Сундук здоровья. Гл. 7. Как я попал в шахту

Максим Максимов 50
Глава 7. Как я попал в шахту. Первый звонок.

Следующий, еще более крутой поворот, взлет или – черт его знает, как это назвать? – произошел в 1985 году, летом.
Месяц – не помню, да это и не важно.
А дело было вот в чем.
Не знаю, как у меня обстояло дело с сердечнососудистой системой в детстве, но, насколько я помню, раза два или три со мной бывали обмороки.
Из тех, что помню точно: один раз, в качестве зрителя, еще в дошкольном возрасте - на футбольном матче.
Тогда это расценили, как солнечный удар.
Второй – в возрасте 15 лет – в бане (не в парной!) потерял сознание и упал, да так неудачно, что отколол край зуба.
Хотя никогда на здоровье не жаловался, даже одно время занимался штангой, и в 16 лет выполнял нормы третьего мужского разряда.

Серьезный звонок прозвучал, когда мы с женой приехали в гости к ее родителям, в Казахстан.
Ее брат работал в шахте забойщиком, а я всегда отличался изрядным любопытством.
И мне до зарезу загорелось побывать в шахте, посмотреть, что это такое, и с чем это едят.

Наконец, когда шурин вышел в ночь, в последнюю перед выходными днями смену, он взял меня с собой.
Расчет был прост: в ночную смену начальства всегда меньше, и есть возможность расслабиться.
Шурин объяснил ситуацию и сдал меня дежурному мастеру, а сам отправился в забой.
Он работал на перфораторе, то есть, бурил в породе дырки под взрывчатку.
Естественно, что он там мог показать и о чем рассказать, в закутке своей норы, да еще под грохот перфоратора?

Мастер раздал задания и отправился по рабочим местам.
Я – за ним.
Шахта – это вертикальная дыра в земле, называемая «ствол».
А от этого ствола в разные стороны, на разной глубине, отходят горизонтальные дыры, называемые «штольни».
Или «горизонты».
По глубине эти «горизонты» проложены на расстоянии в 45 метров друг от друга, и это значит, что мы спустились в «клети» под землю, на седьмой «горизонт», больше чем на три сотни метров.
Но теперь, пешком, с горизонта на горизонт надо было попадать только по вертикальным металлическим лестницам.

Мастер бодро шагает впереди, я – за ним.
Горизонтальная штольня, забой, проверка работы в одном месте…
Потом опять штольня, потом подъем на горизонт выше…
Опять штольня, опять забой…
Потом опять подъем на следующий горизонт…
45 метров, по вертикальной лестнице…
Потом – опять, вверх-вниз, туда-сюда…
Сколько мы так ходили – я не помню.
На вид мужичку – чуть за сорок, я – в два раза моложе!
Но он-то – привычный, а я-то – первый раз!
Но - отставать, показать себя слабаком?
Вперед!
Вернее, за ним!

Однако шахта - она и есть шахта.
И не зря горняки выходят на пенсию на десять лет раньше.
В груди у меня, в области сердца, уже не просто что-то колет или что-то ноет…
Там уже что-то булькает, что-то куда-то и во что-то из чего-то переливается…
Перед глазами – круги…
Ну, все, думаю, еще один «горизонт» и – кранты!
Как залез под землю, тут мне и остаться…
И света белого мне больше не видать…

И тут – что-то знакомое в облике очередного чумазого мужичка, в очередном забое!
Мастер привел меня к шурину.
Я упал на кучу отвальной породы и забылся мертвым сном до утра…

То ли от того, что теща напоила меня дома какой-то самопальной отравой, то ли от того, что мы с шурином уехали на рыбалку и двое суток провели на великолепной весенней природе, у воды, посреди леса…
Тишина, масса кислорода, птички поют…

Но - все эти чудовищные катаклизмы внутри меня стихли…
И долгое время шибко меня не беспокоили.
Но - не прошли бесследно.


Следующая,  8  глава – Роковые для мужчин, сороковые…
Начало Сундук здоровья – Гл.1 – Ну, достало! - http://www.proza.ru/2016/05/25/500