Процесс развития человека естественен. Если убрать субъективность (в той степени, насколько можно) в размышлении, есть ли развитие или нет, то любое движение можно назвать развитием, даже движение на дно усугубляет внутренние конфликты, обнаруживает в человеке границы, ярко высвечивает близость одних границ и удаленность других. Среди апостолов Иисуса и в его окружении были как раз такие: мытари-налогосборщики, презираемые всем обществом Израиля, рыбаки, стоящие на последних ступенях этого общества, согласно писаниям (не утверждаю от себя), блудницы, так же относимые средним классом к низшим, безнравственным по отношению к существующим шаблонам общества, слоям. Именно они ставили главный вопрос своего развития: «Кто я?»
Откуда берется этот вопрос? Кто, какая часть в человеке его задает?
Человек, как, действующее во времени согласно своему разумению, существо, даже, в своем ограниченном состоянии ума, весьма разнообразно, разнородно, иногда и внутриразделенно. Даже не наука, а целая отрасль в современном мире человека работает и развивается, чтобы определить разнообразие и многоплановость души-психо, скорректировать ее деятельность, течение ее жизни во времени, в желаемое заказчику русло.
В Буддизме говорят о трех мирах деятельности человека: Мир форм, Мир желаний, Мир безформ (прослеживается аналогия ведических источников?). Та самая душа, как объект изучения и воздействия отрасли, в большей степени, сопоставляется с Миром желаний. По сути, это мир отношений форм, в котором шаблоны и стереотипы самого человека, с которыми он нередко, не только связывает себя, но и ассоциирует, являются тоже отношениями, субъектами этого Мира желаний, отношениями между формами, между отношениями и т. д.
Таким образом, в своем подавляющем большинстве, человек живет не реальной жизнью, понимая смысл происходящего, совершенство форм, работая над совершенством смыслов и форм, а, в соответствии с правилами, стереотипами, где-то сложившимися сами собой, где-то навязанными, где-то придуманными самостоятельно. Психология, опять же, в большинстве случаев, решает вопрос «починки» внутреннего, индивидуального стереотипа с выводом его на рельсы глобальных отношений, глобальных общепринятых шаблонов. Представьте ситуацию у каннибалов, когда, вследствие душевного расстройства у члена такого общества пропал аппетит к себе подобным? Психолог канибалов теми же методами и приемами, что и в «цивилизованном» обществе, возвращает его к общепринятым шаблонам...
Значит, дело совсем не в психологии, она не в состоянии указать путь развития, помочь человеку на самом пути. И то пространство отношений, отношений отношений, которое мы часто отождествляем с собой, - это не мы. Мы засмотрелись в них, нас затянули подробности, подробности, сложившиеся в закономерности заманили наше я, и оно стало отождествлять себя с с подробностями отношений шаблонов, и, завернувшись в общие шаблоны, стало выстраивать себя. И вот, на вопрос, кто ты, кем ты хочешь стать, отвечает шаблон: «Я неудачник/удачник в определенной сфере (шаблоне). Я хочу стать успешным. Я хочу стать специалистом, начальником, ученым, бизнесменом (все это с определяющими эпитетами...)» Этому ответу учит психология, ее сессии и технологии, курсы, тренинги достижения успеха. Где, в чем, чего успеха? Разумеется в шаблонах, а не в себе. Что же надо отвечать, спросите вы? На этот вопрос вы ответите сами и только сами. Никакие курсы, тренинги, сессии за вас на него не ответят. Ответ приходит по мере того, как вы выращиваете его, докапываясь до сути, не жалея себя и свое эго. В какой-то момент ваше эго поймет, куда может завести такая работа и начнет отчаянно сопротивляться. Почему?
Вернемся к тем самым трем мирам. Где в них находится человек? Да эти три мира и есть сам Человек! И, только у кого рабочий ум, у кого — разум, у кого - сознание, как сосредоточение осознанной внимательности бесконечного сознания, рождающее человека, в зависимости от того, как оно выражено для конкретного уровня развития человека, определяет его осознанность, либо, как игру в роль «начальника» одного из шаблонов мира желаний, либо, как неограниченного ничем Человека.
На основании этого мы можем оценить действенность практик развития, которые применяет человек в своей жизни. С какой позиции он это делает, таков и путь его развития, таков и результат.
Из опыта известной нам истории, пути саморазвития, проходящие в своей массе через религию, предусматривали отказ от «мирского». Нет, не просто от материальных благ, а от собственного эгоизма. Если внимательно изучать практики первых шагов и не только новой истории, но и из древних источников, то все они содержат постулаты отказа от эгоизма, корысти, гордыни. А, возвращаясь к новым религиям, можно сказать, гордыня стоит в ряду самых главных грехов человека. Почему? Все очень просто... Гордыня, сопровождающее ее невежество, корысть, встали непреодолимой преградой к пониманию пути, а значит, освоению любых путей развития. Ибо другого развития, кроме духовного и развития осознанности нет.
Опыт и здравый рассудок показал людям, ими обладающим, существующую ограниченность способностей и возможностей человека, достигшего границы своих возможностей в своем настоящем. Технологические потуги лишь украшают забор ограниченности, а новые средства, расширяющие ограничения, создают новые, более изысканные. Пространство человечности в общепринятом шаблоне исчерпало себя.
А как же йога, другие телесные практики, сыроедение, ничего неедение, веганство? Снимают ли они ограничения в развитии? Безусловно, они полезны. Но улучшение материалов и судоходных свойств корабля ему ни к чему в отсутствие двигателя и антикоррозийности этих материалов. Медитации, - это тоже инструмент. Мало того, сегодня, - это модное упражнение, название которого применяют к любой деятельности: задумчивости, развитию образности, успокоению, расслаблению... Что мы хотим добиться телесными практиками, практиками, ограниченными телом в ограниченном мире, оставаясь с ограниченным сознанием? Вернее, что можем? Мне довелось видеть практикующих по 15 лет йогу (видимо, со сложными названиями и великими школами), которые на занятиях практики внимательности, связанных с осознанием своего сознания (вот какая тавтология!), мягко говоря, показывали не лучшие результаты, а по сравнению с людьми, работающими со своей осознанностью, вообще никакими. В чем же дело? В моем брюзжании и попытках сказать, что мои практики лучше?)) Конечно нет. Еще раз внимательно прочитайте предыдущий абзац. Из него следует простой вывод: необходимо разобраться со своим сознанием, образом мышления, с физиологией телесного базиса своей разумности, прежде, чем стать на путь своего развития. Но и тут нас ждет неизвестное море с мелями, айсбергами и рифами. Куда идти? Что изучать? Философию, психологию, медицину? Многие ученые (так называют многоучившихся людей сегодня) говорят: «Да! Сотни мыслителей уже подумали о вас, разобрали ваше сознание по винтикам, знают и скажут, как вам думать, что такое сознание, из чего оно состоит...» И я скажу вам, - конечно, да! Изучайте сокровища, накопленные человеческой мыслью, но воспринимайте только то, что отзовется в вас, что станет вашим, а не то, что говорят уважаемые ученые, только потому, что они уважаемые, не то, что написано в умных книгах, только потому, что книги умные или древние и сакральные. Ведь, в конце концов, мы изучаем себя, свое сознание, свой образ мышления, себя, как человека. Нам, не то чтобы интересен, а только единственно приемлем свой опыт изучения себя, и только он ценен, и только он останется с нами, потому что этот опыт и есть мы. Это главный принцип познания себя, другого нет. Даже познавая других, чужой опыт, впитывая не свои знания, мы всегда примериваем, пропускаем их через себя. По крайней мере, так должно быть, иначе, вооружившись бездумно не своими знаниями и опытом, мы легко будем менять их на другие, наиболее подходящие в данный момент. Этакий блуждающий форвард, играющий за все команды, за судей, за всех и каждого болельщика, в зависимости от обстоятельств. А это уже не дорога, не путь...
Итак, первый шаг на пути своего развития - это познание себя, своего сознания, развитие физиологии телесного базиса сознания, одновременно с его изучением. Поверьте, даже на этом первом шаге вы сможете снять с себя столько ограничений своих возможностей и способностей, сколько за всю свою жизнь еще не открыли, занимаясь телесными и эмоциональными практиками!
Познать себя здесь и сейчас, такого, какой есть, да еще в своей бескорыстности, неэгоистичности и отсутствии гордыни - не легкая задача. И дело не в трудности или долговременности различных практик. Ведь практикой может стать простое, но упорное размышление и самодисциплина. Дело в том, что результаты могут вас удивить, могут не обрадовать, могут и испугать (именно это я имел ввиду, говоря, что «в какой-то момент ваше эго поймет, куда может завести такая работа и начнет отчаянно сопротивляться»). Вы даже не представляете, сколько можете сейчас и сразу, лишь сняв со своего сознания пелену захвативших его в плен шаблонов и стереотипов. А если вашему сознанию дать возможность воспользоваться раскрытой полнотой способностей вашего мозга!..
И еще. Не надо гнаться за чудесами, сверхспособностями, не надо делать их самоцелью. Это ведь еще один шаблон, еще один колпак, который мы по ошибке надеваем себе на голову, закрываясь от видения и осознавания себя, а значит, и от совершенства окружающего мира. Все это и больше, чем вы можете себе представить и помыслить сейчас, придет само.
Надо думать, Яснобытие гораздо больше, чем ясновидение или яснознание!..
Вот мы и пришли к определению того, что нас ждет впереди, вернее, что в нас уже давно есть, но мы еще этого не знаем. Итак, наша цель - это Яснобытие, достигаемое на пути развития сознания, затем сознания и тела, а в целом, достижения неограниченного объема души. Краткое содержание пути. Пути, который можно пройти за одну жизнь.
Теперь осталось определить, кто вы и кем хотите стать.
Я — человек и хочу стать Человеком!