал смертью героя, сраженный турецким снарядом в передовой цепи, благословляя и напутствуя своих соратников на предстоящую атаку. Как уже было сказано, о. Иоанн Ястребов был убит 15 июня 1916 г. близ селения Офы, между Трапезундом и Платаной, 8 июля, в день празднования Иконы Казанской Божьей Матери тело его было привезено в ст. Полтавскую, а 9 июля погребено в специальном склепе, устроенном в церковной ограде [20].
В документах за предыдущие годы имеются сведения о том, о. Иоанн Ястребов 4 января 1915 г. представлялся к награждению орденом Св. Анны 3-й степени с бантом за то, что «10 и 11 декабря 1914 г. при наступлении бригады на турецкие позиции у сел. Копенат и Хосроверак под огнем противника напутствовал смертельно раненых казаков и давал утешение раненым»; 22 октября 1915 г. о. Иоанн был награжден орденом Св. Анны 3-й степени с мечами.
6 января 1915 он был представлен к награждению орденом Св. Анны 2 ст. с мечами за то, что «с 22 по 30 декабря 1914 г. при наступлении бригады на сел. Дивик, Чермук, […], Гамас и Задраком, под огнем противника, утешал и напутствовал раненых, и, оставаясь с командой рабочих, хоронил убитых казаков», однако на это представление 22 мая 1915 г. из штаба 2-й Кубанской пластунской бригады командующему 10 Кубанским пластунским батальоном пришло сообщение о том, что «ходатайство … о награждении священника … о. Иоанна Ястребова орденом Св. Анны 2 ст. с мечами – отклонено».
18 июня 1915 г. о. Иоанн был представлен к награждению золотым наперсным крестом на Анненской ленте за то, что «в боях 8 июня 1915 г. при наступлении у сел. Баламутовка под шрапнельным огнем, помогал врачу перевязывать раненых, исповедовал и приобщал Св. Таин тяжело раненых и при помощи некоторых из местных жителей с церковником подбирал убитых и хоронил их там же», кроме того представлялся к награждению орденом Св. Станислава 2-й степени с мечами и бантом (дата представления не указана) [21].
Об о. Дмитрии Вардиеве необходимо рассказать более подробно, поскольку имеется описание его действий в период боев с турками. В представлении к награждению о. Димитрия Золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте от 23 марта 1916 года командир Скуджбулагского отряда отмечал: «В бою 30 июля 1916 г. под Саклизаме усердно заботился о быстрой эвакуации из боя раненых и о погребении убитых. Под огнем исполнял свой пастырский долг. В четырехдневном кровопролитном бою 6, 7, 8, 9 августа исполнял обязанности отрядного священника, все время находясь в боевой линии под орудийным и ружейно-пулеметным огнем турок.
Самоотверженно выходил в цепи стрелков, заботясь о раненых, которых невозможно было вынести из-за сильного неприятельского огня (потери одного Скуджбулагского отряда достигли 441 чел.), усиленно хлопотал, чтобы ни один раненый не остался без помощи, неоднократно рискуя своей жизнью на совершенно открытой местности под пулями и снарядами, невзирая на страдания больной ноги, мешавшей ему двигаться. 8 и 9 августа находился под непрерывным огнем на вершине горы № 694, и первым обнаружил у турок начало волнений, не выдержавших, что мы их охватываем подковой с трех сторон.
Когда показались отступающие колонны, и я начал общую атаку, о. Д. Вардиев быстро сойдя с высоты № 694, сел на коня и поскакал впереди спускавшейся нашей батареи с несколькими казаками прямо к селению Дрийка, за которым виднелись покрытые частями турецкого заслона холмы Гирда-сур и Гирда-чирик, очутился в самом тылу турецких батальонов, продолжавших огневой бой на высотах Асхаба и Панибаро…, и в то же время под беспорядочным огнем турецких резервов, спешивших к перевалу Шейхан-Герюси. Турецкие части начали встречаться с нашими обходившими их со всех сторон. Пули летали по всем направлениям. О. Д. Вардиев, благодаря своему вниманию и острому зрению вовремя предупредил несколько случаев стрельбы по своим, заскакав далеко вперед. Помогал мне, как простой ординарец, передавал мои распоряжения, ободрял войска, останавливал и удерживал возбужденных солдат и казаков от ненужных жестокостей нал пленными врагами, которые сдавались целыми ротами и батальонами.
В этом тяжелом, но славном деле, священник Вардиев проявил необыкновенное мужество, доблесть, беззаветное стремление не только помочь своим раненым, но и облегчить участь беззащитных врагов. Был первым и главным заступником и ходатаем за убитых горем, усталых пленных и восставал против всякого притеснения их. Явил самый высокий пример самоотверженного и доброго пастыря, воина без страха и упрека…».
Кроме этого, 14 августа 1916 г. о. Димитрий был представлен к ордену Св. Владимира 3-й степени с мечами за то, что 30 июля 1916 г. в бою у сел. Мархоз, «находясь в сфере действительного огня, выполнял свои пастырские обязанности и хоронил убитых» [22].
Не менее выдающейся и самоотверженной деятельностью отличился в эту войну и ушедший добровольцем в действующую армию приходской священник ст. Медведовской Кубанской области о. Сергий Тихомиров, имя которого с восхищением повторял не только батальон, в котором он выполнял свои пастырские обязанности, но и вся бригада. О. Сергий родился 28 июня 1880 г. в семье протоиерея о. Александра Максимовича Тихомирова, уроженца сел. Малышева Меленковского уезда Владимирской губернии, служившего в то время настоятелем Св.-Успенской церкви в ст. Медведовской Кубанской области. Отец будущего героя также являлся заслуженным человеком и много сделал для развития церковно-приходских школ в Кубанской области, за что был Всемилостивейше сопричислен к императорским орденам Св. Анны 2-й и 3-й степеней и Св. Владимира 4-й степени [23].
Подвиги, которые совершал о. Сергий с обычным ему смирением и хладнокровием, вселяли в сердца воинов уверенность в конечную победу, изгоняли страх и сомнения. Так, в июне 1915 г., во время наступления русских войск в Буковине, батальон попал в очень тяжелое положение. Дойдя до проволочных заграждений и перерезав первый ряд проволоки, пластуны попали под убийственный огонь противника. Ряды пластунов таяли, сметаемые ураганом свинца и стали. Держаться далее не было никаких сил. Пластуны, в количестве двух сотен, залегли в небольшой лощине, которая находилась недалеко от рядов колючей проволоки, но и там находиться было жутко и страшно. Отойти бы назад, думали они шагов на сто, и было бы хорошо! И в этот момент раздается громкий и отчетливый голос о. Сергия Тихомирова: «Братцы! Держись до конца, я с вами»… - «Хлопцы, батюшка с нами, не сдадимся! Держись до конца!». – раздались голоса пластунов. Дело в том, что о. Сергий Тихомиров шел к проволоке впереди пластунов, и с ними же залег в лощине. Голос о. Сергия, точно электрический ток, пронесся по рядам пластунов и оказал мистическое действие. Несмотря на стихийную силу огня, пластуны продержались в этой лощинке целую ночь и следующий день, после чего, под прикрытием следующей ночи, были отозваны назад.
Другой случай произошел 25 августа 1915 г., когда австрийцы стремительным ударом прорвали оборону одной из пехотных частей и огромной массой хлынули в образовавшийся прорыв, в самый разгар боя, одна из сотен соседнего батальона попала в сферу жесточайшего огня противника и залегла не в силах двигаться дальше, в этот момент мимо нее проследовали части 8-го пластунского батальона, в котором служил о. Сергий Тихомиров. Батальон спешно проследовал дальше, а о. Сергий, видя лежащую сотню и ее тяжелое положение, подошел к ней во весь рост, сказал несколько слов пластунам, быстро прошел вперед, поднял высоко над головой крест и крикнул: «За мной, братцы, вперед!» Точно вихрем снесло пластунов… Они бросились за батюшкой и, несмотря на огонь и громадные потери, безостановочно дошли до удара в штыки... Австрийцы были разбиты и отступили.
Третий случай произошел 28 августа. Во время общего наступления, происходившего на открытой местности, когда о. Сергий, в самый разгар боя, вдруг появился с посохом в руках, в стороне от холма, направляясь к своему батальону медленным и размеренным шагом. В двух шагах от него рвались снаряды, обдавая о. Сергия густым порохом и комьями мокрой грязной земли. Пули свистели вокруг него, словно пчелы, но он шел вперед, не замечая ничего, кроме тяжелого положения своего батальона. Вдруг о. Сергий остановился, поднял крест и трижды осенил пластунов крестным знамением. Своим примером беззаветного мужества и презрением к смерти он укрепил сердца русских воинов и помог им выдержать натиск врага и выполнить боевую задачу, поставленную перед ними.
И наконец, события декабря 1915 г, когда, во время наступления по всему фронту, пластунам было дана задача овладеть высотой № 298. Несмотря на то, что в ходе ожесточенного сражения пластуны заняли австрийские окопы, удержаться там им не удалось из-за мощного, сокрушительного огня неприятеля, и они вынуждены были отступить назад. В это время о. Сергий вышел вперед и громко скомандовал: «За мной, ребята! Умрем за Царя и Родину!». И дело было сделано. С криком «Ура!» бросились пластуны на австрийцев, дошли вплотную к окопам и там у самого бруствера залегли, после чего священник медленно, даже не пригибаясь, вернулся в свои окопы. И таких подвигов о. Сергия Тихомирова не перечесть!
В журнале «Русский инвалид» № 110 повествуется также о том, как 21 и 22 января 1916 г. о. Сергий, который являлся не только священником 8-го пластунского батальона, но и благочинным бригады, собирал трупы русских воинов на поле боя, извлекая их из проволочных заграждений прямо ввиду неприятеля, причем его не в силах были остановить ни разрывы бомб, ни ружейная стрельба по нему… [24].
Последнее, что известно об этом удивительном и отважном священнике-герое, это то, что 27 января 1917 г., приказом № 25 по Кавказской армии, он был награжден орденом Св. Анны 3-й степени с мечами, а затем эвакуирован в тыл для лечения… [25].
В заключении, еще один интересный факт. В партизанском отряде Л.Ф. Бичерахова служил священник Богомолов [26], который «за оказанные боевые отличия, за проявленное беспримерные мужество и доблесть, стойкость и храбрость» награжден орденом св. Анны 3-й степени с мечами и бантом и орденом св. Анны 2-й ст. с мечами [27].
К награждению, на наш взгляд, имеется весьма важное разъяснение самого Л. Бичерахова, «как единственного, - по его словам, - и по преемству представителя здесь на Кавказе Российских Военных Властей, … чинов армии и флота Кавказа …», который свои приказы о награждении предварял следующими словами: «В то время, когда все фронты Великой Российской армии против внешнего врага перестали существовать, когда ей и стране был навязан позорный Брестский мир, здесь на Кавказе доблестные сыны России верные своему долгу перед Родиной и союзническими обязательствами, одни, до конца, плечом к плечу с братьями по оружию – нашими союзниками, защищали Российскую территорию от турко-немцев».
Итак, на наш взгляд, представленные материалы достаточно ярко открывают перед нами необыкновенные качества русского православного духовенства, выказывавшего в годы Великой войны 1914-1918 гг. не только примеры смирения и милосердия, но также мужества и поистине рыцарской храбрости, ведь они не только перевязывали раненых, ободряли упавших духом и отпевали погибших, но, в одном ряду с полковыми командирами, храбро поднимали в атаку русских воинов, как в свое время вдохновляли на борьбу с врагом беззаветные монахи Пересвет и Ослябя, посланные на битву с татарским темником Мамаем, Великим Игумном Земли Русской Сергием Радонежским, который и ныне светит нам, как незаходимая звезда Русского Православия.
Примечания:
1. Энциклопедический словарь. Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. С-Петербург, 1892. С. 845-846.
2. Ставропольские епархиальные ведомости. № 28. 17 июля 1916 года. С. 896-910.
3. Кубанский край, 8 июля 1915 г. № 1632-147. Статья «Военное духовенство».
4. Кубанский край, 8 июля 1915 г. № 1632-147. Статья «Военное духовенство».
5. Наперсный крест на Георгиевской ленте был учрежден специальным указом императора Павла I в 1790 году. Кабинет Его Императорского Величества иногда награждал наперсным крестом на Георгиевской ленте полковых священников за героизм, проявленный в период боевых действий, например, священник Полоцкого пехотного полка Т.Е. Куцынский за героизм, проявленный при штурме Измаила в 1790 году, получил осыпанный бриллиантами наперсный крест на Георгиевской ленте, 500 рублей единовременно и ежегодную пенсию в 300 рублей // Ионина Н. 100 Великих наград. Награды Русской Православной Церкви.
6. Кубанский казачий вестник. Екатеринодар, 1 мая 1916 г. №18.
7. ГАКК. Ф. 436. Оп. 1. Д. 554. Л. 392-об-393.
8. Ф. 396, оп. 5, д. 57, л. 20об.; Кубанский казачий вестник. 22 ноября 1915 г. № 47.
9. Кубанский казачий вестник. Екатеринодар, 1 мая 1916 г. №18.
10. Кубанский казачий вестник. 22 ноября 1915 г. № 47
11. Ф. 444, оп. 2, д. 24, л. 96; Ф. 396, оп. 5, д. 56, л. 159-об.
12. Ф. 396, оп. 1. д. 10826, л. 64об.; Кубанский казачий вестник. 22 ноября 1915 г. № 47.
13. Кубанский казачий вестник, 5 июля 1915 года, № 27.
14. Кубанский казачий вестник. 22 ноября 1915 г. № 47 (№ 693). С. 10-11.
15. ГАКК. Ф. 396. Оп. 2. Д. 269. Л. 10об-11.
16. Кубанский казачий вестник. 1 мая 1916 г. №18; ГАКК. Ф. 396. Оп. 1. Д. 11111. Л.2; Оп. 5. Д. 27. Л. 12, 61-об.
17. Кубанский казачий вестник. 22 ноября 1915 г. № 47 (№ 693). С. 10-11.
18. ГАКК Ф. 396. Оп. 1. Д. 11197. Л. 94, 11-об.; Кубанская мысль, № 115-31 от 09.02.1916)
19. Кубанский казачий вестник. 22 ноября 1915 г. № 47 (№ 693). С. 10-11; ГАКК. Ф. 396. Оп.1. Д. 11173. Л. 104об., Ф. 444. Оп. 1. Д. 89. Л. 15; Д. 9. Л. 107, 108, Д. 70. Л. 164, 264-об.; Д. 123. Л. 117-об.; Оп. 2. Д. 5. Л. 57-об., 80.
20. Ставропольские епархиальные ведомости. № 30. 31 июля 1916 г. С. 975-977.
21. ГАКК. Ф. 396. Оп.1. д. 11173. Л. 104-об.; Ф. 444. Оп. 1. Д. 14. Л. 67-68-об., 141; 237-237-об., 302-302-об.; Д. 89. Л. 15; Д. 9. Л. 107, 108; Д. 25. Л. 78; Д. 70. Л. 110-110-об., 164, 264-об.; Оп. 2. Д. 5. Л. 57-об., 80, 361.
22. ГАКК. Ф. 436. Оп. 1. Д. 554. Л. 392-об-393.
23. ГАСК. Ф. 135. Оп. 64. Д. 507. Л. 74-об. Оп. 70. Д. 853. Л. 148-об. – 151-об.
24. Ставропольские епархиальные ведомости. № 28. 17 июля 1916 года. С. 896-910.
25. ГАКК. Ф. 444. Оп. 2. Д. 24. Л. 56; Ф. 396. Оп. 5. Д. 56. Л. 166.
26. Бичерахов Лазарь Федорович (1882-22.06.1952). Полковник (1917). Генерал-майор Великобритании (09.1918). Окончил 1-е реальное училище в Петербурге и Алексеевское военное училище в Москве. Участник Первой Мировой войны: в 1-м Горско-Моздокском полку (1914— 1915). В Кавказской армии на Иранском фронте — командир Терского казачьего отряда; подъесаул; 1915 — 1918. Отошел (06.1918) к Энзели (ныне Иран), где заключил (27.06.1918) с англичанами (генерал Л. Денстервиль) договор о совместных дей-ствиях на Кавказе. Десантировал (01.07.1918) свой отряд в станице Алят (в 35 км от Баку) и объявил о согласии сотрудничать с правительством (СНК) бакинской Коммуны (большевики) и одновременно с правительством Азербайджанской буржуазной Республики (образована 27.05.1918) во главе с мусаватистами. Открыл (30.07.1918) фронт приближающимся к Баку турецким войскам, уведя свой отряд в Дагестан, где захватил Дербент и Петровск-Порт (Махачкалу) при поддержке англичан. Бакинское правительство запросило (01.08.1918) англичан о помощи: англичане высадили 04.08.1918 десант в Баку. Одновременно турецкие войска продолжали наступать на Баку, и туркам штурмом удалось 14.08.1918 овладеть городом. Англичане бежали в Петровск-Порт (ныне Дербент) к Бичерахову, а позже вместе с отрядом Бичерахова вернулись в Энзели (Иран). Тем временем генерал Бичерахов, установив контакт с Деникиным и Колчаком, прочно обосновался (09.1918) со своими войсками в Петровск-Порте. 11.1918 вернулся в Баку вместе со своими войсками, где в 1919 г. англичане расформировали части Бичерахова. Перешел на службу в войска Западно-Каспийского района Дагестана ВСЮР генерала Деникина 02.1919. В 1920 г. эмигрировал в Великобританию. В эмиграции с 1919 г.: Великобритания, Германия (с 1928 г.). Умер в Ульме в Германии.
Следует отметить, что партизанский отряд Лазаря Бичерахова оставался и после переворота 1917 года чуть ли не единственной воинской частью, не признавшей переворот и продолжавшей воевать как и прежде, награждая своих бойцов воинским наградами Императорской России, в том числе и солдатскими Георгиевскими крестами // dic.academic.ru › dic.nsf/bse/69606/Бичераховы.
27. Приказ Главнокомандующего войсками и флотом Кавказа Л. Бичерахова № 324 от 14.12.1918 г.