О спорт, - ты срам!

Владимир Толок
У спорта давняя история.  Пробежимся по ней галопом с небольшими остановками, быть может, достаточными, чтобы опровергнуть пропаганду о важности спорта в жизни людей.
Спорт начался с игры. Об этом свидетельствует само слово sport, которое в переводе со старофранцузского языка означает «игра, развлечение».
 
Игра доступна не только человеку, но и животным. В играх зверят обычно оттачиваются охотничьи и (или) иные  навыки, а в совместных – формируется их групповое поведение. Очевидно, что игра существовала  до появления человека.
Ее основной смысл – развитие видовых признаков особи ради  выживания. Игра выступает как форма обучения, как практическая школа воспроизводства реальных  ситуаций с  целью их освоения.

У гомо сапиенса в играх детей должны вырабатываться присущие ему качества, навыки и привычки. Какие? Направленные на раскрытие творческих способностей человека, ибо только  они являются бесспорными сущностными признаками  человека. Если эта цель по каким-то причинам недостигнута, то игра из продукта и фактора становления ребенка в человека становится выражением недостижимости сути человека и его неполноценности, из подготовки к видовой жизни она превращается в бегство от нее. Несформированное в человека существо, недочеловек окунается в мир игр ради игры.
Существует мнение, с которым трудно не согласиться, что игра, а не труд создала человека, она же    губит его при известных обстоятельствах, например, игромании.

Игра является важнейшим элементом культуры вообще и физической культуры в частности.
Физическая культура способствует укреплению здоровья человека, гармоническому формированию тела, всестороннему развитию физических и психических качеств, обеспечению высокого уровня работоспособности и творческого долголетия. В игровой практике все эти высокие, но нудные пожелания достигаются не только легко, но и в удовольствии.
Культура, по-видимому, начиналась с импровизированных первобытных танцев. С развитием цивилизации игры делались все сложнее и, наконец, стали любой тематики – война, любовь, история…

Не стану здесь затрагивать причины упадка, но постепенно игровой элемент в культуре стал убывать.
В новое время вытеснение игры из культуры фактически завершилось. Сознанием общества уже несколько веков владеет трезвое, прозаическое понятие пользы. Деньги стали идеалом, а вскоре идолом человека. Теперь культура гораздо меньше играется, чем в предшествующие периоды человечества.
Культура теряет игровую традицию, там же, где она декларирует игру – игра становится фальшивкой.
 
Игра, наполненная эстетическими моментами, творящая духовные ценности, переродилась в суррогат игровой деятельности – спорт. Из единства духовного и физического он сохранил низменную физическую сторону. Базовые характеристики игры «доступ к игре свободен и игра никоим образом не связана с материальным интересом» в современном спорте игнорируются.
Культурная игра – игра общественная. Чем больше в ней участников и меньше зрителей, тем плодотворнее она для личности. Фальшивая игра – игра для хапуг одиночек. В результате массового бескультурья миллионы людей потребляют спорт, но не имеют его необходимой частью своей жизни, тем более не творят (развивают) его сами.

Страна вправе называть себя спортивной, если большинство ее населения испытывает личную потребность в занятиях спортом, утверждал Пьер Кубертен. В мире таковых нет, потому что государству проще создать условия для отдельных организаторов и участников фальшивых игр, чем для раскрытия духовных и физических способностей всех граждан страны. В результате нельзя без срама смотреть, как говорил еще Тертуллиан в своем трактате «О зрелищах», на все, что происходит на стадионе. На бегающих трусцой в поисках мяча (полтора часа в неделю) футболистов с зарплатами топ-менеджеров крупных компаний, гимны стран, подтверждающих соучастие государства во вселенском мошенничестве, театральные эмоции в ходе соревнований, церемонию прославления заурядных людей, сносно выполняющих свою спортивную работу, ор и беспорядки озверевшей от отчуждения от человеческого фанатской толпы.
Вне стадионов, как в любом шоу, не прекращается нескрываемая борьба за деньги зрителей -  подкупы чиновников, обвинения в применении допингов, разные санкции, штрафы и другие приемы ослабления конкурентов, а что происходит под спортивным ковром, мало кому известно. Но, как можно догадаться, и там ничего личного, только бизнес.

Спорт стал ярмаркой тщеславия одних и унижения других. Но подлинная культура требует благородной игры. Благородство подразумевает ровное отношение ко всем участникам соревнований без помпезных материальных награждений чемпионов и презрения к проигравшим, однако уже в Древней Греции лозунг «В игре главное – не победа, а участие» перестал выполняться.
Придя к власти, христиане запретили олимпийские игры, как безнравственные зрелища, но с падением авторитета религии они были восстановлены вновь. Понимая всю фальшь спорта, реставраторы олимпийских игр надеялись, что международный спортивный форум принесет во время соревнований хотя бы мир на земле, как это было в древности. Увы, их надеждам так и не удалось исполниться.

Поменять отношение людей к спорту могло бы государство, отделившись от этого бизнеса, по примеру церкви или производства. Никто не распевает гимны и не машет государственными флагами при изготовлении качественного хлеба или велосипеда, нет нигде и министерств по хлебным и иным лавкам, но спорт стал неотъемлемой частью патриотического воспитания (каково воспитание – таковы и патриоты), поэтому надеяться на то, что чиновники откажутся от курицы, несущей медали, «возвеличивающие»  страну, наивно. И все же флаг и гимн - это, на мой взгляд, не те символы государства, которыми можно прикрывать срамные места, действия и доходы. Молодой человек, воспитанный на срамоте, неизбежно станет срамным патриотом, так что, выключив большой спорт из сферы своих интересов, кроме налогового, государство ничего не теряет.

В условиях тотального давления околоспортивного сообщества на человека простым людям, чтобы и самим не стать фальшивками, остается по мере духовных сил  игнорировать спорт. Особенно он опасен для детей, и не потому, что на стадионах мат и драки, а из-за того, что на них давно нет настоящей игры, а фальшивая опасна для здоровья.

Отличить фальшивую игру от естественной могла бы совесть человека. А где ее взять, если нет самого человека?
И сидят или стоят в богатых странах  по пятьдесят тысяч недочеловеков на коммерческом матче даже четвертой лиги и хором «культурно» (песнями и аплодисментами) реагируют на малейший намек на игру, а в бедных -  строят громадные стадионы в степях и на болотах с надеждой загнать на них свои пятьдесят тысяч недочеловеков и посадить их на ту же иглу спорта, вернее, его потребительства.

Вместо того, чтобы для развития массового спорта строить вокруг жилых кварталов десятки игровых площадок без зрительских мест, власти сооружают для своих граждан громадные трибуны вокруг одной площадки. На радость дельцам от спорта, способным при необходимости и  самостоятельно построить любые арены.


                Июнь  2016 г.