Страховка

Анна Сивак
Ой, Любушка! Какое время сейчас! Всё страшнее и страшнее жить. И всё на женских плечах. От моего Сергея помощи не жди, от сына тем более. Молодёжь сейчас живёт как во сне. Я одна обо всём забочусь. Не представляешь, как устала.
Да, вот к чему я. Ваша «Ока» жива ещё?
Да неужели?
А застрахована?
Ну правильно. А мы долго на новую машину копили. Старой уж столько лет, сколько мы с тобой не виделись. Так и сдали её в металлолом за год до покупки новой. Я всё думала: с машиной, конечно, удобно. И на рынок съездить, и на дачу к сестре, внука возить. Да и мой привык. Любит водить, на рыбалку ездить. Но сама знаешь, сколько денег эта консерва жрёт. А бумаг сколько, а на дорогах сейчас что творится. Мой упёрся — хочу и всё, а с бумагами, говорит, ему ж возиться, а не мне. Уговаривала, уговаривала подумать — берём и всё!

Мы на пенсию никак уйти не можем из-за Ладушки нашей новой. У меня смена вторая в девять заканчивается. Ты не представляешь, как страшно возвращаться в темноте. Ты нашу улицу помнишь? Старинные двухэтажки на окраине. Асфальт разбит. Ни проехать, ни пройти. Прохожих мало, гаражи, собаки. Я купила газовый баллончик на случай. И, когда иду, его в руках держу.

Ой, Люба! Чуть не пригодился мне зимой. Иду, смотрю: молодой человек у мусорных баков стоит, оглядывается. Нездешний. Сам в капюшоне, сутулый. Руки в карманах. А на улице никого! Думаю: что озирается-то? Увидел меня, пошёл. Я баллончик в руке у груди держу — вдруг у него нож. Говорит:
- Извините, а где здесь второй дом?
Я научена. Читала, что с такими решительно надо говорить, сурово. К себе не подпускать.
- Какой ещё второй? - спрашиваю.
К фонарю шаг сделала, чтобы он баллончик разглядел. Он на мою руку пялится и говорит:
- Улица Южная, два.
- Там, - говорю. И назад показываю рукой резко. Он испугался, по-моему.
- Спасибо, - буркнул.

Я его пропускаю, шаг назад делаю, а он шарахается. Оглядывается. Я подождала, пока уйдёт подальше — и бегом домой. Посмотрела на баллончик. Срок годности почти истёк. Если бы прыснула, может парень разозлился ещё больше. Не пригодился. Купила новый. И тебе советую. Там же живёшь? Нет? На людной улице не нападают, да. А кошельки вытаскивают — сумку держи.

У меня вот так вытащили, то есть вырвали из рук. Я в толпе на остановке стояла, сумку к себе одной рукой прижала, чтобы не оттёрли. В другой руке пакет с продуктами был. А он хвать и побежал. Только поскользнулся, упал. Я крик такой подняла, полицию вызвали. И вор попался, и я при своём осталась. А Сергей-то мною недоволен был. Ругал, неблагодарный. Сказал, если бы сумку нормально держала, никто бы и не пристал. Как же!

А на утро видела парня этого. Оказывается, это Светы из второго дома ухажёр. Стоят у подъезда, он курит и на меня ей кивает. Она здоровается, улыбается так. Вот девка! Родители уехали на два дня, а она сразу парня в постель зовёт, не стесняется. Совсем недавно в куклы играла. Хотя нет... Школу давно закончила, работает где-то.

Ладно. О чём это я? О машине. Застраховали мы Ладушку. Тоже денег столько на страховки уходит в никуда: квартира, машина, ещё что-то. Как жалко денег! Кухню давно бы уже отремонтировали.
Я нервничала. Сергей редко водил с тех пор, как мы машину первую сдали. За это время в нашем маленьком городе пробок прибавилось. В вашем тоже? Каждое утро ему твердила: осторожно, осторожно! Нет, въехал всё-таки в одного, два с небольшим года назад. Терпения не хватило: хотел проскочить на зелёный. Ну и крик, ДПС, штраф. Машина наша, хорошо, чуть-чуть только помялась. Ремонтировали за свой счёт, конечно. Страховка собственную дурость не оплачивает. Теперь только заспорит со мной, я ему это напоминаю. Молчит. Крыть нечем.

И в деньгах разве всё дело? Сейчас детей рожать страшно. А мой сынуля с невесткой не боятся. Да, ты ведь не знаешь, что Гена наш женился? Давно. И сразу квартиру снял двухкомнатную. Я говорила:
- На какие шиши снимать-то вы её будете? У нас квартира маленькая, но всё-таки две комнаты. В одной мы с отцом, в другой вы. Потом видно будет.
Нет. Хотят отдельно. И Серёжа их поддержал. Поселились, правда, недалеко: у заброшенного парка. И невестка Оля ничего, хорошенькая. Спокойная, квартирку чужую хорошо обустроила. Только под стать Геннадию нашему. Такая же беспечная.
 
Говорила я им:
- Не торопитесь с ребёнком. Обеспечьте себя сначала.
Нет. Не слушают. Гена сказал:
- Мама, у меня бы так ни жены, ни детей не было.

Родился Павлуша, внук наш. Так на деда похож. Глаза зелёные, волосики чёрные. Чувствую, такой же красавец будет. Жаль фото нет, а то бы показала. Умный малый, первый класс закончил. А конструктором как увлёкся! Не дома, а замок целый построить может.
Кстати, а твои как? В хоккей играет? Ой, Любаш, да ты что! Осторожно! Там такие травмы получают! Обязательно застрахуйте его. Здоровье с детства не сбережёшь — потом не вернёшь.

Я о чём? За Павлушкой ни сын, ни Ольга не следят как следует. Разве можно ребёнка одного сейчас пускать гулять? Живут у парка бывшего. Вернее, хотели там парк сделать, да бросили. Там все дорожки давно заросли. Пруд в грязную лужу превратился. Лес, глухой лес! Но мы туда вместе ходим, пикники устраиваем, барбекю, шашлыки на мангале. Это ведь не запрещено сейчас. Только, я вижу, Павлик бегает, а родители и не смотрят.

Мне пришлось ребёнком заняться. Встала, подвела его к пруду его, объясняю:
- Ты здесь не купайся. Видишь, какая вода тёмная и грязная? И с мальчишками сюда без родителей не ходи, костры не жги: спалишь тут всё.
Ему интересно:
- А зачем костры жечь?
- Раньше на кострах еду готовили. Индейцы, например, путешественники. Картошку запекали в углях. Стреляли дичь, рыбу ловили и на костре её готовили. Но сейчас ведь плита есть. А на мангале шашлыки жарить только папа с дедушкой умеют. Не так ли?

Вижу, невестка на меня так поглядывает нетерпеливо, будто я глупость какую говорю. Я продолжаю: по деревьям не лазь, гадость всякую с земли не подбирай, малину с куста не ешь. В старых пнях змеи могут водиться.
Сын тоже обернулся, на меня смотрит. С женой переглянулся и говорит:
- Да нет тут ядовитых змей, мама. Ужи только. Садитесь есть. Павел, за водой сбегай, угли потушить.

Сбегай! Там берег после дождя скользкий. Я кричу: осторожно. Да поздно. Упал внук, одежду испачкал.

Через неделю захожу к ним. Смотрю: ноги у внука искусаны, оцарапаны, коленки ободраны. Ясно: в парк одного отпустили. Сын рассказал:
- С мальчишками пошли змей искать в трухлявых пнях у воды. Мальчики его старше — смеются над ним. Говорят: «Если не боишься, все пни осмотри». Он и осмотрел, исцарапался, потом в воде им что-то понадобилось.

Невестка добавила:
- В шортах пошёл. Я ему напомнила, что мы всегда, когда в парк идём, брюки надеваем. Будем знать: если Павлик штаны в жару натягивает, значит в парк собрался.
Нет, ты подумай! Как будто и в штанах там можно шляться. Главное, оба смотрят на меня так, будто я во всём виновата. Начитались новомодных книжек про воспитание, а чтоб родителей послушать… Оля ещё рожать собралась, представляешь? Ужас! Не знаю, что будет.

Да, про машину я тебе не досказала. Недавно поругалась со своим из-за неё. У меня давление от нервов поднялось - и он один на дачу к сестре уехал. Звонит потом: фара разбита. Там строители арматуру кривую бросили. Наехал на один конец, а другой в фару попал. Я успокоилась. И муж цел, и по страховке фару нам заменят. Всё-таки не зря носимся, бумажки заверяем.
 Ой, Любаш! Какое время сейчас! Всё страшнее и страшнее жить...