Домашнее задание

Петр Панасейко
              Урок алгебры в седьмом  классе начался с проверки  домашнего задания. В итоге получилось, правильно решил задачи только один ученик Андрей Сеньков. Это при всём том, что он не «блистал» по этому предмету ранее.
         
        - Вы что, всё за лето забыли, что мы с вами изучали в шестом классе?- спрашивал Михаил Филиппович, учитель математики.- Сегодня уже десятое сентября, пора бы о лете забыть, а вспомнить алгебру.
         Все молчали.
      
         - Михаил Филиппович, - обратилась к учителю староста класса Фрося Ермишина, - уж больно  задание вы сложное дали, не по учебнику.
         - Да, задачи с факультативного курса, это точно, но ведь Сеньков же их решил все и на «отлично».
         - Вы ему верите? Он Вас дурачит просто, за него кто-то эти задачи решил.
         В ответ в классе  запели всем известную песенку: «Папа решает, а Вася сдаёт».
       
       - Фрося, не надо обвинять человека заранее, если не знаешь, в чём дело,- последовал ответ учителя.- Андрей в шестом классе  не очень «дружил» с алгеброй, это верно, но к вашему сведению, потом были длинные школьные каникулы. Одни с утра до вечера бегали по нашему селу, другие в лагере отдыхали, третьи родителям на огороде помогали, а четвёртые, возможно, занимались самообучением. Допускаю, Сеньков мог быть в их числе.
           - Сомневаюсь, Михаил Филиппович, - не успокоилась староста, - чтобы  кто-то мог «троечника» заставить заниматься летом уроками?  Я бы никогда не смогла заниматься.
            - По себе, Фрося, не суди о других. А твои подозрения сейчас сам Андрей или опровергнет, или подтвердит. Сеньков, иди к доске и реши нам вот эту задачку на страничке  пятнадцать.
          
              В классе послышался шелест страниц: все старались узнать, какая это  задачка. Учитывая улыбку на лицах многих одноклассников Андрея, можно  точно сказать: спор выиграет  староста. Задача была не из простых. Больше всех сидела и улыбалась, понятно, Ермишина. Лицо учителя выглядело  совсем другим: он явно был на стороне «подопытного»  ученика и очень желал ему «победы» в споре со старостой. Последняя критику в свой адрес всегда воспринимала  очень болезненно.
         
              Время шло медленно, словно подыгрывая тому, кто так старательно выводил мелом на доске соответствующие алгебраические знаки и цифры. Андрей перед началом специально не стал заглядывать в конец учебника и смотреть правильный ответ. Это могло ему помешать думать. Если в шестом классе,  решая задачи, старался подогнать их решение под известный ответ, то с лета этого года  стал думать, думать, думать, прежде чем найти правильный ответ. Семиклассник думал в эти минуты, стоя у доски, разумеется,  не только о том, как решить предложенную учителем задачу. Невольно в голове «рисовался» образ той «учительницы», научившей его за лето решать сложные задачи по алгебре. Об этом в классе никто не знал. Все, кроме учителя, считали Андрея обманщиком, припоминая, как в прошлом учебном году он точно также стоял у доски и не смог решить простую задачку по алгебре. Что же говорить о более сложной?
         
              - Фрося, извинись перед Андреем, - попросил Михаил Филиппович старосту, когда ответ, к которому пришёл у доски ученик, полностью совпал с ответом в  учебнике.
              - Не буду! Вы, наверное, с ним сговорились, Михаил Филиппович?
              - Конечно. Сейчас и с тобой буду «сговариваться», иди к доске. Реши нам следующую задачку на той же странице. По сложности такая же. В ответ не заглядывай.
         
                Она подошла к доске, взяла мел в руки и приступила к решению. Через минуту Андрей заулыбался. Посмотрев на учителя, увидел, что лицо того тоже украсила улыбка. Фрося, как говорил один герой известного фильма, пошла в решении задачи  не «в ту степь». Кроме этих двоих в классе никто больше не улыбался: решение задачи для них пока что оставалось «тёмным лесом». Причина  была в том, что учащиеся за лето маленько подзабыли, что проходили в конце шестого класса. Так быстро стремились оказаться на каникулах, что не сильно вникали в то, о чём им рассказывал учитель. Решить задачи седьмого класса без тех знаний трудно. Поэтому ответ в учебнике и «передавал большой привет»  старосте.
       
                Все ждали, что будет дальше. Как и предполагал Андрей, учитель вызвал к доске его повторно. На этот раз никто в классе, включая  старосту, не сомневался, что ответы совпадут. Они совпали один к одному. Прозвенел звонок на перемену. Все  дружно убежали  в коридор, затем на улицу. У доски оставался один Андрей.
               - У меня нет слов. Молодец, Андрей! Но мне очень хотелось бы знать, как тебе за лето удалось пройти курс алгебры за седьмой класс. Ведь вы этого в школе ещё не проходили. Если это «тайна за семью печатями»,  тогда не говори. Иди с ребятами отдыхай на перемене.
         
               Ученик на перемену не ушёл. Остался, сев напротив учителя на первой парте. За несколько быстро летящих минут перемены Михаил Филиппович услышал такое, о чём сам никогда не догадался бы. Ибо такое и на самом деле трудно объяснить.
         
                … В один из воскресных июньских вечеров Андрей  со своим семилетним братом Сашей возвращался с дальнего пруда, где рыбачил весь день. Ехали на велосипеде, брат  находился  сзади и держал удочки и сумку с рыбой. Клёв был хорошим, уезжать не хотелось, поэтому и досидели, когда начало темнеть. Проезжая мимо ближнего пруда, они заметили в воде силуэт человека женского пола.
                - Отчаянная девчонка, видимо, - заметил Андрей, - купаться одной в такое время.
                - Слушай, Андрюша, -обратился к нему брат, - да она никак тонет?
                Остановившись, Андрей побежал к воде.
               
                - Ты что там делаешь, нырять тренируешься? – крикнул он с берега.
    
                Не получив ответа и, не желая терять времени, рыбак с разбега прыгнул в воду и поплыл к незнакомке. Успел вовремя. Девчонка потому и не ответила,  что довольно наглоталась воды. Её ноги свела судорога, плыть  не могла. Не задавая лишних вопросов, спасатель поплыл с ней к берегу. Искусственного дыхания делать не понадобилось: пострадавшая быстро пришла в себя физически, но морально - никак не могла. Поцелуй Андрея привёл её в чувства. Но в ответ тот получил «пощёчину».
            
               - Хороша плата за спасение утопающей? - заулыбался Андрей.
               - Ой, прости, ты кто?- удивилась незнакомка.
               - Я? Андрей.
               - А как ты тут оказался?
               - Ехал с братом с рыбалки с другого пруда.
               - А ты кто? Почему одна купаешься так поздно?
               - Отпусти брата, пусть едет, а мы с тобой пойдём пешком, расскажу.
             Саша уехал, а они вдвоём медленно пошли в сторону села. Лена (так её зовут) слово сдержала и по пути рассказала о себе.
            
              Приехала она с города к бабушке, которая живёт на окраине села. Перешла в восьмой класс. Очень любит математику, хотела летом дома позаниматься по алгебре, но родители, уехали на Юг отдыхать, а её отправили к бабушке, у которой живёт  уже неделю. Познакомилась с соседским мальчиком, своим ровесником. Стала дружить. Тот начал объясняться в любви  к ней. Возражать не стала. Он, Ваня, ей тоже понравился, но скрыл от  неё тот факт, что подруга у него  есть. Тоже восьмиклассница. Просто  хотел угнаться за «двумя зайками». Три дня подруги в селе не было, но  под вечер появилась, пришла на пруд, где они с Ваней отдыхали и увела своего любимого. Лена в состоянии шока бросилась в воду и хотела утопиться, передумав в последний момент. Однако было поздно: судорога свела ноги, стала тонуть. Что случилось дальше - известно.
            
             За разговором не заметили, как впереди показался бабушкин дом. Расставаясь, Лена спросила:
             - Андрюша, а ты алгебру любишь?
             - Нет, но тебя, кажется, полюбил.
             - Значит, полюбишь и алгебру. Бери свой учебник за седьмой класс и приходи завтра с утра ко мне, будем решать задачи. Придёшь?
             - Приду, Лена, но толку с меня не будет. Я и в шестом классе алгебру плохо знал.
             - Тем лучше, захвати учебник и за шестой класс.
               
              Проснувшись рано утром до восхода солнца, Андрей стал думать, что ему делать: девчонка-то  понравилась, но он не мог терпеть этой противной алгебры. Пока голова его думала, гадала, руки  взяли два учебника, а ноги повели к дому, где жила бабушка Лены.
               
              С этого дня и до отъезда «учительницы» они занимались алгеброй, со временем перемешивая занятия поцелуями. «Ученик» оказался не таким уж и «бестолковым», как он себя считал: вскоре  самостоятельно стал решать задачи. Сначала простые, потом и сложные. Занятия шли «по расписанию». Сорвалось оно только однажды. Сосед-восьмиклассник поругался со своей подругой,  нашедшей себе нового друга. Ничего лучшего не мог придумать, как попытаться «вернуться» к  Лене. Получив учебником алгебры по голове, свою затею оставил при себе и в сопровождении пса Фили быстро покинул дом бабушки. Уехала в назначенный срок и Лена, чтобы на следующее лето вновь приехать к бабушке и заниматься со своим "учеником" алгеброй. И не только ею… .
         
             Прозвенел звонок на урок. Снова началась алгебра (два урока подряд). Андрей боялся, сидя за партой, что учитель назовёт всем причину неожиданного его успеха в изучении алгебры, но ошибся. Тот никому и ничего не сказал. Но про себя подумал: «Какие же чудеса может совершать любовь, если она настоящая, пусть и школьная».

18.06.2016 г.

Фото из Интернета