Адам и змея

Юрий Козиоров
     И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред
     всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве
     твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей.
                Бытие, 3:14.


     Поле было неровным и каменистым. Змея с трудом и очень медленно продвигалась вперед и, в конце концов, остановилась и растянулась на траве, положив голову на кочку. Адам, который обрабатывал поле мотыгой, увидел змею и вспомнил, как Бог предупреждал, что человек будет поражать змей в голову, а те будут жалить человека в пяту. Поэтому Адам стал осторожно приближаться к змее, держа мотыгу перед собой. Но, подойдя поближе, увидел, что змея тяжело дышит, и ему показалось даже, что змея плачет, хотя слез не было видно. Когда он приблизился, змея подняла голову и сказала:
     – Не трогай меня, я отдохну немного и уползу.
     Прошло уже несколько сотен лет, как Адам покинул рай, но он не разучился еще понимать язык зверей *. Выслушав змею, он спросил:
     – А что с тобой?
     – Очень устала.
     Адам весь день мотыжил землю и полагал, что самая тяжелая работа на земле досталась ему. Поэтому он сказал с иронией:
     – С чего бы это?
     – Попробуй лечь на живот и, не используя ни рук, ни ног, проползти хотя бы до края поля.
     – Действительно, не весело. Но ведь ты сама виновата в том, что Бог лишил тебя рук и ног: зачем было уговаривать Еву съесть яблоко.
     – Да меня там и близко не было.
     – Ну значит, кто-нибудь из вашего же рода.
     – И это не так, ни одна змея не позволила бы себе такое. Нас же считают мудрыми.
     – Так кто же это был?
     – Дьявол. Он принял вид змеи и соблазнил Еву съесть яблоко с запретного дерева. А Ева съела, да и тебе дала попробовать.
     – Вот это да! Так что же Бог так и не разобрался, кто на самом деле соблазнил Еву?
     – Поначалу не понял, а когда разобрался, сказал «что сделано – то сделано», да так и оставил нас без рук и без ног. Он утверждал, что мы, змеи, когда привыкнем, станем ползать без труда и даже быстрее, чем люди бегают на двух ногах. Но когда еще это случится. Я думаю, что успею умереть раньше, чем привыкну.
     – Слушай, а Бог, когда во всем разобрался, вырвал ли руки и ноги этому дьяволу?
     – А как это можно сделать, если у него и так нет ни рук, ни ног? У него и тела-то вообще нет. Это чистый дух, а, лучше сказать, нечистый дух. Вы, люди, когда научитесь философствовать, сами будете говорить, что дьявол не материален. Беда в том, что дьявол может представляться человеку в любом обличии и легко его обманывать.
     – Понимаю. Как-то, когда я работал в поле, ко мне подошла женщина, довольно красивая. Это была не Ева и ни одна из моих дочерей. Она похвалила мое трудолюбие и вообще всячески меня расхваливала, а потом предложила уйти от Евы и жить с ней. Тогда я рассердился и замахнулся на нее мотыгой, но она вдруг исчезла. Так, оказывается, это был дьявол.
     – Он самый. Ты поступил правильно, и к тебе он больше не придет, но обязательно будет приходить к твоим потомкам и некоторых из них соблазнит на нехорошие поступки.
     – Откуда же он такой взялся?
     – Видишь ли, у Бога есть мириады служителей, которые называются ангелами, так вот некоторые из этих ангелов не захотели служить Богу и отпали от него. Они и есть дьяволы. Их любимое занятие вредить Богу и его творениям. Когда Бог сотворил людей, он отвел дьяволам специальное место, называемое Адом, и сказал, что будет скидывать им туда души умерших грешников и что дьяволы могут делать с ними все, что захотят, лишь бы не приставали к живым людям. Как бы не так! Эти нечистые и грешников мучают, и живым от них, как ты теперь знаешь, тоже достается.
     – И много ли сейчас в Аду грешников?
     – Да пока что один – твой сын Каин **.
     – Я вижу, что вы, змеи, действительно очень мудрые, столько всего полезного я от тебя узнал. Могу ли и я принести тебе какую-нибудь пользу?
     – Конечно можешь. Бог, надо отдать ему справедливость, когда понял, что змеи ни в чем не виноваты, разрешил нам есть всякую живность, которую мы сможем поймать и проглотить, а до этого заставлял нас питаться одним прахом земным. Но как ее поймаешь, эту живность, если мы ползаем пока так медленно. Я почти все время голодная.
     – Видишь мой дом на том конце поля. Понадобится, приходи: всегда тебя накормлю.
     – Вот спасибо, приду обязательно, а теперь, пожалуй, поползу дальше, я уже отдохнула немного.
     И змея поползла дальше, а Адам, забрав свою мотыгу, пошел продолжать работу, ибо Бог повелел ему в поте лица добывать себе хлеб и делать это до тех пор, пока не возвратится он в землю, из которой, как уверял его когда-то Бог, он был взят.


————————
   *Библия утверждает, что Адам прожил 930 лет.
 **Каин убил своего брата Авеля.