Бездна

Валерий Хорошун Ник
«Мы  всегда  ищем  лицо,  мы  всегда  хотим,  чтобы  идеал  материализовался…»

                И. Бродский.


Кто  знает,  чем  бы  всё  закончилось,  не  пожадничай  я  тогда…
 
Скорее  всего,  не  вляпался  бы  в  эту  гнусную  историю  и  остался  бы  жив…  Любил  бы  жену,  воспитывал  бы  дочку…  Смотрел  бы  на  ту  загадочную  фотографию  и  думал…

Должен  признаться,  что  думать  мне  всегда  нравилось.

Особенно  о  возвышенном.  Абстрактном.  Оторванном  от  реальности.

Например,  о  пустоте.  Или  о  бездне.

Так,  размышляя  о  последней,  я  даже  посмел  не  согласиться  с  великим  философом,  предостерегавшим  нас  от  пристального  в  неё  (бездну)  вглядывания.  Я  и  сейчас,  оказавшись  непосредственно  в  ней,  в  самых  невозвратных  её  глубинах,  продолжаю  утверждать,  что  бездна  неотрывно  всматривается  в  нас,  независимо  от  того,  замечаем  мы  её  или  нет…  Она  следит  за  каждым  нашим  шагом,  и  мы  начинаем  это  осознавать,  когда  внимательно  созерцаем  её  тёмное  холодное  нутро.

На  самом  деле  никакое  оно  не  тёмное  и  не  холодное.  Оно  всякое.  Разнообразное.  Такое  же,  как  и  мы.

Я  понял  это,  когда  стал  замечать  лица.

Почему  именно  лица?

Потому,  что  безоговорочно  поверил  вышеупомянутому  поэту,  утверждавшему,  что  лицо  есть  истина  во  плоти.  А  я  всегда  стремился  к  истине…  Всегда  хотел,  если  не  познакомиться  с  ней,  то  хотя  бы  мельком  взглянуть  на  её  античный  аристократический  профиль.

Я  искал  эти  вечно  ускользавшие  лица  повсюду,  пока  не  научился  фиксировать  их.  С  тех  пор  они  плотно  обступают  меня.  Со  всех  сторон.  Куда  ни  посмотрю,  везде  встречаю  их  расплывчатые  очертания.

А  ещё  потому,  что  лица  понятнее  символов.  Эмоционально  ближе.  Встречаются,  конечно,  и  символы  простые…  Ясные,  как  букварь.  Например,  голуби,  вдруг  отказавшиеся  лететь;  двери  парламента,  самостоятельно  захлопнувшиеся  перед  носом  президента;  траурный  венок,  внезапно  свалившийся  на  макушку  главы  государства;  караульный,  упавший  в  обморок  перед  инаугурацией;  опрокинувшаяся  цистерна  с  подсолнечным  маслом  на  перекрёстке  проспекта  Победы  и  улицы  Депутатской…  Подобных  знаков  немало,  но  всё  же  большинство  обезличенных  сигналов  из  бездны  даже  сейчас  продолжают  оставаться  для  меня  недоступными…

Как  оказалась  недоступной  и  та  фотография.

Во-первых,  она  явно  была  мне  не  по  карману.

Это  сегодня  я  сокрушаюсь,  что  не  одолжил  у  друзей  неподъёмную  для  меня  сумму…

А  тогда…

Прохладным  осенним  утром,  ровно  за  три  месяца  до  начала  кровавых  событий  мы  с  женой  прогуливались  по  Алексеевскому  спуску.  Помню  было  непривычно  малолюдно.  Почти  пусто.  То  ли  погода  не  располагала,  то  ли  так  было  кем-то  задумано,  чтобы  тем  самым  подсказать,  акцентировать,  заострить  внимание…  Тихо  шепнуть  в  моё  нечуткое  ухо:  «Она  –   для  тебя,  купи  её».

Нет.  Не услышал.  Зато  унюхал…

Человека,  продававшего  фотографии.  Точнее,  запах  дыма  с  ноткой  миндаля,  который  струился  из  его  трубки,  постепенно  окутывая  Дом  Турбиных.

Это  был  средних  лет  интеллигентный  мужчина  с  умными  проницательными  глазами.  Видел  я  его  впервые,  и,  судя  по  всему,  он  не  входил  в  местный  клан  торговцев-перекупщиков,  а  сам  являлся  автором  выставленных  на  продажу  работ.

Он  сидел  на  раскладном  стульчике  спиной  к  щели  между  одиннадцатым  и  тринадцатым  домом  (той  самой,  где  около  века  назад  Николка  прятал  коробку  с  пистолетом)  и  курил  трубку.  На  деревянном  прямоугольном  щите  висело  с  десяток  фотографий  Алексеевского  спуска,  среди  которых  одна  явно  выделялась…  Не  вписывалась  ни  по  тематике,  ни  по  стилю…  А  посему  тут  же  привлекла  моё  внимание.

На  ней  был  весьма  удачно  схвачен  финальный  момент  игры  заходящего  солнца  с  уставшим  клёном.  Возможно,  то  были  последние  секунды  перед  сумерками,  когда  дерево  уже  погрузилось  в  них,  и  только  три  его  жёлтых  листа  никак  не  желали  расставаться  с  уходящими  лучами.

-  Вы -  автор  этой  фотографии?  –  спросил я.

-  Да.

-  Я  бы  назвал  её  «Прощание».

-  Неплохо.  Но…

-  Не  угадал,  –  огорчился  я.

-  Вглядитесь  внимательнее,  может,  угадаете.  Если  не  сейчас,  то  позже  обязательно.  Купите  её.  Не  пожалеете.

Я  снова  посмотрел  на  фото  и  вдруг  в  его  тёмной  глубине,  в  беспорядочном  нагромождении  теней  увидел  лица.  Несколько  лиц…  Четыре  или  пять…  И  все  они  были  безобразны.  От  всех  исходил  холод.  Они  смотрели  на  меня  из  бездны.  Одно  из  них  было  особенно  отвратительно.  С  тёмным  провалом  вместо  носа,  с  перекошенным  ртом,  с  глазами  полными  ненависти,  которыми  он  словно  пытался  уничтожить  меня…

Жена  так  и  не  смогла  разглядеть  тех  монстров,  несмотря  на  все  мои  горячие  попытки  вытащить  их  из  тьмы.  А  что  же  автор?  Он  лишь  загадочно  улыбался…

-  Сколько  вы  за  неё  хотите?

И  тут  он  назвал  такую  цифру,  что  я  облегчённо  выдохнул.  Она  была  запредельной.  А  обрадовался  потому,  что  не  хотел  её  покупать.  Она  меня  здорово  напугала…  И  это – во-вторых.

-  Позвоните,  если  вдруг  решите  приобрести.  И  помните,  на  раздумья  у  вас  всего  три  месяца,  –  сказал  он,  доставая  визитку.

Ну,  а  в-третьих,  символику  той  фотографии  я  понял  только  сейчас.  И  она  оказалась  не  такой  уж  и  сложной.  А  ещё  я  понял,  что  символы  существуют  не  столько  для  освещения  грядущего,  сколько  для  того,  чтобы  post  factum  использовать  их  в  мистических  рассказиках,  которые  обыватели  так  любят  читать  перед  сном.
 
Полагаю,  и  название  я  всё-таки  отгадал.  Жаль  вот  только,  что  автору  нет  возможности  позвонить…  Поскольку  истекли  отведённые  три  месяца…  Три  последних  месяца  моей  земной  жизни.

А  ведь  смог  бы  отгадать,  купи  я  тогда  ту  проклятую  фотографию!

Три  кленовых  листа…  Три  короны…  Три  перевёрнутых  короны…  Переворот…  Озверевшие  лица…  Бунт…

Вот  вам  и  название.

Зловещее  «Предчувствие  бунта»,  а  не  лиричное  «Прощание».

Никакой  романтики!  Никакой  революции  достоинства»!

Обычный  кровавый  мятеж.  Бессмысленный  и  беспощадный.

Ну  разве  оказался  бы  я  на  майдане,  следуя  этой  трезвой  логике?  Разве  сунулся  бы  в  пекло,  вовремя  распознав  те  несложные  спасительные символы?

Конечно,  не  оказался  бы.

И  никакой  экзистенциализм  не  затащил  бы  меня  в  это  козье  болото,  выбраться  из  которого  я  так  и  не  смог.

Помню  неестественный  задор,  безумный  азарт,  предсмертный  экстаз,  когда  бежал  вверх  по  улице  Яблонского…  Помню,  как  за  секунду  до  смерти  оглянулся  назад  и  увидел  лицо  выстрелившего  в  меня  человека…  Это  было  оно – безносое  ненавистное  лицо  бездны…  То  самое…  С  фотографии.

А  затем  по  какой-то  забавной  иронии  я  снова  вернулся  на  Алексеевский  спуск…  Но  уже  в  компании  нескольких  десятков  таких  же,  как  и  я,  бедолаг,  чьи  фотопортреты  печально  взирают  на  мир  с  прямоугольного  стенда,  висящего  на  каменной  стене  под  Андреевской  церковью…

Лукавые  политики  часто  поминают  нас  в  своих  лукавых  речах,  пафосно  называя  «Божьим  войском».

Ежедневно  мимо  нас  проходит  много  людей…  Кто-то  останавливается,  кто-то,  отвернувшись,  ускоряет  шаг…

И  всех  их  я  пытаюсь  предостеречь…  Всем  кричу!

Но  меня  никто  не  слышит…