Слово о боге в душе...

Филин Дмитрий
Слово о Боге в душе, распорядке дня и о «православном» язычестве...


Христос посреди нас!

Закончился Успенский пост, минули два двунадесятых Праздника: Господский – Преображение и Богородичный – Успение… и кажется нам, что жизнь вернулась с свое обычное русло и ритм.

Радость от минувших Праздников у меня была пусть и немного, но разбавлена грустью от того, что не имею возможности разделить эту самую радость с теми, кто окружает меня значительное время моей жизни – теми, с кем работаю, с кем общаюсь, встречаюсь, здороваюсь… Как часто, приезжая в такие дни после Литургии на работу в тихой радости от того, что Господь сподобил меня, недостойного, Своих Страшных Таинств, и поздравляя всех с Праздником, я слышал в ответ такие слова:

- А с каким?
- Просвети, что за Праздник?
- Сегодня тоже Праздник? А что празднуем?

Не удивительно было бы сие, будь я в обществе язычников или совершенных атеистов. Нет, напротив – почти все православные. Мало того, заходящие в храм иногда, ставящие свечи… кто-то даже носит нательный крестик. Если с ними заводишь разговор о том, что очень странно, что православные не спешат на богослужение (не говоря уже о том, что торопиться надо бы и на Исповедь и к Чаше), в ответ раздается либо подобное:

- Я как-то не считаю нужным, зачем? Бог в душе у меня!
- Да я захожу в храм иногда, свечи ставлю…

И часто разговор замолкает почти и не начавшись, и видно, что слова твои выглядят обидно для собеседника. Однако, мало что есть более дурного, нежели ради человекоугодничества замолчать, тем самым не только обрекая брата или сестру во Христе на погибель, но и себе уготовляя подобную же участь. Поэтому, отбросив ложную учтивость, начнем рассуждения об этом смертельно опасном для души явлении – обманчивом и ошибочном осознании того, что Бог почтил тебя своим посещением и вселился в обители твоей души…


1. «Бог в душе…» - это самое распространенное, наверное, и убийственное ля дела спасения осознание, которое может принят человек и жить с таким осознанием на потеху лукавого духа до самого своего отхода в вечность.
А что это именно так, мы сейчас рассмотрим на примерах…

Прежде всего надо понять, что если Бог почил Своим пребыванием душу человека, то это означает, что встреча человека и Бога состоялась и это стало известно человеку тому. И правда- если это не известно было бы, то человек и не стал бы об этом говорить и в том убеждать и себя и других. А если бы такая встреча состоялась, но Бог не почил Своим постоянным присутствием душу человека, то тот и не стал бы утверждать, что Бог у него в душе, а сказал бы лишь, что Богу был, но оставил его. Итак, человек, который утверждает, что Бог у него в душе убежден, что встреча с Богом у него была и Тот остался пребывать в доме его души.

Покажем прежде, что убеждение о состоявшейся встрече ложное. Для этого проще всего обратиться к опыту других, менее значимых встреч, которые случаются с человеком в его земной жизни.

Молодой человек живет своими повседневными заботами и увлечениями и кажется, что ничто не в состоянии поколебать устоявшуюся колею его дней. Однако, в один миг он изменяет всем своим укоренившимся привычкам и перекраивает свой день и даже ночь, только встретит ту, что украдет его сердце своим взглядом. Он уже не может ни есть, ни спать. Пока не услышит её голос. То, что вчера еще составляло его сокровище ныне не стоит даже выпавшего волоска с головы его любимой. Что же заставило так изменить весь распорядок дня этого юноши? Что перевернуло иерархию его ценностей, поколебав даже самые её устои? Что лишило его и крепкого сна и здорового аппетита, а взгляд сотворило метающимся и неспокойным?

Это сделала встреча.
Но эта встреча случилась с человеком, с тем, кто одного с ним естества, кто никак не в состоянии помочь на Страшном Судище Христовом, кто не может спасти, помиловать, сделать наследником Небесного Царства. Это, возможно, очень важная встреча, но она не простирается в вечность или, вернее, она может простираться и в пакибытие, но на качество пакибытия она не имеет влияния- что с этой встречей, что без нее, - будущность от иного зависит.

Не правда ли странно, что встреча меньшая (с человеком) сотворила такие удивительные превращения и часто заставляет совершать великие жертвы, а Встреча с Тем, Кто создал Вселенную и Землю, море и все бездны, горы и долины, всю тварь одним Своим Словом из ничего, с Тем, кто Один лишь может наказывать и миловать и через Кого и Кем наше спасение никак человека не изменила, не отняла аппетит, ни лишила сна?

Ясно одно – то, что внушается человеку духом злобы как свершившееся (встреча) на деле выходит лишь уловкой, позволяющей усыпить бдительность расслабленного человека и создать иллюзию того, что такая встреча состоялась.
Дам и другой пример…Сколько усилий прикладывает человек, когда загорается желанием приобрести богатство, успех, вес в обществе, власть, славу… Случается, что и семья не может удержать его в стремлении достигнуть намеченного. В те редкие часы, что он появляется дома, он слышит жалобы той, кто еще вчера был для него самым близким и желанным, но не в силах разрешить эти жалобы. Он видит обиду детей, слезы жены, ропот родственников, но не останавливается. Он живет на работе, работой и с работой – там все его сокровище, там то, чего он жаждет: слава, богатство, успех.

Человек полагает, что вот еще немного и он достигнет того, что задумал, а после можно будет все вернуть и далее жить тихо и спокойно в роскоши и неге. Но и это выходит уловкой лукавого, на которую легко подцепить человека тщеславного, алчного, гордого. Заглотив наживку, такой несчастный достигнув одного тут же устремляется к новым рубежам, которые (уж тут то уже точно), думается ему станут последними…но за ними возникают следующие и следующие…Не будем сейчас разбирать, каков конец таким устремлениям, это за рамками нашей беседы. Важно лишь, что и в этом примере, состоялась встреча – встреча с собственным тщеславием. И такая встреча так меняет жизнь человека, что про такого иногда говорят, что его не узнать, что человека словно подменили.

Видишь ли, какова бесовская уловка? Встреча, от которой никогда нет и никому радости и счастья – это даже не встреча с любимым человеком – и такая встреча переменила человека всего. Вот как влияют на нас те встречи, что состоялись на деле, а не по внушению от лукавого. Что же сказать тому, кто утверждает, что встретил Бога и что Тот даже удостоил его Своим пребыванием, но кто никак не переменился сам? Одно лишь сказать можно с уверенностью – такой встречи не было, это лишь иллюзия, погибельная уверенность, ведущая несчастного в геенну.


2. Есть весьма несложный способ распознать – могла ли такая встреча состояться или же таковой еще не случилось. Для этого всего-то надо встать перед зеркалом и проверить – как изменился твой распорядок дня с того момента, что, как тебе думается, такая встреча состоялась. Если никаких существенных изменений не произошло, то можно со всей уверенностью заявить: встречи не состоялось! И не следует бояться такого приговора, самому себе произнесенному! Страшиться следует небрежного рассмотрения или отсутствия такового, которое заставляет тебя пребывать в сладком тлене неведения и ложных иллюзиях. Осознание того, что встречи не случилось это первый твердый шаг ко спасению, потому что такое осознание означает остановку по дороге к пропасти. Остановка на таком пути уже пол спасения. Станет ли такая остановка лишь коротким пробуждением и передышкой перед падением в бездну или окажется тем счастливым днем, в который сознание человека совершит спасительную перемену во многом зависит от того, на что позднее человек направит свою волю.

Есть верные приметы, рассмотрев которые можно увидеть явные признаки того, что ты находишься в иллюзорном заблуждении относительно состоявшейся встречи с Господом.


3. Прежде всего, стоит заметить – слышишь ли ты Его слова и прикладываешь ли усилия ради того, чтобы следовать им. И начать такое рассмотрение следует с самого главного, без чего нет спасения:

«истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6: 53-54).

Святитель Иоанн Златоуст такое дает пояснение этим словам Господа:

«что сегодня читано, то, действительно, достойно страха. Что же именно, – послушай. Истинно говорю вам, говорит Христос, если кто не будет есть плоти Моей и пить крови Моей, тот не будет иметь жизни в себе. Так как иудеи пред тем говорили, что это невозможно, то Он показывает, что не только не невозможно, но и весьма необходимо. Поэтому и прибавляет: "ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день". Слова Его: если кто ест от хлеба сего, не умрет во веки, легко могли показаться им странными, как и тогда, когда они говорили: Авраам умер, и пророки умерли, как же Ты говоришь: не вкусит смерти (Иоан.8:52)? Поэтому Он, чтобы разрешить такое недоумение и показать, что действительно не умрет навсегда, упомянул о воскресении. Часто же говорит о таинстве (причащения), чтобы показать, как оно необходимо и что оно непременно должно быть. "Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие" (ст.55). Что значат эти слова? Ими Он хочет или сказать то, что плоть Его есть истинное брашно, спасающее душу, или же уверить их в сказанном, так чтобы они не считали слов Его загадкою и притчею, но знали, что непременно должно вкушать Его тело. Далее говорит: "ядущий Мою Плоть пребывает во Мне" (ст.56); этим показывает, что такой человек соединяется с Ним» (Толкование на Евангелие от Иоанна. Беседа 47).

Видишь ли, что говорит Господь о Причастии? Он обещает тому, кто Есть Его Тело и пьет Его Кровь Жизнь Вечную! Мы сейчас не будем говорить о том, что к Таинству этому следует подходить с великим трепетом и что можно Причаститься и себе в осуждение – это тема отдельной беседы. Но одно точно сказать можно – без Причастия нет Жизни Вечной!

Поэтому, рассматривая свою жизнь, первым делом обрати внимание на то – какое место в ней занимает Евхаристия. Если такое место отсутствует, то можно ли говорить о «Боге в душе»? Никак нельзя. Ведь далее Господь явно раскрывает, когда Он поселяется в человеке:

«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 56).

Вот условие Его пребывания в тебе! Как же можешь ты говорить о пребывающем в тебе Господе, если небрежешь Чашей и Его Пречистыми Плотью и Кровью?

Но скажу более – даже есть изредка ты и принимал Святые Дары, то этого недостаточно. Смотри, Господь не сказал: «съешь Мою Плоть и испей Мою Кровь», но говорит о постоянном возвращении к Его Дарам:

«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь».

Видишь, что Господь говорит о том, что мало единажды приступить к Таинству, но следует раз за разом возвращаться к нему. А Святая Церковь определила и тот срок, нарушить который человеку следует остерегаться, потому что им положен некоторый предел между предыдущим и последующим Причащением христианина:

Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения.
(Ап. 8, 9; Трул. 66; Антиох. 2; Сердик. 11).

Увы, мы, современные православные сильно обмельчали и те нормы, что были приемлемы для рядового мирянина Церкви того времени ныне видятся нам почти что эталоном святости. И по нашей немощи и по нашему оскудению Церковь в лице своих пастырей ради постепенного нашего уврачевания, применяет к нам принцип икономии и это случается для нас полезным. Но всегда добром будет помнить, что икономия это вынужденная мера, но правилом все же остается акривия.


4. Коли мы начали говорить о встрече с Богом и о верном признаке того, что такая встреча состоялась – усилиях в следовании Его словам, то нельзя пренебречь и памятными событиями – Праздниками, первый из которых – Праздник Праздников – Светлое Воскресение Христово.

Что случается, когда происходит встреча одного человека с другим мы уже рассмотрели выше. Заметим лишь, что перемены происходят не просто абы как, но в тесной взаимосвязи с особыми днями того человека, встреча с которым так тебя изменила. И правда – ты стремишься к встрече с ним, но в особенности жаждешь такой встречи в общие Ваши памятные дни – годовщину встречи, дни рождения ваших детей, ваш отдых вы также стремитесь по возможности совместить… Ты стремишься порадовать его, но в особенности в день его рождения или в иной день, особенный для этого человека и выделяющийся из череды других.

Если так ты поступаешь при встрече с человеком, то не более ли будешь стремиться особенно провести дни Праздников Господних и Его Пречистой Матери?

Вот еще один верный признак, по которому можно рассмотреть внимательно – случилась ли встреча с Господом или это лишь внушение злого беса: рассмотри, как вошли в твою жизнь Светлое Христово Воскресение и двунадесятые праздники и отодвинули ли они праздники светские и разного рода житейские хлопоты. Если ты как и ранее не ощущаешь потребности в такие дни поспешить в храм Божий на встречу с Ним, с Его Святыми Дарами, чтобы со всей Церковью, которая есть Тело Христово, разделить общую духовную радость, то можно уверенно ответить себе: встречи не состоялось.

И правда – день рождения дитя ты никогда не пропустишь, заранее подготовив подарки и постараешься, чтобы последние порадовали чадо, потому что по любви к нему ты всеми силами постараешься не доставить ребенку огорчение.

Но ты с легкостью пренебрегаешь Господом, которого ничем не можешь одарить, потому что все во Вселенной Его:

«Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23: 1),

но Который Сам с радостью готов тебя одарить Вечным Блаженством. Ты спокойно небрежешь Его званным обедом и продолжаешь заниматься своими мирскими заботами – о какой встрече ты говоришь, несчастный?

В самый Светлый день, в День Его Воскресения ты едешь копать огород или отправляешься на кладбище! Но послушай слово апостольское:

«От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися, во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище». (Ап. 9; Трул. 24; Антиох. 2; Карф. 61).

Беги на встречу с Господом, со Спасителем, отклонись от иных развлечений и забот, пусть они и выглядят пока для тебя неуклонными и обязательными. Доколе не уступят они место Празднику Праздников знай, что не было встречи…


5. Но вот иные дни, утвержденные Церковью ради того, чтобы подготовить нас к встрече с Господом и на борьбу с нечистым духом – дни постов.

Ты говоришь о том, что Господь поселился в тебе…но пренебрегаешь постом. Но послушай, что на это говорит Спаситель:

«сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21).

Пренебрегаешь постом – значит не изгнал ты лукавого духа их хижины своей души, как можешь дерзать утверждать, что Бог также пребывает в твоей темнице? Не бывает так – либо Святой Дух, либо лукавый:

«какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6: 14-16).

Коли храм твоей души есть обиталище идола – откуда там место для Бога?
Вспомни, ради каких событий Святая Церковь установила помимо многодневных постов посты по средам и по пятницам. По средам мы постимся ради того, чтобы размежеваться с предательством Иуды Искариотского, а по пятницам дабы не затеряться в толпе, кричащей:

«распни, распни Его!» (Ин. 19: 6).

И можно ли представить, чтобы человек радовался и предавался увеселениям и ровно никак не погрустил в день, когда убили кого-то из его близких, в день кончины его матери или отца…брата или дитя.

Но ты небрежешь Крестными Страданиями Спасителя нашего! Как можешь говорить, что Он в тебе пребывает? Это страшное заблуждение, которого надо бежать со всех ног.


6. Мы сказали о посте, но ровно тоже следует сказать и о молитве – об этом втором оружии в борьбе с духом лжи.

«сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21).

Пренебрежение или вовсе неисполнение Утреннего и Вечернего Правил есть верный признак того, что мнение о том, что встреча с Богом произошла есть лишь уловка лукавого духа, усыпляющая твою волю и отнимающая у нее и те малые силы, что есть у тебя на то, чтобы поднять её и направиться в сторону от дороги, ведущей в вечную погибель.

Тоже и даже в большей степени следует отметить и о молитве Соборной – о богослужении в храме Божьем. Если не находит человек времени, сил, желания или, хотя бы и без желания, но с осознанием такой необходимости, по послушанию Церкви (что иногда может быть выше всяких тонких переживаний, что иногда могут нас, недостойных, посещать, и к которым следует относиться с большой осторожностью) пребывать вместе со своими братьями и сестрами во Христе по вечерам субботним и по Воскресениям на Всенощной, за Литургией, если не стремится он в место особого пребывания Бога, то нет Его и в душе.

Молитва – это наше обращение к Господу, можно сказать, что потребность в молитве есть выражение нашей потребности поговорить с Ним. Но что скажешь ты, человек, о том, кто отвергает возможность поговорить с тем, о ком утверждает, что любит его, что кто-то важен для него? Если он просто не испытывает потребности поговорить с ним? Ты скажешь, что мнит сей о любви и уважении, нет ни одного, ни другого.

То скажешь ты относительно человека…что же скажешь относительно пренебрежения Спасителем – Тем, Кто ради тебя взошел на Крест? Полагаю, назовешь несчастного неблагодарным и жестокосердным. Потому как даже не испытывая любви (по жесткости сердца), то хотя бы разумением следовало бы отдать честь долга в благодарении и поклонении Ему.


7. Мы рассмотрели несколько верных примет – признаков, которые непременно могут помочь нам в трезвении и осознании того- случилась ли встреча с Господом или все кажущееся лишь иллюзия демонов.

Но бывает, что лукавый проявляет большую изобретательность и внушает некоторому человеку некоторую видимость благочестивой жизни. Такой человек может иногда, хотя и очень редко, приступать к Святым Таинствам. Однако, он почти никогда не посетит Литургию вне этих редких дней. Но ложное успокоение такой человек получит, поскольку иногда он случится заскочит в храм и поставит пару свечек своим любимым святым или иконам.

Он даже может периодически читать утреннее или вечернее правила, хотя и без особой потребности и не будет испытывать угрызений совести от того, что пропустил и пренебрег.

Как же определить опасность, есть ли признаки?
И такие признаки есть. Помимо самого первого (относительно пренебрежением Литургическим общением), есть один такой очень верный признак, который вопиет о большой беде.

Задай себе вопрос, человек, часто ли случается такое, что ты легко пренебрегая Божественной Литургией однако готов выстаивать долгие часы ради того, чтобы поклониться к мощам какого-то святого или чудотворной иконы и попросить их о помощи (как правило в делах житейских: работе, здоровье)?

Если к этому святому или иконе ты ходишь чаще и с большим желанием, чем на Литургию, то это серьезный повод задуматься о том, что что Господа вытеснил святой или икона и из доброго ты по своему произволению сотворил злое: святые мощи угодника Божьего сделались для тебя идолом.

Это грустно, но такие истории не редкость среди нас, православных. Иногда случаются и такие, ставшие почти анекдотичными истории:

В храм торопясь заходит женщина и спрашивает и свешницы:

- Какой иконе надо свечку ставить для успеха в делах?

Прихожанка за подсвечником тихо пытается напомнить даме:

- Господа надо просить…Божью Матерь…

Но дама не слушает:

- Какой Господь! Ты мне скажи- иконе какой молиться!

И смешно и грустно…больше, конечно, грусти. Но увы, такое «православное» язычество весьма распространено.
Помимо рассмотренных признаков, позволяющих найти в себе такое язычество, есть и другой. Рассмотри свое поведение в храме во время богослужения. Если в самые ответственные и торжественные моменты богослужения ты полагаешь возможным пойти и поставить свечку (например, во время чтения Евангелия или Евхаристического Канона), если во время, когда в храме идет Причастие ты полагаешь для себя, что все уже закончилось и спокойно пробираешься к выходу, торопясь поскорее попасть домой или ходишь и расставляешь свечи. Если в Праздник ты не за Литургией, а в очереди к мощам или иконе, то знай, что не далек ты от того, чтобы назваться идолопоклонником. Вернее сказать, что полезнее тебе таковым себя признать поскорее и поторопиться принести покаяние в том, а воздавая должное святому угоднику и его мощам, все же заменить его на своем пьедестале Господом Вседержителем.


8. Мы рассмотрели ряд примет и признаков, рассмотрение которых позволяет понять те случаи, когда мы с уверенностью можем утверждать, что встречи с Богом мы не имели и что ложно осознание того, что «Бог у нас в душе». Правда, нельзя не упомянуть тот факт, что и при уверенном «прохождении» этого рассмотрения, может так случиться, что мы можем пребывать в ложном успокоении. Бывает, что кто-то каждую неделю дерзает подходить к Чаше, никогда не пропускает молитвенного правила и соблюдает все посты и ревнует о посте, но Бога в себе не имеет, поскольку не имеет любви:

Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас (1Ин. 4: 12),

Однако, рассмотрение данного вопроса за рамками нашей беседы и более того скажу – за рамками того, о чем я, недостойный, дерзаю рассуждать – подобное дерзновение дело мужей духовных и лучше, чтобы то были пастыри. С нас же достаточно и того, что мы предложили в беседе для братьев и сестер во Христе, через Которого и с Которым слава Отцу, со Святым Духом, во веки веков. Аминь.


С любовью,
рБ Дмитрий

(http://filin-dimitry.livejournal.com/236933.html)