Глава 11. Жены без проблем не бывает

Георгий Кончаков
          Светлана приехала отрабатывать свой трехлетний срок, когда Аркадий проработал в сельской школе полных два года. Для него это было постоянное место жительства. Светлану такая перспектива не устраивала. Не собиралась коренная ленинградка хоронить себя в сельской глуши. Даже Анна Каренина зачахла в благоустроенном поместье, соскучилась по развлечениям столичной жизни, потому и бросилась под поезд. Такие подвиги Светлане ни к чему. Она имеет возможности и право на достойную жизнь, ей жертвовать собой незачем.


         Аркадий пребывал в блаженном состоянии. Всё у него ладилось, всё получалось, как задумывалось. Оказался не только незаурядным преподавателем, но и успешным воспитателем, к которому тянулась, за которым следовала, которому охотно подражала школьная поросль. Непредвзятый сторонний наблюдатель признал бы за Аркадием талант педагога, что не так уж часто встречается в любой социальной среде, в том числе и учительской и потому дорогого стоит. Обращаю внимание, непредвзятый. А вот коллеги и привередливые инспектора отдела народного образования настроены иначе.


          Учителя сами по себе неплохие люди, в большинстве своём увлечены своей работой, все силы и душу отдают избранному делу. Но чувство собственного достоинства со временем, с годами тяжелеющего педагогического навыка перерастает в ощущение своего превосходства, величия в отношении приземлённых коллег. Мысли не допускают, что кто-то может лучше преподавать или больше знать в преподавании полюбившейся учебной дисциплины. Болезненно реагируют на успехи, на поощрения администрацией своих товарищей по работе. Всякий раз недоумевают, задают себе вопрос: «А почему не мне объявили благодарность? Почему не меня удостоили грамоты? Почему меня обошли вниманием?» Куда же денешься от этих вопросов и мыслей, если они ранят душу, терзают самолюбие.


          Про инспекторов-методистов и говорить нечего. Они вершители судеб. Они главные оценщики, кого возвеличить, кому безапелляционно указать на подобающее место. Они на голову выше любого школьного учителя, каких бы успехов тот не достиг в своей работе. От преподавания школьникам охотно отказались, поучать умудренных опытом и стажем учителей легче и сподручней, чем добиваться высокой успеваемости от всех без исключения ленивых, нерадивых, не очень успешных учеников. Потому и занимают, удостоены занимать высокую должность в системе образования. Они недосягаемы, потому что учителя учителей.


          Так что сами понимаете, получить признание в такой среде молодому педагогу непросто. Несмотря на покладистый характер, был задирист и горяч в споре. А самый главный недостаток, при безукоризненно вежливом обращении с начальством мог открыто высказать несогласие вышестоящим любого ранга и уровня, указать в некоторых случаях на недостаточную осведомлённость, подвергнуть публично сомнению их компетенцию в обсуждаемых вопросах.


          Взять хотя бы тот случай с пленумом райкома партии, посвященном обсуждению и одобрению решений очередного XXIII съезда КПСС.
           После каждого съезда райкомы партии должны реагировать, демонстрировать своё усердие и преданность делу коммунистического строительства пропагандой исторических решений, убедительно показывать, как самоотверженно и энергично претворяют в жизнь директивы ЦК КПСС. Потому естественно, по весне, когда ещё не закончилась посевная кампания, был проведен пленум райкома с приглашением директоров и главных специалистов совхозов района. Привлечены были и все пропагандистские силы района, в основном секретари первичных партийных организаций и главные пропагандисты сельского значения - учителя истории средних и восьмилетних школ.


          Не в первый раз на мероприятиях такого масштаба участвовал и Аркадий Львович. Он был на хорошем счету у районного партийного руководства. Зарекомендовал себя успешным лектором, выступающим перед населением в сельских клубах перед началом киносеанса. Районные партийные боссы в лице секретаря по идеологии, зав отделом пропаганды и агитации высоко ценили пропагандистские качества молодого учителя истории. Одобрительно отзывались об ораторских способностях педагога.


          Такие внештатные кадры нужны райкому. Потому без проволочек приняли кандидатом в члены партии. В те годы существовала негласная норма. Чтобы партия трудового народа не превратилась в партию не вызывающей большого доверия интеллигенции, после принятия четырех рабочих, промышленных или сельских, выделялось одно место для приёма не создающего непосредственно материальных ценностей интеллигента.


          На упомянутом пленуме всё проходило по привычному сценарию. После доклада первого секретаря райкома на трибуну приглашали представительных специалистов сельского хозяйства, которые внушительно и авторитетно рапортовали об успехах вверенных им хозяйств, о сданных государству тысячах тонн пшеницы, главной культуры и гордости Алтайского края, о надоях молока и поставках мяса. Цифры были внушительные, звучали убедительно. Далее следовали заверения о предстоящих достижениях по увеличению сельхозпродукции в закрома Родины во исполнение решений партийного съезда.


          Аркадию Львовичу с самого начала не понравился ход заседания. Он был в курсе проблем, от которых лихорадило совхозы, непреодолимые трудности с запчастями для техники, нехваткой кормов в зимний сезон, низкой урожайностью сельхозкультур и малой продуктивностью животноводства. Проблем хватало, решались из рук вон плохо. От совхозов требовали новых достижений, но не обеспечивали необходимым для выполнения взятых обязательств.


          Потому, когда председательствующий спросил, кто просит слова, Аркадий Львович вызвался на трибуну. Это было кстати для руководителей района. Пусть скажет своё слово и сельская интеллигенция, не связанная непосредственно с сельхозпроизводством.


          Аркадий Львович по привычке следил за ходом съезда, читал в "Правде" доклад Генерального секретаря, выступления делегатов, принятые решения. Он сразу обратил внимание, что впервые на таком уровне был поставлен вопрос не в общей форме, улучшать материальное положение трудящихся, добиваться существенного подъема уровня жизни
народа, более полного удовлетворения материальных и культурных потребностей всех советских людей. На съезде была поставлена задача сближения темпов роста производства средств производства (группа "А") и производства предметов потребления (группа "Б"). Было сказано, что в прошлом пятилетии производство в группе "А" увеличилось на 58 процентов, а в группе "Б" – только на 36.


          Из курса политэкономии социализма бывший студент МГУ помнил, как ученые экономисты ссылались на авторитет Ленина, провозглашавшего, что закон опережающего развития средств производства действует и при социализме. Чем руководствовался Сталин, ответят историки. Но на протяжении всех десятилетий его правления и в после сталинский период большая часть средств государственного бюджета расходовалась на развитие тяжелой промышленности.


          Об улучшении благосостояния населения страны писались и произносились декларации. Только Хрущев в Программе КПСС наметил сроки удовлетворения материальных потребностей советского человека. Они оказались не реальными и не исполнимыми. И вот заявление о необходимости обеспечить рост производства средств производства на 49-52 процента, а производство предметов потребления - на 43-46 процентов.


          В этом учитель истории усмотрел намерение высшего руководства страны внести изменения в экономический курс, пойти на значительные шаги в улучшении материального благосостояния народа.


         Этому факту посвятил своё выступление молодой учитель истории. Он сказал, что открытый Марксом закон о преимущественном развитии I-ой группы (производство средств производства) в сравнении со II-й группой (производство предметов потребления) действует и при социализме. Но закон не указывает, какова величина этого соотношения. За годы существования советской власти преимущественное развитие I-й группы определялось произвольно, по усмотрению главного правителя страны.


          Возникла диспропорция, устранение которой наметил XXIII-й съезд партии. Государство планирует увеличение капиталовложений, улучшение снабжения сельскохозяйственного производства техникой и необходимыми материалами. «Только такой подход обеспечит действительный подъем сельского хозяйства, позволит обеспечить все население страны достаточным количеством продуктов питания, а легкую промышленность сырьем,» - заключил оратор.


          Выступление учителя было воспринято аудиторией с энтузиазмом. Последующие выступающие стали делать упор на проблемах, без решения которых невозможно добиться увеличения объемов сельхозпродукции. Такой перелом в настроении участников пленума не понравился президиуму. Был объявлен перерыв. После чего взял слово секретарь по идеологии.


          Он объяснил не сильно разбирающимся в политэкономии специалистам сельского хозяйства, что учитель истории напутал и ввел в заблуждение, говоря о группах I и II. Мы специально в перерыве посмотрели соответствующую литературу. В политэкономии социализма нет никакого упоминания о I и II группах. Тяжелая промышленность обозначена группой «А», легкая – «Б», сельское хозяйство не включается ни в одну из этих групп. Следовательно, директивы съезда  говорят об увеличении производства группы «Б». Сельскохозяйственное производство должно самостоятельно обеспечить рост продукции, опираться на собственные силы и резервы, не рассчитывать на иждивенческую позицию у государства.


          Ошибочное выступление молодого учителя простительно. Политэкономию изучал по «Капиталу» Маркса, на экзамене в свое время получил хорошую оценку, но не разбирается в вопросах экономической политики. Мы, партийные руководители района, обязаны не допустить ошибок в понимании курса партии, определенного партийным съездом. Руководители и специалисты сельского хозяйства должны правильно усвоить поставленные перед ними партией задачи и приложить все силы для их решения.


          Вступать в полемику, доказывать некомпетентность партийных руководителей района, получивших образование в Высшей партийной школе и не сведущих в экономической теории, было неучтиво и бесполезно. Тем более публично. Аркадий Львович, молча, принял незаслуженную оплеуху. Он был знаком со всеми директорами совхозов. Один из них не удержался, чтобы подколоть незадачливого оратора: «Вот видите, студент, ошибочка вышла, что-то вы неправильно поняли и усвоили, а вздумали поучать тех, кто эту самую экономику на своих плечах несет». И в этом случае возражать было бесполезно.


          Что скажешь директору совхоза, у которого за плечами сельхозтехникум, и тот закончил заочно без отрыва от занимаемой солидной должности? В войну был уполномоченным по хлебозаготовкам. Умел выбивать, выполнять план, когда колхозники после его выполнения обречены были голодать, чтобы не умереть, пекли хлеб напополам с лебедой. Что теперь вспоминать это время? А бывший уполномоченный после войны пошел в гору, стал директором крупного совхоза. В один из урожайных годов совхоз и его руководитель были представлены в Москве на ВДНХ.


          Грустно было сознавать, каков уровень профессионализма у местного руководства. Потому так важно было, чтобы сельские школы не уступали городским. Дать полноценное образование каждому выпускнику сельской школы, воспитать в далёких от городских условиях всесторонне развитую личность. Разве может быть что-то менее важное и значительное? В полноценном образовании – будущее страны, осуществимость коммунизма.


          Если повседневная жизнь, работа в школе приносили время от  времени огорчения, то семейная жизнь скучать не давала.


          В школьные годы прочитал и запомнил наизусть Аркаша строки поэта Щипачева:

Любовью дорожить умейте,
С годами дорожить вдвойне.
Любовь - не вздохи на скамейке
И не прогулки при луне.
Всё будет: слякоть и пороша.
Ведь вместе надо жизнь прожить.
Любовь с хорошей песней схожа,
А песню не легко сложить.


          Юноша-школьник, не познавший любви, соглашался с поэтом, что могут быть и слякоть и пороша, что к этому надо быть готовым. Но как они выглядят, чем обернутся в семейной жизни, понятия не имел.


          Во время службы в армии прочитал поэму любимого и почитаемого поэта Симонова «Пять страниц». Озадачен и озабочен был, когда размышлял над откровениями героя поэмы. Соглашался, что именно такой должна быть любовь в семье:


Я любил тебя всю, а твой ласковый голос - отдельно,
Удивляясь неважным, но милым для нас мелочам.
Мы умели дружить и о чём-то совсем не постельном
Лёжа рядом, часами с тобой говорить по ночам.
Это дружба не та, за которой размолвку скрывают.
Это самая первая, самая верная связь.
Это дружба - когда о руках и губах забывают,
Чтоб о самом заветном всю ночь говорить, торопясь.


Что такое привычки, мы даже не знали сначала,
Если знали из книг, то старались о них забывать.
И друг друга любить в это время для нас означало -
Каждый день как впервые друг другу себя открывать.
Было что открывать. Было порознь накоплено каждым.
Чтоб вдвоём докопаться до самых забытых углов,
Чтобы всякую мелочь припомнить хотя бы однажды,
Нам на первых порах ни часов не хватало, ни слов.


Последующие рассуждения вызывали тревогу и озабоченность:
         

Но исчезли находки, дары приурочены к датам,
Всё и нужно, и должно, и не за что благодарить.
Куча мелких привычек нам будние дни отравляла.
Как я ел, как я пил - всё заранее знать ты могла,
Как я в двери входил, как пиджак на себе оправлял я,
Как садился за стол, как вставал я из-за стола.
Всё вдвоём да вдвоём.


Все романы на свадьбах кончают недаром,
Потому что не знают, что делать с героем потом.


          Не получится с ним такое же? Любовь, которая окрыляет молодого человека, к которой рвётся, стремится душа, может в семейной жизни обернуться нудным прозябанием двух доверившихся людей, превратиться в равнодушную терпимость, когда уйти совесть не позволяет, а продолжать так жить невмоготу.


          Светлане и Аркадию повезло. Оба оказались непредсказуемы, неуемны в своей страсти, замыслах, неисчерпаемости сногсшибательных идей, в поступках и поведении. О каждом из них можно уверенно сказать: "С таким не соскучишься".
- Ты чего так долго на работе задержался?
- Готовили со старшеклассниками капустник.
- Мы в студенчестве увлекались капустниками. Твоим подопечным не рано такое занятие?


- Что ты! Столько выдумки, фантазии. А какое ошеломляющее остроумие. Причем всего-навсего сельские школьники.
- Чему удивляться, когда у них такой руководитель и наставник.
- Не преувеличивай моего значения.
- Но ведь тебе благодаря открыты и востребованы их способности и возможности.


- Ты лучше расскажи, как прошёл твой рабочий день.
У меня на работе не соскучишься. Чего только не увидишь, чего не наслушаешься. Поликлиника одна на весь район. Даже на центральных усадьбах совхозов медпункты, где прием ведут фельдшера. Есть и такие, как в Вершинке, назначили выпускницу торгового техникума на том основании, что изучала сангигиену. Даже простейшие заболевания лечить не может, не умеет. От температуры таблетки даст, на рану повязку наложит. В остальных случаях выписывает направление в райцентр, к нам в поликлинику.

И едут со всего района к нам на прием. Отдаленные села в пятидесяти километрах. Хорошо ещё два раза в день - утром и вечером - рейсовые автобусы ходят. В экстренных случаях больных на совхозном грузовике доставляют. И ведь такая картина не только в нашем районе. У нас на Алтае таких районов более сорока. А что происходит по всей стране? Вот и попробуй, построй коммунизм за двадцать лет.


- Потому Хрущева и упразднили, что был политическим авантюристом.
- А после Хрущева лучше стало?

- Надо с пониманием относиться к переживаемым трудностям. В прогнозах могут ошибаться и люди великие. На съезде комсомола в 20-м году Ленин произнес пламенную речь, сказал: поколение,  которому теперь 15 лет, через 10-20 лет будет жить в коммунистическом обществе. Такие заявления не надо воспринимать в прямом смысле. Никто достоверно не может рассчитать и сказать, когда коммунизм восторжествует на всей планете. Но можно не сомневаться, такое время придет. Человечество не сможет и не захочет оставаться в современном состоянии. Коммунистические отношения между людьми рано или поздно восторжествуют.


- Мне какой толк от этого? Я сейчас, в настоящее время хочу иметь нормальные условия для жизни. Меня хотят утешить тем, что в будущем наши потомки будут жить при коммунизме. Но уже сегодня при социализме кто-то живет, ни в чем не нуждается, пользуется всеми благами цивилизации, а такие, как мы, должны для будущих поколений строить коммунизм, отказывая себе в самом необходимом, экономя зарплату, рассчитывая, как на заработанные гроши дожить до очередной получки да ещё отложить, чтобы купить необходимые пожитки. О хорошем белье, изящной модной одежде и обуви задумываться не приходится. И это при том, что два специалиста с высшим образованием с полной отдачей трудятся на благо общества.


- Не стоит сгущать краски. Не всё так плохо и безнадёжно.
- Я никогда не понимала, в чем подвиг Александра Матросова. Японские комикадзе шли на смерть, жертвовали жизнью, нанося врагу значительный урон. Начиненный взрывчаткой самолет направляли на вражеский авианосец. Гибель оправдывалась значительностью нанесенных потерь. Это был подвиг. Точно также самопожертвование в управляемой торпеде, уничтожающей корабль противника.


          А что дает закрытая телом амбразура дота? Через минуту тело героически погибшего бойца будет отброшено и пулемет продолжит свой заградительный смертоносный огонь. Не проще вернуться за гранатами или пробраться с противотанковым ружьем и выстрелить в амбразуру. Вот это был бы эффект. Я понимаю лётчиков, сумевших направить подбитый самолет на скопление вражеских солдат и военной техники.


- Ты права. Когда Виктор Талалихин в ночном небе над Москвой на истребителе пошел на таран немецкого бомбардировщика, в расчет были взяты не только большая стоимость вражеского самолета, не только то, что экипаж из 4-х человек, главным было не дать сбросить бомбы, защитить город от бомбового удара. Но акт самопожертвования грудью закрывающих огненную амбразуру пехотинцев во время войны имел важное психологическое воздействие. Погибнуть, чтобы одолеть, погибнуть, чтобы победить. Каждый солдат на этих примерах должен был себя подготовить, настроить, убедить, что его гибель ведет к победе.
Ладно. Ты лучше расскажи, чем закончился конфликт у гинеколога с родителями умершей на операционном столе молодой женщины?


- Если бы конфликт. Дочь начальника райфинотдела забеременела. С молодым человеком получился разлад. Беременность скрывала от родителей. Когда узнали, пришли в ужас. Допустить роды, не имея узаконенного отца ребёнка, родители категорически воспротивились.
- И на чём порешили?


- Уговорили гинеколога сделать кесарево сечение.
- И что? Согласился?
- Категорически возражал. Убеждал, что это смертельно опасно для роженицы. Предупреждал, какой это риск. В конце концов сдался. Это был аборт, о сохранении плода речи быть не могло. Операция прошла со смертельным исходом. Родители подали на доктора в суд.


- Но это же кощунство. Сами настояли, вопреки предупреждениям доктора, и так поступить.
- А что ты хочешь? Интеллигентные уважаемые люди, а смерть дочери так потрясла, голову потеряли.
- Но не до такой же степени! Где совесть?


- Суда избежать не удалось, выручила поддержка родителей. Оба известные в Барнауле врачи. Прислали краевых судмедэкспертов, удалось привлечь свидетелей, которые подтвердили, что на операции настояли родители. Тюремного срока избежал. Был уволен без права заниматься медицинской практикой в течение пяти лет. Вот так иногда оборачивается попытка уступить просьбам знакомых.
- Такое возможно, даже когда это близкие родственники. Люди бывают непредсказуемы в своих поступках и поведении.


          Не всегда диалоги с женой проходили мирно и в согласии. Некоторые привычки и поведение мужа нет-нет вызывали раздражение, иногда приводили к ссорам. Но это была вполне удачная семья. Счастливая любовь большая редкость. Влюбляются и любят все. Не всем она приносит радость и счастье. Аркадию и Светлане повезло.


           Не всегда складывалось все благополучно. Обидевшись на мужа, жена могла отказать в любовных ласках, когда оказывались в постели. Это не столько раздражало, сколько огорчало Аркадия. Понимал, что в этой ситуации лучше отказаться от своих намерений, чем доводить дело до ссоры. Пусть успокоится, придет в себя. Так что все семейные неурядицы, недоразумения и ссоры заканчивались полюбовно. Возник негласный уговор, не вспоминать и не напоминать о происшедшем.


          Но есть вещи, в которых согласия достичь невозможно. Возвращение в Ленинград. Для Аркадия это было равносильно предательству. Отступить от замысла, предать идею, которая определяла цель и смысл жизни, такое для Аркадия было неприемлемо. Но и разрушать семью, оставить жену, которую любил, и сына, от которого был без ума, об этом невыносимо было думать.


          Помог случай. К началу очередного учебного года, когда у Светланы кончался обязательный срок отработки после вуза, в райцентр прибыла бригада во главе с Эйзлером. Приобретя известность и авторитет в Алтайском крае созданием школьного музея Ленина, энергичный педагог понимал, что до конца жизни оставаться в доставившей ему славу краевого масштаба школе, нет никого резона. Надо продвигаться, действовать с перспективой.


          Новатор советской педагогики выяснил, в каком  районе можно обосноваться, чтобы создать ещё один школьный музей Ленина. Обком партии поддержал инициативу. Положительный опыт надо распространять и пропагандировать в крае. Выбор Эйзлера пал на школу, где преподавал историю Аркадий Львович. Эйзлер сам историк и в его бригаде был  учитель истории. Глава педагогического эксперимента претендовал на должность директора школы, ему полагалось 12 часов, остальные брал его историк.


          С директорством все обошлось благополучно, по окончании учебного года директор школы уехал на Украину. Что делать с учителем истории Аркадием Львовичем. Так просто ни с того, ни с сего не уволишь. Предложили работу в школе на центральной усадьбе одного из совхозов. Там открывалась больница. Совхоз большой. Нужда в больнице давно назрела.


          Светлане предложили должность главврача. Та менять свои планы по возвращению в Ленинград не собиралась. Аркадию Львовичу такое предложение тоже показалось оскорбительным.


          Так что все решилось само собой. Районное руководство получило возможность безболезненно принять группу педагогов в надежде приобрести благожелательное расположение  областного руководства и поднять свою значительность созданием музея вождя революции, отмечать 100-летие со дня рождения которого  торжественно готовилась  вся страна.


          Светлана и Аркадий с годовалым сыном покинули Алтайский край, чтобы обосноваться в северной столице, как любили именовать Ленинград писатели и журналисты той эпохи.


                http://www.proza.ru/2016/07/28/899