Четверть века эмиграции. 14. Первый гость из Москв

Владимир Темкин
Откровения эмигранта:
№14. Первый гость из Москвы

В начале декабря девяносто третьего года случилось событие, ставшее этапным  в  нашей тутошней жизни - к нам приехал ПЕРВЫЙ гость из Москвы! Это был Володя Хейфец, с которым мы в молодости вместе работали на  заводе  Лавочкина, учились  на  курсах  по  сдаче кандидатского минимума, плавали по русскому  Северу на байдарках. Он позвонил из дома, предупредил,  что прилетает  и  попросил  приютить  на  недельку,  пока осмотрится   тут  и порешает  какие-то  свои  дела. Это  был  прорыв  занавеса,  опустившегося  за   нами   при отъезде  и  иногда  пропускавшего  туда  и  обратно  письма   друзей  и  близких.  Ощущение оторванности-отрезанности тяготило   и  теребило душу. Оно  немного  ослабло  по  приезде матери и брата,  но  все  еще оставалось болезненным напоминанием о  прежних  временах.

Вовка, как я привык его звать, отроду был человеком исключительной  доброжелательности
и дружелюбия. В нем всегда светилась бездна юмора и жизненного задора... И  его  появления в наших Палестинах мы ждали с большим нетерпением. Обдумывали  программу  прие-ма. Куда свозить? Что показать?

                *    *    *
Чтобы лучше охарактеризовать его самого и наше отношение к нему, я забегу на тринадцать лет вперед. В 2006 году Вовка приехал в октябре навестить своих сыновей, к этому времени уже проживавших в Израиле.  И  среди  прочих  совместных  мероприятий,  мы отметили его шестидесятипятилетие. Совпало день в день. По этому поводу я разразился торжественной одой, зачитанной в ресторанчике на проспекте Бен-Гуриона в Хайфе, прямо внизу  от  злато-верхого Бахайского Храма. И хочу сейчас привести её целиком на этих страницах.


Вове Хейфецу
Когда наша «пьянка» дойдет до братанья,
Уже не понять , кто есть кто и кому…
И нынешний повод для встречи-собранья
Спешу огласить Вам  на трезвом уму.
             Во-первых и главное – это про повод,
Что нам предстоит осознать и понять!
Сегодня он в том, что товарищ наш, ВОВА,
Свои шестьдесят увеличил на пять.
Пять лет в нашем возрасте – это ЭПОХА
Реальных событий, видений и снов!
А зыбкий вопрос – хорошо ль то иль плохо?! –
Давнишний рассказ про коньяк и клопов.
            И самое важное в том, что воззрения
            На данный вопрос – это ж всё рудимент!-
            Во многом зависят от той точки зрения,
            Что выбрал ты правильно в данный момент.
Ведь если был друг в состояньи угрюмом,
То ВОВА умел обаяньем своим,
Улыбкой своей и своим мягким юмором
Рассеять угрюмости пепел и дым!
            Он просто талант! Объективно и точно,
            Смешно и ерошливо сыпал подначки, 
            Менялась со слов его зрения точка,
            И выглядел мир наш намного иначе!...

И мы неспроста собрались здесь сегодня,
На нем замыкается пиршеский круг!

Он нам СОСЛУЖИВЕЦ!
                Он нам СОПОХОДНИК!
Он нам СОБУТЫЛЬНИК!
                А главное – ДРУГ!!!

Он наш СОПЛЕМЕННИК,
                СООБЩНИК,
                СОАВТОР!
СОРАТНИК,
        СОТРУДНИК  и
                СОУЧЕНИК,
И даже порою в делах многократно
СОЮЗНИК наш  и
              СООТЕЧЕСTВЕННИК...

И если взлянуть на него в эту призму,
То радугой спектр (говорю без прикрас!)
ДОСТОИНСТВА,               
           СТОЙКОСТИ    и               
           ОПТИМИЗМА!   
И даже в условиях капитализма!
Для друга не знающий слова отказ!
Он ДРУЖЕСКОЙ ВЕРНОСТЬЮ светит для нас!

Наш старый товарищ! Вот честное слово!
О нем говорим мы, по дружбе любя,
И все сейчас преданно смотрим на ВОВУ,
И любим его мы чуть больше себя!

Израиль
Хайфа
23 октября 2006 года

               
                *    *    *

И вот такой человек появился у нас дома в начале декабря. По дороге, еще в самолете, он умудрился с кем-то разговориться, выяснить, что эти люди живут  в  Кармиэле,  и  что  их  в аэропорту будут встречать. Все совпало до улицы, посему доставлен он  был  на  встречавшей их машине прямо к подъезду. Когда Зоя позвонила и доложила, что гость дома, я бросил всю работу и примчался его увидеть. Вовка почти не изменился, такой же стройный, сухощавый, веселый, только вот маленько осыпался-облысел...

И мы прекраснейшим образом провели эту неделю. Объехали весь  наш Север, обснимали его везде и всюду, в том числе у пограничных ворот в Рош-ха-Никра  напротив  стрелочных указателей на стене: влево Иерусалим - 170, а вправо Бейрут -120. Показали Кинерет и море достопримечательностей вокруг него, включая Голаны. Пристроили на какие-то экскурсии и... свозили и окунули в Хамат-Гадер. Это место произвело на него неизгладимое впечатление, и ещё лет эдак десять спустя, при каждом его  появлении  мы  ехали  туда,  макались  с наслаждением в сероводородные источники, бродили по развалинам Римских бань и разглядывали крокодилов в питомнике.

Вечерами засиживались допоздна с разговорами на тему, а как там у них? а  как  тут  у  нас?
Еще свежи были воспоминания девяносто первого года. Друг мой Вовка стоял в первом ряду обороны Белого Дома и даже получил за это медаль. Я так  гордился  им! Но  по  мере  того, как мы продвигались в наших разговорах к тогдашнему сегодняшнему дню голос его тускнел.
О жизни в Москве он рассказывал скупо, и обычно яркий и красочный  его  язык  становился
монотонно серым. Речь шла только о трудностях жизни,  о  дуболомстве  власти.  Нам  было больно за них. Ведь сами мы, переполненные надеждами, продвигались вперед, и наша  жизнь  становилась ярче и многообразней. И нам изо всех сил хотелось показать её такой, какой виделась она нам. До сих пор у нас в сердцах сохранился энтузиазм того времени.  Ведь нам  все удавалось, у нас все получалось. Мы были здоровы и счастливы, а в душах у  нас  полыхала вторая молодость. Уже немного ознакомившись с местной  географией  и  благодаря  нашей СУБАРУ, с гордостью новоселов возили и показывали ему все вокруг... 

 Я объяснил Вовке и нюансы своих профессиональных дел и успехов. За всю свою прежнюю научно-инженерную жизнь я не наработал столько нового, интересного,  современного.  Мне безумно нравилась моя работа, она у меня получалась, трудности роста были  уже почти позади. На столе у меня  лежали три новых проекта. А "почти позади" я говорю по причине того, что каждый новый проект приносил абсолютно новый тип электрических машин. В дополнение к уже освоенным датчикам угла и трем видам силовых двигателей пришли датчик скорости и сверхскоростной самонамагничивающийся двигатель.   Тот самый, который  я  начинал просчитывать при поступлении на работу. Тогда это были просто прикидки, а сейчас  заказчик созрел уже полностью. В дополнение я делал первые расчеты по двум силовым  двигателям нового типа, с ограниченным углом поворота... Наши цели, как говорил когда-то бессмертный Никита Сергеевич,  были ясны... Задачи определены... И  никаких  политинформаций! И никакой общественной работы! Никакого соцсоревнования!... Во всем и всегда – только личная ответственность... И мы чувствовали, что наше будущее - в наших руках!  А  Зина все время повторяла, вот бы тебе все это в тридцать  лет!  Чего бы  ты  мог  добиться,  чего достичь... Сколько бы всего успел бы сделать...

Я очень надеялся, что смогу заразить Вовку  вирусом  нашего  энтузиазма!  Но  домашние
проблемы с его и Жениной матерями заякорили их в  России  и  не  дали   подняться   на крыло... Сейчас в Израиле живут их дети и  внуки,  а  они ежегодно  навещают   их,   бывая,
конечно же, и у нас, и за вечерней трапезой  на  веранде   нашего   дома   мы   вспоминаем первые Вовкины приезды и наши совместные путешествия, речь о которых ещё впереди.
               
Помимо радости общения и московских новостей Вовка привозил массу  технической   литературы, которая заполняла для меня профессиональный вакуум. Ведь работал я в своей области один. Мои коллеги помогали в механике, в испытаниях, в технологии,  но  все электромеханические решения приходилось принимать самому. Единственным  источником информации, знаний и просто «полезных советов» были для  меня  книги.  Иноземные  издания по содержанию были ближе  к  учебникам,  а  каких-либо нюансов и особенностей  технологии  или расчетно-методических материалов, как правило, не  содержали. Наверное,  давлела  конкуренция и нежелание делиться производственными  секретами.  Русскоязычные  книги   писались в совсем иной манере, среди них было  много  монографий  с  результатами  проведенных исследований и разработок. И близость языка также играла свою положительную роль.

А Вовка, которому я пожаловался на свои  проблемы,  беззаветно  принял  на  себя  тяжкую ношу - роль моего поставщика в этом непростом вопросе. Я посылал ему длинные списки, а он в Москве проявлял неописуемую сноровку и привозил в  каждый  свой  приезд  для  меня десятки книг, которые я тут же  копировал  и  отдавал  обратно.  И  сейчас  на  моих  полках теснятся до сотни копий со штампами великого множества  библиотек  московских  ВУЗов  и предприятий. Как он это делал, скольких друзей и коллег подключал, как с ними расчитывался, знает только он сам. А я и тогда, и  сейчас  беззастенчиво  пользуюсь  результатами  его труда. В те годы, когда он не мог приехать, посылал книги через друзей и знакомых.  И  если перефразировать Максима Горького, я должен честно сказать,  что  лучшим  в  моих  первых проектах я обязан Вовке и его  книгам. Был он, конечно,  не  единственным  моим  поставщиком, но был  самым первым и самым продуктивным.  И  если  бы  не  эта  его  бескорыстная помощь, мне пришлось бы намного труднее. Самостоятельные поиски методом проб и  ошибок заставляли бы тратить существенно больше сил,  времени и средств. А с  его  помощью  я практически во всех случаях попадал в десятку с  первого  раза. Сейчас на  моих  книжных полках стоит более тысячи томов, из которых более четырехсот именно по  моей  специальности, да плюс к этому около семидесяти пяти гигабайт скачанных  из  интернета  электронных копий книг, статей и патентов.. И нет сегодня для меня вопроса, пусть самого сложного,  на который нельзя бы было найти ответа в течение часа-двух. А тогда в этом деле был я нищ,, как церковная крыса,  и  Вовкина помощь была для меня на вес золота. Не знаю, сознавал ли он до конца все это,  но  до сих пор я  испытываю к нему такое тепло под ложечкой, как ни к кому другому. Привезенное им памятно и близко, и до сих смотрю я на всё это с восторгом ребенка, разворачивающего расписные картонные складни из серии «Мои первые книжки»!