Как стать Командующим флотом

Альберт Иванович Храптович
        (На фото - Жан Свербилов).
 
        Так сложилось, что только сейчас, накануне 55-летия тяжелой аварии на атомной подводной лодке Северного флота «К-19», прозванной «Хиросимой», я прочитал здесь, на Прозе.ру,  рассказ Юрия  Бахарева «Трагедия АПЛ «К-19».
http://www.proza.ru/2015/07/07/1461

         О ней знают многие, (Даже фильм такой есть «К-19, оставляющая вдов»). Знают многое, но не все и не всё. В рассказе Ю.Бахарева много тонких деталей, полученных им из первых уст тех, кто принимал непосредственное участие в ликвидации той жуткой аварии 4 июля 1961 года.
 
          Наряду с героизмом и самоотверженностью моряков самой «К-19», в рассказе есть строки о командире другой подводной лодки, которая пришла ей на помощь:

 «Сигнал об аварии был послан с помощью маломощной радиостанции. И, к счастью, принят дизельной подводной лодкой "С-270", под командованием капитана 3 ранга. Свербилова.  На свой страх и риск Жан Свербилов покидает завесу и следует на помощь терпящей бедствие подводной лодке. Потом ему поставят в вину, что он без разрешения покинул свою точку в завесе».

        В своё время мне выпала честь лично знать капитана 1 ранга Жана Свербилова. Он был преподавателем на Классах командиров подводных лодок в Ленинграде, (ВСООЛК ВМФ), где я учился в 1968-69 годах. Это был настоящий флотский офицер. Среднего роста, приятной внешности, с аристократическими манерами и изысканной речью, Свербилов мастерски преподавал нам секреты управления подводной лодкой. О нем на флоте, и, разумеется, на Классах, ходили легенды.  Потому, я не удивился, когда услышал тогда, что именно Жан Свербилов, наплевав на всё, на начальство, карьеру, опасность получить облучение радиацией  и прочее, первым бросился на выручку терпящему бедствие кораблю. Он успел, он пришвартовался к аварийной подводной лодке и в условиях сильнейшей радиационной опасности, сам и его экипаж, получив изрядную дозу облучения, спасли многих получивших еще более значительные дозы  моряков и офицеров «К-19».

         Необычайной смелости и мужества офицер, он слыл к тому же непревзойденным юмористом. Вот, например, как он вспоминает об одной из встреч со своими коллегами-командирами подводных лодок, где они вспоминали прошлое, в частности об аварии на "К-19":
        “Мы много говорили и пили в эту ночь. Разошлись в 4 утра. Перед тем, как заснуть, я думал о том, что наш экипаж сделал святое дело. Все лодки, участвовавшие в учениях, приняли радио Коли Затеева, но никто, кроме нас, к нему не пошел. Если бы не наша “С-270;, они бы все погибли, а их было более 100 человек…
И если Бог есть, предположил я, мы будем в раю. С надеждой на это и заснул.”

 Один рассказ его товарищей, знавших Свербилова не только по службе, независимо от степени достоверности,(лично я верю, что  примерно так там всё и было), предлагаю вниманию читателей.

        Однажды, в 60-х годах прошлого столетия, подводная лодка  под его командованием возвращалась из полигона боевой подготовки. На входе в базу, как обычно, Свербилов запросил у Оперативного дежурного добро на вход и  место швартовки.  ОД добро на вход дал, назвал номер пирса, к которому Свербилов должен был пришвартоваться, но предупредил, что свободных пирсов нет, что там уже стоит подводная лодка и ему следует швартоваться  к ней вторым корпусом левым бортом.  И еще добавил, что дивизию проверяет штаб СФ и сам Командующий флотом сейчас находится на одной из подводных лодок. Так что, мол, смотри, будь поаккуратнее.

         Ничего необычного в сообщении ОД не было, всё как всегда, разве что Командующий флотом не каждый день бывает в дивизии. Может и увидеть, и оценить швартовку подводной лодки, так что надо было не просто пришвартоваться, а сделать это на высоком уровне.  Мастерства в управлении подводной лодкой, в том числе при швартовке, Свербилову было не занимать, так что он особо и не волновался.
          Выйдя к месту стоянки подводных лодок дивизии, Свербилов, точно рассчитав маневр,  перешел на движение из-под дизелей на электромоторы, дал средний ход вперед и лег на курс подхода к правому борту подводной лодки, стоящей у указанного ему пирса.
 
          Всё шло как обычно, начальства на пирсе видно не было, только принимающие швартовные концы матросы стояли в готовности на надстройке стоящей у пирса подводной лодки. В рассчитанной точке командир с мостика дает команду вниз:  «Оба мотора средний назад!» .  На выполнение команды требуются секунды, но гребные валы еще должны остановиться, а потом раскрутиться назад. Командир контролирует всё это, всем свои существом чувствуя лодку, её вибрацию, а для надежности еще и поглядывает назад, за корму корабля, туда, где кильватерный след.  И... никакой обычной дрожи корабля при отработке назад не чувствует, и буруна соответствующего за кормой не видит! Винты назад не работают, лодка продолжает движение вперёд!  Энергичные, если не сказать больше, команды и слова с мостика в Центральный пост возымели своё действие, но,  увы, полный назад дали с опозданием, погасить инерцию хода вперед не успели...   На довольно-таки приличной инерции лодка Свербилова ударила форштевнем в одну из цистерн главного балласта подводной лодки у пирса, проделав ней приличную дыру.  Цистерна с шумом заполнилась и стоящая у пирса подводная лодка довольно резко ощутимо накренилась на правый борт.

           Никогда ничего подобного не было, а тут закон подлости сыграл свою роль. Как оказалось, ошибка была допущена в особо неподходящий момент. По тому самому закону, говорят, что именно на той лодке находился в то время Командующий флотом.  Ему, естественно, доложили, что произошло. Разъяренный адмирал приказал выслать группу офицеров штаба СФ на лодку Свербилова, проверить там порядок и дисциплину, установить причину аварийного происшествия,  а командира немедленно доставить к нему.

           Свербилов к тому времени вызвал на мостик вахтенного механика, (им по тревоге был командир БЧ-5), и старшину команды электриков, который был на управлении электромоторами, и приказал им говорить всем, кто спросит, что это он, командир, ошибся в команде, и вместо: «Оба мотора средний назад!» скомандовал: «Средний вперед».  И, кроме того, чтобы в Вахтенном журнале именно так и было написано.  Разбираться, что произошло, выяснять, кто виноват, что к чему и почему времени не было.

            Когда Свербилов прибыл к Командующему, тот сразу же обрушился на него с бранью, обвиняя в развале организации службы на подводной лодке, где полный бардак, даже пришвартоваться толком не могут, и т.д. Не давая Свербилову открыть рот,  Командующий продолжал бушевать. Когда немного утих, дал возможность и командиру сказать несколько слов.
            - Товарищ Командующий,  это я допустил ошибку, не понимаю, как у меня так сорвалось с языка «вперед», а не «назад». Мои подчиненные ни в чем не виноваты, они высококлассные профессионалы, организация службы у меня на корабле на высоте, исполняют приказания точно и быстро.
 
               Всё это Свербилову удалось сказать Командующему.  Тот выслушал, но пообещал, когда вернется старший из проверяющих и доложит что там, на борту и как, тогда и будет решать, что делать с командиром -  снять с должности или строго наказать.
 
               Вскоре проверяющие офицеры прибыли и старший группы доложил Командующему, что вины личного состава нет, организация службы на подводной лодке на должном уровне, дисциплина и порядок на высоте.
               Командующий расслабился и ударился в воспоминания. Рассказал, что он и сам в прошлом, командуя кораблем, попадал в переделки, то при швартовке к плавкрану снёс ему пол-борта леерных стоек, то при прохождении ГКС попал под судно контроля и еще пару эпизодов припомнил.  Потом как бы очнувшись, строго спрашивает Свербилова:
           -  Ну ты всё понял?!
           -  Так точно, товарищ Командующий, понял!
           -  И что ты понял?
           -  Я понял так:  чтобы мне стать Командующим флотом, надо совершить еще пару аварий!
             Командующий расхохотался и отпустил командира с миром. 
             Свербилова, конечно, наказали свои начальники. Командующим флотом впоследствии, несмотря на свои способности и выдающиеся командирские качества, он так и не стал. Разумеется, не только из-за аварии, и не потому, что аварий у него больше не было,  а почему – понятно, некая графа в личном деле. Но кто его знал, независимо от того уважали больше, чем любого командующего.

       Известная журналистка и писательница из Перми Светлана Павловна Королева, прочитав мой рассказ о Жане Свербилове, прислала мне выдержку из книги   контр-адмирала, Героя Советского Союза В.Л. Березовского "Держать глубину. Флотские были". Я благодарен ей за подарок, и привожу здесь еще одно свидетельство тому, каким юмористом был Ж.Свербилов. Вот что было сказано о нем Березовским:

       «В конце 50-х к нам, на 14 отдельную бригаду подводных лодок, что дислоцировалась на Гремиху, пришли в качестве пополнения две подводные лодки. Одна из них С-270 под командованием Жана Михайловича Свербилова – человека ироничного, остроумного и при этом отличного подводника. Вообще, о его   неисчерпаемом  хохмачестве  можно писать тома…

       Итак, ясным субботним днем, когда весь флот до обеда занят большой приборкой, Жан Михалыч стоял дежурным по бригаде, умело сочетая "руководство приборкой" и собственное дежурство. Сочетание осуществлялось в каюте плавбазы «Аксай», где четырьмя "руководителями приборки", игралась партия преферанса. Жан, обладающий отменным чувством самосохранения, тщательно проинструктировал вахтенного у трапа, чтобы тот смотрел внимательно в сторону корня причала и когда появится комбриг или кто-нибудь из его заместителей, немедленно позвонил по общекорабельной звонковой сигнализации четыре раза.

      Как всегда в таких случаях заинструктированный  вахтенный  «протабанил»  и принялся звонить только когда командир бригады, капитан 1 ранга Федор Иванович Маслов уже ступил на палубу «Аксая».  Жан выскочил из каюты и успел встретить комбрига еще на палубе. Дальше все пошло по старинному флотскому ритуалу – Федор Иванович в сопровождении  изображавшего крайне  подобострастного дежурного Свербилова,  прошелся по кораблю, раздавая существенные и поучительные замечания приборщикам, которые  Жан, "чтобы не забыть", демонстративно записывал в блокнот.  Комедия продолжалась минут двадцать, после чего комбриг удовлетворенно двинулся к трапу. Первый его шаг на трап сопровождался громкой командой Жана:
- Сми-и-и-рна!
Федор Иванович  остановился и,  снисходительно улыбаясь, отеческим тоном выговорил Свербилову:
- Жан Михайлович, пора бы знать – команда «смирно» во время большой приборки не подается!
На что Жан, ни секунды не раздумывая, четко отрапортовал:
- Товарищ комбриг! Приятно  с почестями проводить  начальника в последний путь!»
          О реакции комбрига история умалчивает.
          Что касается выражения "в последний путь", то, мне кажется, здесь молва несколько изменила суть сказанного. Скорее всего Свербилов сказал что-то типа: "... с почестями проводить уходящего начальника". Но это нисколько не меняет существо факта. Мне, например, не меньше слов нравится то, как он изображал подчиненного, подобострастно записывающего в блокнот указания начальника. Надо было видеть его физиономию в тот момент.

             Таким был Человек с большой буквы Жан Михайлович Свербилов. Он умер в 1991 году в возрасте всего 64 лет. Не исключено, что и та авария на «К-19» в 1961 году сказалась.   Флот гордится такими командирами. А товарищи, подчиненные, помнят. Светлая ему память.