Шедевры Эрмитажа. Ян Стен. Гуляки

Алина Алексеева-Маркезин
Ян Стен. Гуляки.1660. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 В Голландии слава Яна Стена лишь немногим уступает славе Рембрандта, Вермеера или Хальса.
        В 1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов. Произведения Яна Стена в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором.

       Картина «Гуляки» знакомит нас с обликом и характером самого художника. Стен изобразил себя вместе с женой Маргаритой -дочерью пейзажиста Яна ван Гойена. Они удобно устроились за небольшим столиком в углу комнаты и чувствуют себя здесь полными хозяевами. В правой руке художника бокал, в левой - трубка. Он лукаво щурит глаза и улыбается зрителю. Подле него, облокотившись на стол рукой и положив на нее голову, спит его жена. Она также отличалась веселым нравом, что, однако, не мешало ей быть аккуратной хозяйкой.

             В образцовом порядке на полке, на шкафу и в нише стоит начищенная посуда. И только в веселую минутку посреди комнаты брошены туфля и разбитая трубка. Элемент самодовольства, несомненно, выраженный в этой картине, проявляется в известной мере во всех произведениях художника, когда он изображает представителей своего круга. Это добродушное принятие всего, что происходит, снижает критическое начало в творчестве Стена.

           Среди темно-зеленого сукна на столе и приглушенных бронзовых тонов посуды отчетливо видим выражение лица спящей женщины. Оно как бы говорит, что устало от разгульной жизни, ей хочется выспаться, и молодая женщина с удовольствием сладко почивает на столе.Полотно раскрывает тайный смысл, вложенный художником — он не всегда был гулякой, и его жена — не запойная пьяница. Просто они очень устали, им захотелось отойти от трудовых дел и расслабиться, но все станет на круги свои.

            Они проснутся и снова будут работать в трактире. Стен всегда отличался хорошим юмором в свой адрес и любил тонко подшутить над самим собой. В этой картине «Гуляки» ему удалось это более всего.

 Художник в своих картинах не стремится к психологическому анализу героев. Он изображает только то, что может увидеть любой зашедший в трактир, где была веселая пирушка. В образе улыбчивого добродушного гуляки Стен изобразил себя. Он как бы приглашает зрителя снисходительно посмеяться над ним и его женой Маргарет, которая сладко спит, не имея сип переменить неудобное положение.

          Если разбитая трубка, оброненная с ноги туфля и косо висящий фонарь необходимы для сцены сюжетно, то такие почти незаметные детали, как вбитые в стену и пол гвозди, отвечают жадному интересу к материальности всего изображенного. Зрелость художника сказывается и в крепком рисунке, и в простой, но выразительной композиции, и, главное, в том умении подчинить детали целому, которое дается только большим опытом.

            Арнольд Хоубракен, ранний биограф живописца, настаивает на том, что тот запечатлел в подобных работах жизнь своего собственного семейства. Биограф отмечает: "Можно сказать, что Стен писал так, как жил, и жил так, как писал".

          Однако вряд ли словам Хоубракена можно верить безоглядно. Если уж художник был таким "тяжелым пьяницей" и распутником, то когда он писал свои картины? До нас дошло около 800 его работ, что не так уж мало. И в каждой из них присутствует множество тонко подмеченных и тщательно выписанных деталей.

      Кроме того, в каждом из "подвыпивших автопортретов" Стена есть изрядная доля шутки, что говорит о здоровом чувстве юмора.