Глава 1 В поход за солнцем

Галина Вильченко
Глава 1. Поход за Солнцем

Воспитательница старшей группы детского сада «Сказка» сидела на скамейке под кустом черёмухи и следила за играющими детьми. Трое мальчиков о чем-то горячо спорили у калитки, несколько девочек играли в куклы, готовили им обед из подручных материалов, найденных на площадке. Двое близнецов заняли большой деревянный грузовик, представляя себя водителями большегрузных машин. Папа у братьев работал дальнобойщиком и почти все игры братьев были связаны с машинами. В песочнице на глазах вырастал город из замысловатых домиков, башен и просто холмов. У воспитательницы было хорошее настроение. Сегодня пятница, впереди два выходных дня, которые она планировала провести за городом, на берегу озера.  Она еще раз окинула взглядом детей. Вот девочки варят куклам обед, вот братья куда-то ведут свой грузовик, в песочнице появился еще один домик. Но кого-то не хватало. Воспитательница еще раз окинула взглядом детей - не было спорщиков у калитки. Воспитательница встала и обошла всю площадку своей группы. Мальчиков не было.
- А где у нас Володя, Никита и Толик? – громко, чтобы все услышали, спросила Марина Семеновна.
Дети на минуту оторвались от своих дел и посмотрели на воспитательницу, потом вокруг. Не увидев Володю, Никиту и Толика, они снова погрузились в свои игры. Марина Семеновна еще раз позвала мальчиков.
- Они за беседку пошли, я видела, - доложила маленькая девочка с синим бантиком в светлых волосах.
Марина Семеновна удивилась. Ведь беседка стояла у самого забора и за ним росла высокая крапива. Воспитательница заглянула за беседку и увидела  дыру под забором и примятую крапиву. Мальчики сбежали. Но Марина Семеновна не стала паниковать и показывать своего волнения. Она собрала детей,  отвела их в группу  и только потом побежала к заведующей.
- Караул, - прошептала она, влетая в кабинет.
- Что случилось, - спокойно спросила Любовь Андреевна, наливая в стакан воды из графина. Она уже давно работала в детском саду и умела хорошо решать разные детские проблемы.
- Дети пропали! – уже громко доложила Марина Семеновна и рассказала, как мальчики покинули территорию детского сада.
Любовь Андреевна встала, пошла на площадку и посмотрела на подкоп под забором. Потом она вышла в ворота и спросила у сидевших на лавочке пенсионеров, не видели они троих мальчиков. Оказывается, мальчиков видели многие, они заходили то в один подъезд большого длинного девятиэтажного дома, то в другой. Но вот куда, в конце концов, делись, никто сказать не мог. Любовь Андреевна вернулась в детский сад, позвонила родителям пропавших детей, и уже собралась позвонить в полицию, как один из родителей, папа пропавшего Володи позвонил и сказал, что он сейчас придет с собакой, которая очень быстро и хорошо находит Володю, который часто куда-то теряется.
Барсу, так звали овчарку, дали понюхать панамку Володи и пес сразу бросился за беседку. Вереница взрослых последовала за ним, кроме Любовь Андреевны, которая вышла из ворот и молча наблюдала, как у дыры под забором толкались папы Володи и Никиты, мама и бабушка Толика, а Барс прыгал по другую сторону забора и громко лаял, поторапливая людей. Ему не терпелось найти мальчика, который часто, в тайне от взрослых, приносил ему косточки и котлеты. Особенно нетерпелива была бабушка Толика, маленькая сухонькая старушка. Она оттолкнула от дыры папу Володи и попыталась пролезть под забором, а поняв, что дыра маловата, принялась раскапывать ее руками.  Любовь Андреевна подошла к забору и посоветовала родителям выйти с территории детского сада из ворот, а не увеличивать подкоп под забором.
Барс вел себя странно. Он вбежал в один подъезд, по лестнице поднялся на верхний этаж, покрутился там и быстро бросился вниз. Папа Володи придержал пса, ведь взрослые люди, поднявшись пешком на девятый этаж, иногда сильно устают и им требуется отдых.  Бабушка Толика, Серафима Серафимовна, начала возмущаться и требовала немедленно продолжить поиски. Она так громко возмущалась, что из некоторых квартир выглянули жильцы и поинтересовались, что за шум в подъезде. Узнав о пропаже детей, некоторые присоединились к поискам, и из подъезда уже выбежала более многочисленная группа людей. Барс повел их в другой подъезд. Но когда собака побежала по лестнице вверх, Любовь Андреевна остановила остальных, сказав, что всем делать наверху нечего. Бабушка Толика, Серафима Серафимовна, с ней не согласилась и вызвала лифт, в который набилось столько народу, что он не смог их поднять. Однако покидать лифт никто не хотел. Пока спорили, сверху спустился Барс, который вел на поводке уставшего папу Володи.
- Еще одного восхождения я не выдержу, - проговорил он.
- Спортом надо заниматься, - попеняла Серафима Серафимовна и выхватила из рук папы Володи поводок. Барс привел всех к следующему подъезду.
- Если их и здесь не найдем, вызовем спасателей, - сказал папа Никиты.
- И что им надо было в подъездах, - негодовала мама Толика.
- Найдем – узнаем, - заверила ее Серафима Серафимовна.
В третьем подъезде желающих подниматься на верхний этаж по лестнице не нашлось. Папа Володи предложил отпустить одного Барса. Если он найдет детей, то даст знать. Но Серафима Серафимовна возмутилась, а вдруг собака покусает детей? Заверение, что пёс хорошо знает Володю и вообще собака очень умная её не убедили, и она быстро вскочила в лифт и больше никого в него не пустила. Однако, когда лифт доставил старушку на девятый этаж, собаки там уже не было. Спустившись, Серафима Серафимовна никого в подъезде не обнаружила. Все уже убежали в следующий подъезд. Верх отправили одного Барса. Но вскоре послышался возмущенный мужской голос и сердитый лай собаки. Забыв про лифт, люди бросились вверх, перепрыгивая через ступеньки. Однако первой на девятом этаже оказалась Серафима Серафимовна, которая никого не обнаружив, но услышав шум наверху, спокойно зашла в лифт и поехала наверх.
Мужчина в синей спец форме  стоял на лестнице, ведущей на чердак, Барс лаял и не давал ему спуститься.
- Ваша собака? – закричал мужчина, увидев, что пожилая дама подошла к псу и погладила того по спине. Он принялся ругаться и грозить полицией и разными небесными карами, но подоспели папы Никиты и Володи, а за ними и ещё небольшая группа людей, которые требовали ответить, где дети.
- Какие дети? – удивился мужчина. – Я антенну делал и никаких детей не видел.
Папа Володи приказал мужчине спуститься, но тот медлил, с опаской поглядывая на собаку.
- Не бойтесь, не укусит, - заверили его.
 Папа Володи, взяв у мужчины ключ, открыл замок и поднял крышку люка, ведущего на чердак. И сейчас же донеслись детские голоса.
- А я вам говорю, что это только кажется, что оно рядом, а на самом деле далеко, - доказывал Никита.
- Я уже несколько дней наблюдаю, оно за дом прячется, - доказывал Володя.
- Это потому что ты низко живешь, а я живу на восьмом этаже, и видел, как оно за озеро пряталось, - не уступал Никита.
- А моя сестра говорит, что оно перегорает и превращается в луну, - подал голос Толик. – У меня сестра большая, уже во второй класс перешла.
Барс залаял, мальчики замолчали, и вскоре в люке показалось чумазое лицо Володи.
- Барсик? – удивился он. -  Ой, папа…
Детей сняли с крыши, отвели в  детский сад, умыли и накормили.
- Так зачем вы полезли на крышу? – строго спросил папа Никиты.
- Мы хотели солнце посмотреть, - смущенно ответил Никита.
- Не  понял? – удивился папа Никиты. – Оно что, с крыши лучше видно?
- Мы хотели его не только посмотреть, но и погладить, а оно от нас дальше убежало, - обреченно вздохнул Володя.
- Оно всегда от нас убегает, - вставил Толя. – Когда мы гуляем, оно на крыше сидит, а когда из сада идем, оно уже над лесом висит. А Володя не верит, что оно в конце дня перегорает и Луной становится, думает, что солнце под горкой где-то спит.
- Так, понятно, что я ничего не понял, - протяжно произнес папа Никитки. – Зачем же вы на крышу полезли?
- Мы хотели погладить солнце, пока оно на крыше сидит, - пояснил Володя.
- Я говорил, что солнце гладить нельзя, можно обжечься до волдыря, а он не верит. И что солнце только кажется, что на крыше сидит, а на самом деле оно над озером висит. Мне же видно с восьмого этажа, а Вовка в маленьком доме живет, ему ничего не видно. Ну, мы и решили залезть  на крышу и посмотреть. Только Вовка все равно думает, что солнце днём на крыше сидит, а если его хотят достать, то убегает.
- Значит так, - приняла решения Любовь Андреевна, - в детском саду поиски солнца не предусмотрены распорядком дня,  сейчас отправляйтесь на тихий час.  А солнце можете искать по выходным дням вместе с родителями.
Любовь Андреевна посмотрела на родителей и чуть заметно улыбнулась. Мальчики ушли. Папа Володи посмотрел в окно. Большой девятиэтажный дом, как стеной, отгораживал лес от города. На крыше дома играло лучами солнце. «А ведь правда, кажется, что оно катится по крыше, а в конце дня прячется под горой», - подумал он, посмотрел на заведующую и заметил ее улыбку.
- Что же, придётся сходить к солнцу в гости, - улыбнулся он. – Главное, чтобы погода не испортилась.
- Мы не можем, - быстро вставил папа Никиты. – Мы на юг уезжаем, в отпуск.
- И мы не можем, - ответила мама Толика. – Мы в деревню поедем, ягоды собирать.
- А мы пойдём за солнцем, - папа Володи потрепал Барса по голове.
- Гав, - согласился Барс.

***

Отправляться в поход было решено на велосипедах. Володина сестра Алёнка тоже хотела за ним увязаться, хоть велосипед у неё совсем детский, даже с колёсиками, которые поддерживают её, не дают упасть. На таком велосипеде скорость не разовьёшь и уж тем более не догонишь солнце. Папа тоже подумал об этом, поэтому Алёнку они решили с собой не брать. Вначале девочка пыталась уговорить папу, потом начала хныкать и, наконец, закатила настоящую истерику. Папа даже рассердился и хотел отругать её, но на выручку пришла мама. Она сказала, что собирается в выходные дни навестить бабушку с дедушкой и хочет взять Алёнку с собой. Бабушка и дедушка жили в небольшом городке, окружённом озёрами. И дом их стоял на берегу озера, окружённого камышами, в котором жили самые настоящие лебеди, и росли кувшинки, белые и жёлтые. И  Алёнка утверждала, что в белой кувшинке живёт самая настоящая фея! Поэтому она и согласилась поехать с мамой.

Утром первыми уехали мама с Алёнкой. А Володя и папа ещё долго собирали рюкзаки. Они взяли с собой еду, запасную одежду, палатку, спички, фонарики, удочки и ещё ряд нужных вещей. Когда   вышли из дома, солнце уже светило над большим домом, но пока не собиралось опускаться ему на крышу. Папа с сыном обогнули дом и по просёлочной дороге поехали на велосипедах через поле, к холму, поросшему маленькими сосенками и разными кустиками. За холмом находилось озеро, а за озером – смешанный лес.  Солнце плыло впереди, чем удивило Володю. Ведь оно же совсем недавно висело над домом, а теперь оказалось впереди них. Как это могло случится? Вдруг мальчик заметил, что солнце понемногу сворачивает в сторону.
- Папа, смотри, солнце убегает от нас! - закричал он отцу.
- Ничего, от нас не спрячется, - с улыбкой ответил папа.  – Это не Солнце убегает, это дорога немного в сторону свернула, чтобы холм обойти.
И действительно, куда оно могло деться на безоблачном небе? Пусть плывёт не впереди, а сбоку.
Просёлочная дорога привела путешественников к лесу, проехав немного по дороге, они свернули на тропу, петляющую между деревьями. Ехать стало трудно, поэтому они пошли пешком, ведя велосипеды. Володя устал, но решил не говорить об этом папе, но шёл всё медленнее, всё чаще спотыкался и даже готов был заплакать. Мальчик вытер пот и посмотрел на Барса. Тот высунул язык и часто-часто дышал. Володя обрадовался.
- Папа, - закричал он. – Нужен срочный привал! Барсик устал!
- Ты чего так кричишь? – удивился папа. – И почему ты решил, что Барсу отдых нужен?
- Видишь, как он дышит? У него даже язык вывалился, ещё немного, и у него будет разрыв сердца от усталости, - пояснил Володя.
- Отдых скорее тебе нужен, - улыбнулся папа. – А Барс язык высунул и дышит часто, потому что ему жарко. Собаки так охлаждаются.
- А если я высуну язык, тоже охлажусь? – Володя открыл рот и часто задышал. Но прохладнее ему не стало, зато немного потемнело в глазах, и закружилась голова. Он остановился и ухватился за первое, попавшее под руку, дерево. Велосипед с грохотом упал на землю. Барс подбежал к мальчику и ткнулся в руку холодным носом.
- Если ему жарко, то почему у него нос холодный, - спросил Володя и потрогал свой нос. Он был тёплый и мокрый.
-  Когда нам жарко, мы потеем и с потом теряем лишнее тепло. Ты посмотри, какая шуба у Барса, - папа поднял велосипед Володи и прислонил его к дереву. – Через такую шубу никакой пот не пробьётся, и собака может погибнуть от теплового удара. Но природа мудрая, поэтому она так устроила, что вдыхая воздух через холодный нос, а выдыхая через пасть, собака охлаждается.
- И совсем не потеет? – Володя потрогал шерсть собаки.
- У неё подушечки лап потеют, но они же маленькие, - ответил папа.
-  А я думал, что если собака часто дышит и язык вываливает, это она устаёт. Мы, когда с Барсом играли, все время предлагали ему отдохнуть, потому что он дышал часто-часто.
- Устал? – спросил папа. - Потерпи,  сейчас найдём полянку и сделаем привал.
Володя поправил рюкзак, поднял велосипед и хитро посмотрел на папу.
- А меня пот не охлаждает. Знаешь, что при жаре помогает?
- Что?
- Мороженое! Особенно, пломбир на палочке! А ещё купание!
- Ну, купание и Барсу помогает, - засмеялся папа.

 
Наконец они вышли на небольшую лесную полянку.
- Привал! – возвестил папа.
- А солнце не уйдёт? – спросил Володя и повалился на траву.
- Куда оно денется, -  засмеялся папа, - если только за облако спрячется ненадолго. Ты расстели одеяло, не надо на траве лежать. И вообще, запомни – в лесу надо быть очень осторожным и прежде чем ступить, а уж тем более ложиться, хорошенько осмотрись.
- А, я понял! Чтобы на змею не наступить, - Володя вскочил и принялся осматриваться.
- Ну, змеи навряд ли будут в такой траве прятаться, - успокоил его папа. – Ты отдыхай, а я за водой схожу, тут рядом родник есть.
- Я с тобой! – воскликнул Володя.
- А кто будет вещи сторожить?
- Барсик, - мальчик показал на лежащего в кустах пса. – Пусть отдыхает и вещи сторожит.

Немного отдохнув, папа и Володя пошли догонять солнце, которое убежало далеко вперёд. Володя волновался, что они его не догонят. Но папа был спокоен, и мальчик не стал задавать волнующие его вопросы.

Однако он заметил, что только он пытался догнать солнце, оно убегало от него, но стоило ему остановиться, как солнце тоже останавливалось. Смотреть на Солнце было неудобно, очень слепило глаза. Поэтому Володя остановился, слез с велосипеда и уставился на него прищуренными глазами. Солнце остановилось, и Володе показалось, оно тоже внимательно рассматривает его. Мальчик улыбнулся и даже помахал ему рукой. Едва он тронулся, Солнце покатилось впереди него. Но теперь мальчику казалось, что оно не убегает, а показывает дорогу.

Дневная жара сменилась приятным вечерним теплом. Усталые велосипедисты остановились на берегу небольшого озерца. Папа сказал, что здесь они переночуют, поэтому надо поставить палатку, развести костёр и приготовить ужин. Володя устало опустился на траву. Она была ярко зелёная, мягкая и прохладная. Володя лёг и закрыл глаза. Вдруг он услышал плеск. Это Барс со щенячьим восторгом носился по воде. Папа тоже обратил внимание на довольного пса. Потом он посмотрел на сына и предложил:
- Может, мы сначала искупаемся? Минут десять?
- Ура! – закричал Володя, быстро скинул брюки и футболку и бросился в воду.
Он немного поплавал, потом побрызгался с папой, поиграл с Барсом. И посмотрел на небо. Солнце висело почти над серединой озера, и скучало. Володя засмеялся, набрал целые пригоршни воды и подбросил вверх. Ему показалось, что солнце приняло его игру и стало кидаться в него своими солнечными зайчиками, которые весело плясали на воде. Володя мог бы ещё долго купаться и играть с Солнцем, но папа сказал, что отдых закончен. Надо ставить палатку, собирать хворост, разводить костёр и готовить ужин.

 Когда с делами было покончено, и Володя с папой уселись у костра пить чай из лесных трав, солнце уже висело над лесом на том берегу озера. Оно медленно опускалось, меняя свой цвет. То было жёлтое, как одуванчик, потом немного потемнело, и начало краснеть. И больше не бросалось весёлыми лучами. Когда солнце дотронулось до верхушек сосен, оно было уже красным и осторожно спускалось за чёрную черту леса. А потом вдруг исчезло совсем, оставив розовую полоску. На воде тоже появилась розовая полоска. Легки ветерок принялся играть ею, и полоска, как и все озеро, стало немного волнистым.
Папа посмотрел на сына и улыбнулся.
- Любуешься вечерней зорькой?
- Да, очень красиво. Я даже не думал, что Солнце так красиво на ночь прячется. Или в городе не так? Я наблюдал за ним, но вот как оно пропадает – не видел. Потому что мне большой дом мешал, - Володя был задумчивым и даже немного печальным.
- Что, жалеешь, что мы не взяли лодку? – спросил он.
- Лодку?  Да, было бы неплохо сейчас покататься или рыбу половить.
-А я думал, ты захочешь идти в лес, раз солнце в лесу спряталось, - улыбаясь сказал папа.
- Знаешь, пап, я понял, что догнать его нельзя, - разочарованно вздохнул Володя. – Оно играет с тобой, дразнится, но приблизиться к себе не даёт. Знаешь, почему?
- Почему?
- Потому, что мы всегда на Земле, а оно всегда на небе! А Земля круглая, и небо круглое. До него можно только долететь, если построить ракету.  Как ты думаешь, космонавты летали к Солнцу? Интересно, какое оно вблизи?
- Допустим, космонавты к Солнцу не летали, - ответил папа. – А само Солнце – это огромная звезда. Просто она находится далеко-далеко в космосе, поэтому и кажется нам маленькой, - пояснил папа. – Другие звезды находятся ещё дальше, и мы видим только точки в ясную ночь. Вот посмотри на наш костёр, нам с тобой он кажется большим и горчим. А теперь представь его на том берегу. Для нас он будет казаться маленькой точкой, тепло которой до нас совсем не долетает. Так и со звёздами. Солнце – это ближайшая к нам звезда, и её тепло доходит до нашей планеты и согревает её. А остальные звезды находятся намного дальше и их тепло до нас не долетает.
- Пап, неужели так никто и не летал к Солнцу? А что же тогда космонавты делают в космосе? Нет, я, когда вырасту, построю ракету и обязательно слетаю к нему, - сказал Володя. – Я только посмотрю, какое оно вблизи, даже трогать не буду.
- Есть одна легенда, - улыбаясь, сказал папа. – Давным-давно жил один художник и архитектор Дедал. И смастерил он крылья себе и своему сыну Икару. Сделал их из перьев и воска. И строго настрого запретил Дедал сыну опускаться низко над морем и подниматься высоко в небо. Однако, Икар стремился все выше и выше, и совсем забыл о запрете отца. Под горячими лучами солнца воск растаял, и крылья рассыпались. А Икар упал в море и утонул.
- Так это, наверное, давно было, в древние времена, когда ещё не научились строить самолёты и ракеты. И скафандров тогда не было, чтобы в открытый космос выходить. Когда вырасту, я что-нибудь придумаю, чтобы можно было к Солнцу слетать, - пообещал Володя.
- Хорошо, - улыбнулся папа. – А сейчас пойдём спать, мечтатель.
- Папа, а вдруг, когда мы уснём, на нас нападут дикие звери? – высказал опасения Володя.
- Ну, опасных для нас зверей здесь нет, они все больше в глухих лесах водятся. А зайцы нам не страшны. К тому же у нас вот какой надёжный сторож, - папа указал на Барса, который дремал у палатки.
- Ты, пап, ложись, я ещё немного посижу, помечтаю, - сказал Володя и против своей воли, зевнул.
Папа улыбнулся и залез в палатку. А Барс встал и подошёл к мальчику. Володя обхватил его за шею и притянул к себе. Так они и сидели обнявшись, пока совсем не стемнело.