Четверть века эмиграции. 13. Первый отпуск

Владимир Темкин
Откровения эмигранта:
№13. Первый отпуск

В сентябре было объявлено, что в первый день октября вся наша фирма закрывается, и на пять дней мы едем отдыхать с женами и детьми в только что открывшуюся гостиницу Клаб-Эйлат. Едем на автобусах, с экскурсо-водами в каждом, которые расскажут о всех достопримечательностях на нашем пути.  Нас хотели познакомить со страной. И половину затрат на супружескую пару фирма Алеф-Бет при этом брала на себя.

Сборы были скорыми, погрузили в автобусы по ящику сэндвичей и два ящика колы и других напитков, сумки с вещами и поехали.  Мы  первый  раз оказались в одной компании, да еще на отдыхе. Автобусы  за  час доле-тели  до  Зихрон-Якова, где сделали остановку на завтрак. Собравшись вокруг деревянных столов, раскидан-ных по парку, мы с интересом разглядывали друг друга, в непривычной спортивной одежде, в шортах. Особенно демократично выглядело в таком виде руководство фирмы.

Открыли ящики с провизией. Еда в Израиле - это национальный вид спорта. О еде много говорят, пишут, спо- рят.  Домашние рецепты и меню известных ресторанов обсуждаются серьёзно и с увлечением. На природе  балуются  мясом  барбекью.  В  праздник в национальных парках и в лесах трудно найти свободное место... Расположившись  при  входе в парк Рамат Надив, мы воздавали должное искусству изготовителей сэндвичей,  напихавших  в  них  или пастраму, или яичницу, или рыбу пополам со свежими овощами и необыкновенно вкусными соусами. Залили все это Кока-Колой и двинулись дальше.

Миновали центр страны,  Беер-Шеву  и  въехали  в  городок  Мицпе-Рамон,  расположенный посреди  пустыни  Негев  в  совершенно  уникальном  месте -  на  обрыве  кратера  глубиной семьсот-восемьсот метров и шириной десять-пятнадцать километров. Кратер образовался  в результате ветровой эррозии и смотрелся просто чудом природы,  а на  дне  его по дороге на Эйлат ползли крохотные автомобили,  и  создавалось  полное ощущение,  что  ты  смотришь вниз в борта самолета.

Заехали мы и в Сдэ-Бокер, здешнюю разновидность Горок Ленинских. В одноименном киббуце провел свои последние годы  Давид  Бен-Гурион. Тут  он  и  похоронен.  Поскольку  среди российских революционеров  было  очень много евреев, политические традиции и регламенты, установившиеся и там, и тут,  очень  напоминают  друг  друга. И  взятая  от  религии,  как еврейской, так и православной,  система  ежегодного повторного  перемалывания истории и традиций, описанных и в Торе, и в Библии, также наличествует и там, и тут. И поклонение местам упокоения праведников... Но в Израиле все это выглядит менее помпезно.               


                *    *    *

А дальше автобус спустился на шоссе Арава и впереди у нас было двести километров ходу среди   однотон-ного  ландшафта  вдоль  гряды  Иорданских  гор,  начинающихся  северней Кинерета и упирающихся  в  Аравийский  полуостров южнее Эйлата. Монотонность пути нарушалась,  пожалуй, только в двух случаях. В низинах -  полосатыми столбиками с отметкой глубины, поставленными на случай обвальных зимних дождей,  когда  мощные потоки воды с ближайших возвышенностей заливают дорогу, и - по сторонам, ярко желтыми табличками, развешанными и справа, и слева на колючей проволоке в плоских и низменных местах, где пространные долины проходят с востока на запад через израильско-иорданскую границу и пересекают её. Таблички установленны с регулярностью не более пятидесяти метров, и на них на трех языках - иврите, английском и арабском написано "Заминировано". Так защищают в Израиле танкоопасные направления...

Для развлечения публики на видик поставили кинофильм.  Выбор  фильма  был за молодежью. Она выбрала "Основной инстикт". По причине постоянной занятости на работе, куда я уходил к шести утра и возвращался после восьми вечера, в то время (да и сейчас!) я фильмы почти не смотрел, и по названиям их не различал. Но, когда осознал, что происходит на экране подвешенного  над  водителем телевизора, в ужасе скосил глаза на  двух мальчиков, шести и тринадцати лет, сидевших от меня справа через проход.

- Во! Гляди! Трахаются... - сказал младший. - Основной инстинкт! Ты смотрел?

- Ага. Смотрел. А ты? - ответил второй, на секунду оторвавшись от вида за окном.

- И я смотрел... - и младший тоже уставился в окно.

Я сообразил, что, во-первых очень  отстал  от жизни, а во-вторых, перестал что-то важное в ней понимать. И третье, что сексуальная пресыщенность мужчин в столь раннем, как у этих пацанов,  возрасте грозит человечеству просто вымиранием. 

К вечеру добрались до Эйлата. Гостиница расположилась на склоне горы, метрах в пятистах от ближайшего пляжа.  Отдохнув  с  дороги, ополоснувшись и переодевшись,  мы  с Зоей отправились на ужин. Войдя в столовую и оглядев "поле боя", пришли в полное изумление. Мой друг Вовка Хейфец, речь о котором пойдет в следущей части, несколько лет назад вернувшись из Тайланда, поделился  со  мной  глубоким  жизненым  наблюдением. Он написал тогда:

- Радик! Я понял главное! Ничто так наверняка не проверяет человеческую совесть, как шведский стол...

В нашем зале "химера, именуемая совестью" просто полностью отсутствовала. Этот процесс нельзя было назвать едой. Это  было  какое-то  поглощение пищи, осуществляемое сверх всех возможных пределов и ограничений. И все вкусно, и все интересно, и почти все ты видишь впервые...  Вечерняя  трапеза - мясная. По  сторонам  зала были  расставлены мангалы, на которых полыхало-пеклось-жарилось-шкворчало и румянилось нечто, недоступное человеческому воображению! И все  это  хотелось   попробовать,  и на все это текли слюнки... На иврите есть выражение:

- Машегу ме а сратим! - что переводится на русский, как : "Такое только в кино бывает!" -
но вот экспрессия в русском выражении, по сравнением с ивритом,  недостаточная.

А мы среди таких кинодекораций живьем похаживаем, едим-похваливаем, питью-десертам   должное  воздаем! И хоть бы что!...И никто ни слова!... И все это для нас именно и приготовлено!...

После сеанса обжорства, встав из-за стола, кучкой вышли к бассейну и сели  в  расставленные вокруг него кресла. Мужчины закурили, женщины неторопливо переговаривались.   И  в какой-то момент появился официант с подносом, уставленным коктейлями, и стал обносить публику. Подошел он и к нам. Выбрали понравившиеся каждому из нас напитки. И вдруг меня как током  дернуло:

- Боже мой! Ведь всего полтора года назад, во время поездки с Данькой, мы стояли в уголке, как бедные родственники, и смотрели на такое же гостиничное чудо и не могли ещё понять, какого же уровня благосостояния нам предстоит достичь, чтобы вот так, как те люди, наслаждаться покоем и негой. И, пожалуйста,  вот она,  следующая наша ступень. И это уже мы сами. Почему-то подумалось, что у "еврейского троеборья" вырисовывается продолжение. Может, оно переродится в пятиборье, а может, и в десятиборье. Кто нас, евреев, знает?

                *    *    *

А ночью, выйдя с сигаретой на болкон, я стоял опершись на перила, и думал о той, о доисторической нашей жизни, где все было расписано-разлиновано на клеточки, на полосочки, где каждый должен был знать свое  место,  и  подобная  Клаб-Эйлату  роскошь  предусмотрена была лишь для партийной и иной элиты.  А нам - уже только,  что останется, то достанется...

Клязьминский пансионат представлялся верхом роскоши и сказкой курортного бытия. И мы, как тупари безмозглые, им верили,  на  собраниях  хлопали,  доверяли,  отдавая все заработанное под обещания лучшей жизни для наших потомков, под обещание всего бесплатного - и здравоохранения, и образования, и  права на отдых. Это была типичная "пирамида".

Ко всему прочему нас ещё и охмуряли, пугая постоянными внешними угрозами нашей безопасности, объясняя этим трудности  с  продовольствием  и  промтоварами.  А  оказывается, люди могут жить по-человечески, радуясь жизни и её утехам, растить в среднем по трое детей...  И это  в  стране,  на границах  которой  стоят  с раскрытой пастью агрессивные  орды, двадцатикратно превышающие в количестве её небольшую армию и до зубов той же Россией вооруженные.  И детей тут растят  без того натруженного озверения, всегда проглядывавшегося в советских мамашах, тащущих свое единственное чадо по утрам в детский сад...

Где-то по книгам мне встретилась мысль о том, что при вторичном браке вступившим в него супругам приходится  преодолевать  достаточно  тяжелый стресс от постоянного сравнения того, что есть сейчас с тем что было когда-то. И происходит оно от страха прогадать...

Я  тоже никак не могу избавиться от внутренней потребности сравнивать то, что было там, с тем, что стало здесь. Но происхождение этого чувства, пожалуй, иное  - это обида  за  родителей, проживших в этой мешанине всю свою жизнь и считавших её достойной. Это  печаль за друзей, во всей этой кутерьме там оставшихся. Ну, и в какой-то мере, удовлетворение от содеянного...
               
                *    *    *
Утром , увидев сверху купающихся в бассейне, я решил спуститься и присоединиться к ним. Когда уже подходил к воде,  навстречу мне из своего выхода появился Надав, в плавках и с полотенцем на плече. У меня с детства был отточен взгляд на раны и увечья, которые я видел в бане на телах у ровесников отца, прошедших горнило войны. Надав же был со мной   почти одного возраста, и  я никак не ожидал увидеть то, что краснело у  него  на  обеих  ногах.  Это  были рваные следы снарядных осколков. Уловив направление и выражение моего взгляда, он  развел руками и сказал:

- Мельхемет Йом Кипур... (Война Судного Дня...). - повесил полотенце на спинку кресла и прыгнул в бассейн. А ведь за полтора года нашего общения он ни разу не упомянул, что воевал и был так серьезно ранен.

                *    *    *

Пребывание на отдыхе было  отмечено  не одним только купанием и чревоугодием. Нашим экскурсоводом был запланирован активный отдых, и первой вылазкой было общее путешествие  вглубь Эйлатских гор. Автобус высадил нас на стоянке, находившейся  в  полутора километрах от трассы, и вслед за Игалем, так звали экскурсовода, мы двинулись вперед, растянувшись довольно  длинной  цепью.  Целью  нашего  похода  было  место под  названием Красный каньон. По дороге Игаль показывал самые разнообразные растения, рассказывал о них, съедобные давал попробовать. Объяснял строение и  состав  горных  пород.  И  так,  за разговорами,  втянулись мы в узкую каменную щель,  окаймленную  бурыми  скалами,  высотой до 15-20 метров.  Щель  сужалась и через какое-то время двигаться по ней стало трудно, местами приходилось протискиваться бочком. А иногда  -  подниматься  вверх  по вырубленным в скале ступенькам, цепляясь за вбитые здесь же скобы. Молодежь, легкая на подъем и на ногу, гомонила впереди, а в задних рядах в это время назревала форменная трагикомедия. Четыре наиболее фигуристые из наших женщин не смогли протиснуться даже боком в наиболее узких местах каньона. Пришлось  их  приподымать до уровня, где промежуток между скалами чуточку расширялся и протаскивать вперед по одной. Но постепенно все они сгруппировались перед местом, где  требовалось  на полтора-два метра подняться вверх. С учетом еще и узости это пролаза, задача становилась почти невыполнимой. Все их четыре мужика друг за другом делали одну и ту же ошибку. Они  поднимались первыми, потом становились на колени и подавали вниз обе руки, ухватившись за которые, по их замыслу, благоверная должна была сама подняться по ступеням. Она действительно делала два-три шажка, но дальше просто складывалась, как перочинный ножик,  повисая  на мужниных руках и выставив наиболее тяжелую часть  туловища далеко позади. А мне, стоявшему внизу, ничего не оставалось, как, полуприсев, брать этот объем на обе руки, правую на правую, левую - на левую, и жимом подталкивать вверх, где заботливые мужья  уже  перехватывали их под мышки и втаскивали на следующий уровень, царапая бедолагам коленки и локти. Так повторялось два или три раза на нашем пути.  И  в  это  время  моя дорогая и стройная, запросто проходившая в самых узких местах,  поджав губы, стояла сзади и, чуточку притоптывая легкой своей ножкой, взглядом не обещала мне хорошей жизни по возвращении. Но... такой уж у меня общественный характер. Если людям трудно, я обязан помощь, несмотря ни на что.


                *    *    *
Следующим путешествием была поездка в Тимну, на знаменитые копи царя Соломона, расположенные километрах в сорока севернее  от  Эйлата.  Живописнейшие  скалы,  с  хорошо сохранившимися наскальными рисунками... Древние руины...  И,  в завершении, невероятно смотревшаяся посреди этой пышущей жаром горной  пустыни,  долина  с  озером  в  центре. На берегу был раскинут огромный бедуинский шатер,  на  полу  которого  по коврам рядами были разбросаны подушки и стояли подносы с диковинными местными блюдами, дымящейся запеченной с пустынными травами бараниной... Нас пригласили рассесться и накормили досыта всей этой снедью. Мясо таяло во рту. А  потом  угощали крепчайшим турецким кофе и медовыми бедуинскими сладостями.

В программе была предусмотрена и ещё одна аттракция - катание на верблюдах. Желающим было предложено сесть, как на коня, в широченное разукрашенное седло с массивным деревянным "грибом" спереди. Закреп-лялось оно между горбами животного, лежащего на земле. По команде погонщика верблюд начинал подниматься. Сначала на задние ноги, в результате ездок оказывался  сильно наклоненным вперед и очень болезненно наезжал промежностью на "гриб". Потом уже верблюд вставал на передние, и положение  несколько  выправ-лялось. Животные были связаны в длинный караван,  который  начал  двигаться,  позванивая большими жестяными колькольчиками на шеях "кораблей пустыни". Сделав километровый круг,  через полчаса мы верну-лись. Процесс схода на землю повторил наши мучения  в  обратном порядке - сначала верблюд опустился на передние колени, а потом подломил уже и задние ноги. В этом смысле наша фотография  с  верблюдом  в  Хиве далась Зое намного легче, так как там ей приставляли сбоку лестницу.

                *    *    *

В один из дней нам предложили собраться поздно вечером после ужина. Сказано было, что мы отправляемся в ночной клуб. Подъехали, вошли, расселись и  огляделись.  В  огромном высоком зале стояли широченные длинные деревянные столы со столешницами толщиной 7-8 сантиметров. На столах стояли кувшины с легким вином и миски с бейгале, здешней разновидностью соленых сушек. Народу набралось порядочно, и после  одиннадцати  началось музыкальное представление. В основном певцы и танцоры. Постепенно публика начала присоединяться к артистам, а через час с небольшим  весь зал  уже  бурно  веселился,  причем танцующие начали вскакивать сначала на скамьи, а затем и на столы. Теперь стала понятна толщина столешниц, им предстояло  выдерживать  немалую  нарузку.  Веселье  было  таким  естественным и свободным, таким непосредственным. Взрослые  люди  прыгали,  как  дети. Этакая полная расслабуха!

Надав с женой с самого начала оказались спиной к компании молодых француженок. Через какое-то время он разговорился с ними и развернулся, заказал на их стол к вину что-то сладкое. Общались они по-английски. Мы, наблюдая за ними, даже позавидовали такой легкости общения на чужом языке. Для нас это до сих пор остается  проблемой.  Сначала  они  хором пели, потом, продолжая петь, начали танцевать. А кончилось все общим  танцем  на  столах, при этом прыгали они так, что, казалось, имели основной задачей испытать столы  на  прочность. Наш Босс, человек весьма солидной комплекции, веселился в этой молодой компании настолько от души, что зрительно терялась разница в возрасте. И все израильтяне из нашей группы,  и посторонние были подстать ему. А мы, русские, стеснялись, жались к стенкам, немного приплясывали, но оттянуться вот так, как они, на полную катушку - ещё не могли.

В гостиницу вернулись под утро.

В обратную дорогу выехали на другой день вечером, на исходе субботы, и, рванув с юга на север по прямому девяностому   шоссе, за шесть часов добрались до Кармиэля... А утром были на работе.