Почти 40

Ольга Кудряшова-Кашникова
Давным-давно это началось.
Шел осенний – последний семестр на пятом курсе… Состояние студента 80 уровня. Ощущаешь уже свою значимость, на остальных  посматриваешь свысока… Это потом, с высоты прожитых дальше лет будем смотреть на себя, тогдашних, как на глупеньких молодых петушков, гордо расхаживающих посреди прочих цыплят и пытающихся правильно кукарекнуть (что удаётся далеко не всегда, а чаще слышится  режущий ухо звук, в насмешку о котором говорится: «Дать петуха».  Ну вот, предстояла последняя сессия, которой уже практически не боялись, ходили на последние лекции, защищали последние лабораторные и курсовые...  Близился Новый год,  Иринка (моя подружка всех пяти институтских лет, с которой предыдущие четыре Новых года мы встречали вместе) уезжала на праздник  к своему жениху в Ленинград.  И вдруг однажды на перемене между парами ко мне подошёл мой однокурсник Руслан и пригласил на встречу Нового года в его компании. Я удивилась, а он, смущаясь, добавил, что там будут его друзья – студенты ТГУ. В конце концов я согласилась, выбора у меня не было, а скучать одной не хотелось.  Да и удивляться приглашению  было незачем. Я ведь почти год уже чувствовала его внимание, ловила на себе его взгляды, его особое отношение. Год назад, в зимние каникулы 4 курса, мы были в одной команде нашего института на межвузовской учебе СНО (студенческого научного общества). Вместе работали в пресс-центре, я редактировала,  писала вместе с Русланом обзоры, а он еще стихи и подписи к фото в наших органах печати – вузовской стенгазете и прочих «боевых листках». Тогда стояла снежная зима, холодный вьюжистый февраль в сосновом лесу, несколько двухэтажных корпусов пионерского лагеря на десять дней заняли  десятков пять замечательных молодых  парней и девчат, элита тюменского студенчества, только что сдавших сессию. С утра до обеда приходилось сидеть на надоевших, хотя порой и интересных лекциях, участвовать в дискуссиях, самим выступать перед немалой аудиторией. Но зато после обязаловки энергия,  бурлившая  через край, выходила наружу. Мы хватали лыжи, устремлялись по нехоженым сугробам в зимний лес, прокладывали лыжню, просто барахтались в  снегу, забрасывали друг друга снежками, хохотали до упада. Вечерами собирались у кого-нибудь в комнате, пели под гитару, придумывали и репетировали номера для выступления на концерте или на дне вуза, танцевали на дискотеке (тогда это называлось просто «танцы»). Руслан часто приглашал меня танцевать, но и другие парни тоже, на отсутствие успеха я не жаловалась. Но однажды мне вдруг приснилось, что я выхожу замуж за него. Утром проснувшись, я была поражена, ведь и в мыслях такого не было. Рассказала девчонкам, они дружески пошутили надо мной, вместе от души посмеялись. А когда вернулись в город, начались пары следующего семестра, с Русланом мы были хорошими товарищами.
Так вот, о  новогодней вечеринке, последней в студенческой жизни. В назначенный час мы встретились у магазина «Восход» и отправились на место. Оно оказалось в том же доме,  зашли в подъезд со двора, поднялись по лестнице на 3-ий этаж. В квартире гремела музыка, а Руслан принёс ещё редкие пластинки с собой – он слыл среди студентов редким  меломаном. Несколько парней и девчонок приветствовали нас, особенно меня поразила широкая улыбка и лёгкость в общении Саши Романова, как представил Руслан своего лучшего, ещё со школьной парты, друга.   Сашка начал разговор с мной, будто мы только вчера расстались, хотя я видела его первый раз в жизни.   
 А между тем последние приготовления к встрече Нового года шли вовсю.   Компания, видимо, давно  сложилась, только я была новичком. Девушки, не переставая болтать,  суетились над завершающими штрихами праздничного стола.  Обсуждали предстоящую сессию, преподавателей, разные смешные и интересные ситуации. Кто-то их них учился на инязе, а здесь же была дочка декана  этого факультета, но студентка геофака. Разговор крутился вокруг этого.   
Встречали 1975 год. Год нашего выпуска из института (это было известно). А что потом он принёс, этот год… В то время в моду входил японский календарь (когда каждый год посвящается какому-то животному – одному из двенадцати). Вроде бы наступал год Обезьяны,  девчонки важно обсуждали, какие наряды и макияж понравятся этой зверине. Сейчас думаю: вот умора! Нашли о чём тогда переживать! Как угодить ОБЕЗЬЯНЕ!
За шумом-гамом, болтовнёй и приготовлениями стола пролетели 2-3 часа, наступил Новый год. Понятно, шампанское, пробка в потолок, крики неуёмной радости… Девушки пили шампанское, парни – по-моему, что-то покрепче. Оживление, смех, радостные восклицания – праздник в разгаре. В один из походов на кухню для смены блюд кто-то из  женского круга сказал, видимо, желая как-то меня приободрить (теперь я понимаю, что выглядела тогда несколько скованной,  как и вообще в новой компании),  что наконец-то Руслан привёл свою девушку.  Результат это принесло обратный.  Меня возмутило до глубины души, что Руслан так мог меня позиционировать. Конечно, я промолчала при девицах, но выплеснула всё негодование на него, оказавшись наедине в комнате. Руслан, и так-то нерешительный и скромный, сразу сник. Но зашёл Романов, как обычно широко улыбаясь, увидел наши постные рожи, как ни в чём не бывало завёл разговор, даже я включилась, а Руслан всё сидел, как в воду опущенный. Парни курили на кухне, дым проникал в квартиру, алкогольный градус у народа всё повышался,  мне стало тоскливо и захотелось уйти. Я засобиралась, мой виноватый поклонник взялся меня проводить.
Шли пешком по ночному праздничному городу, вокруг веселился народ. Путь довольно далекий, но весь пролегал по главной улице города. Люди гуляли парочками и шумными компаниями, а мы двигались медленно и молча.  Руслан так и не справился с неловкостью, я гордо считала себя оскорблённой. Наконец у дома моей тёти сухо попрощались, и он пошёл назад.   Потом Руслан рассказывал,  что, идя пешком, на автобусной остановке у Спортсквера нашёл Романова, спящего на зимней скамейке среди сугробов. Растолкал друга, потащил домой. Романов пытался объяснить, что ждал его, своего друга, боялся за него. Чего боялся? И за кого? Хорошо, что минус в ту ночь был не суровый, как обычно у нас в Зауралье в декабре-январе. 
После Нового года – написание и расчет дипломного проекта. Лекций уже не было, сами рассчитывали, выбирали, проектировали, чертили листы 24 формата тушью,  писали записку (расчётно-пояснительную), консультировались у руководителей и специалистов, подписывали готовые  части, выполняли план по процентам…
24 июня я защищала диплом. Когда вышла из аудитории, где заседала ГЭК, я увидела маму. Худенькая, измученная смертельной болезнью, она дожидалась меня в коридоре среди беспорядочного нагромождения столов и стульев (в институте шёл ремонт). В руках она держала огромные розовые пионы. Она смотрела на меня своими преданными глазами, в которых светилась огромная любовь, читалась тревога, желание пожертвовать чем угодно ради счастья своего ребёнка. Да, я для неё в 23 года оставалась ребёнком. Мы поехали домой (маму на день отпустили из больницы). Обсуждали прошедший день и мою защиту. Когда мамочка ждала  окончания моей защиты, многие наши ребята из группы тоже там находились, ожидая результатов. А я всегда раньше рассказывала маме почти обо всем, о своих друзьях, однокурсниках, знакомых. И мамочка обратила внимание на Руслана (она не знала в лицо  практически никого из моих однокурсников, только по моим рассказам), с ним многие разговаривали, называя по имени. Мама сказала, что уважительно, и что Руслан ей очень понравился. Я удивилась, что он там присутствовал, ведь сам он «отстрелялся» несколько дней назад,  защитил диплом первым по списку. Много позже Руслан сознался, что специально пришел «поболеть» за меня, видел тогда мою маму с букетом розовых пионов, и тоже удивился и восхитился ею.
В один из тех жарких июньских дней, и радостных, и невыносимо трагичных (я защитилась и получила диплом, показала его маме за три дня до ее смерти),  стоя на пыльной суетной автобусной остановке, я случайно заметила смутно знакомое лицо и широкую улыбку парня, шагающего прямо ко мне. Романов шел из универа домой пешком и увидел меня.
- Привет, привет! – открытость души и легкость общения с Сашкой удивили меня еще полгода назад, при первом знакомстве. Сама-то я полная противоположность в этом плане. А он продолжал:
- Вот, вчера праздновали День рождения Руслана! Повеселились! А тебя чего не было?- легко, но испытующе поглядывая на меня, Романов запустил пробный шар.
- Руслан со мной не разговаривает! – я не нашла ничего лучшего, чем надуть губки.
Сашка еще поболтал немного о том, о сем, я села в подошедший автобус, он помахал мне, так же широко улыбаясь.
Через день или два я забежала в институт  за чьей-то подписью в обходном перед вручением диплома. По коридору шел озабоченный Руслан, увидев меня, остановился, глаза заблестели удивленно и радостно:
- Говорят, ты с Романовым виделась?
- Да, а еще говорят, что сарафанное радио только у девчонок распространено!
Поговорили о том,  о сем, о защитах, я сказала, что моя мама в больнице. Лицо Руслана участливо посерьезнело, он попросил:
- Запиши мой телефон, звони, пожалуйста, если понадобится моя помощь, вообще позвони как-нибудь!
Я неопределенно пообещала. На том и расстались. Конечно, сейчас покажется странным, что не у меня попросили номер телефона. Да просто тогда сотовых не изобрели еще, а домашнего у нас с мамой тоже не было.
Вспомнила я о телефонном номере Руслана через месяц-полтора после маминой смерти, ощущая неизбывное горе, пустоту, безысходность и пытаясь хоть как-то с этим справиться, найти утешение, поддержку, помощь. Но в трубку мне ответил немолодой женский голос (его бабушки), что Руслана нет, он в Москве. Я изливала свое горе, свою потерю, свои переживания дневнику. Он всегда был моим лучшим другом.
А Руслан в это время тоже писал.  Стихи. Потом подарил мне. «Купава» назывались. 
Встретились мы в конце августа или в начале сентября – не суть важно. И началась новая эра в моей и его жизни. Я приезжала по выходным в город. Мы бродили по улицам, ходили на концерты и спектакли, в кино и к друзьям, слушали музыку у него дома, он сочинял стихи и песни, посвящал их мне и исполнял для меня. Я всегда была романтиком, а кроме того, женщина любит ушами. Мы рассказывали друг другу обо всем, что происходило в нашей жизни до встречи  друг с другом.  Мы сопереживали друг другу, было счастьем найти отклик на свою проблему у другого человека. Мы поняли, что каждый из нас нашел в другом свое счастье и решили быть всегда вместе. В ноябре мы объявили родным и друзьям, что решили пожениться. И что свадьба будет не раньше, чем через год после смерти моей мамы. 14 апреля мы подали заявление в ЗАГС, а свадьба состоялась 3 июля.