Зачем?

Ольга Барсукова -Фокина
-  Зачем я родилась на свет? Ищу ответ. Ответа нет. Продленье рода? Может быть, чтоб не прервалась жизни нить. Еще какая роль моя? Неужто все? Не верю я. Зачем-то Бог мне душу дал и в этот мир меня послал. Здесь всех нас мучает вопрос – о смысле жизни. И в серьез. Мы злы, горды, глупы, надменны. Как этот мир, несовершенны…
Аня   быстро шла по заснеженной улице, ежась от резкого пронизывающего ветра, и бормотала себе под нос слова, которые сами собой слетали с языка. Вдруг она резко остановилась и осторожно огляделась по сторонам. Редкие прохожие быстро пробегали мимо нее в разные стороны, спрятав лицо в шарфы или кутаясь в воротник. Никто не обращал на нее никакого внимания.
- Да, подруга,-  Аня покачала головой и попеняла сама себе, - совсем с ума сошла. Мало того, что разговариваешь сама с собой, шагаешь, как на плацу, еще и в рифму заговорила. Никогда не замечала за тобой способности к рифмоплетству. Хорошо, хоть погода такая, все бегут, не обращая друг на друга внимания. Иначе подумали бы, что ты из психушки сбежала.
Сильный порыв ветра, колючими, острыми снежинками, ударивший в лицо, заставил ее задохнуться и на мгновение зажмуриться. На глазах выступили слезы. Аня моргнула несколько раз и вдруг заплакала. Она плакала, размазывая по лицу слезы, смешанные со снегом. Плакала долго и с удовольствием. Плакала до тех пор, пока на душе не стало легко и пусто. Последний раз она плакала года два назад. В ее семье слезы считались слабостью, чем-то недостойным, а люди, позволявшие себе эту слабость (неважно, с горя или от радости), презирались.
Несколько раз глубоко вздохнув со всхлипом Аня достала пачку бумажных платков, открыла, достала маленькую прямоугольную салфетку, вытерла насухо лицо, высморкалась и пошла дальше. Она шла и улыбалась. Ветер все так же бил ее по лицу, мороз забирался под куртку и щипал колени, но она не замечала этого. Вдруг ее взгляд остановился на вывеске «Кафе Ромашка». Она решительно открыла дверь и вошла внутрь здания. Запах кофе, выпечки, ванили закружил голову. Кафе было небольшим, уютным всего на 5 столиков. Было тепло, тих играла музыка и всего лишь за одним столиком сидела пожилая пара.
Аня обрадовалась. Ей хотелось подумать, осмыслить все то, что сегодня произошло с ней. Но дома это сделать   невозможно, на работе тем более. Подруг, таких, чтобы с ними можно было поделиться сокровенным у нее не было. Друзей тем более. И это кафе, вдруг показалось ей спасительным уголком, где она может спокойно, без спешки подумать, чтобы принять какое-то решение. А решение надо было принимать безотлагательно.
Она села за самый дальний столик от входа, сняла куртку, шапку, пригладила волосы. К столику. Не торопясь подошла полная официантка, средних лет. Протянув Ане меню, она смачно зевнула и спросила: - Сразу будите заказывать или поглядите?
Аня мотнула головой: - Нет, смотреть не буду. Если можно, принесите мне чайник черного чая и что-то из выпечки свежее.
- У нас все свежее, - голос официантки не выражал ни каких эмоций.
Аня быстро открыла меню, ткнула пальцем в первый попавшийся десерт: - Вот это, можно?
- Можно. У нас все можно. Нести?
- Да.
- Только это не выпечка. Это торт «Наполеон».
- Давайте «Наполеон».
- Так вы же хотели выпечку?.
Аня почувствовала, что снова начинает нервничать, но сдержалась.
- Давайте «Наполеон»
- То есть выпечку заказывать не будите? – на лице официантки не отражалось никаких эмоций, голос оставался монотонным и спокойным.
- Не буду, - раздраженно буркнула Аня.
Официантка повернулась и пошла к стойке за которой стоял молодой парень.
- Сань, на заказ. Приходят и не знают, чего хотят. А ты тут думай за них. Деньги не знают куда девать. Я за эти 500 рублей смену корячусь, а они выбрасывают их за горячую воду и кусок торта. На эти деньги можно пачку чая купить и целый торт в магазине. Вот все время думаю, почему одним все, а другим ничего? Рабочий день, а она в кафе пришла, значит, не работает. Курточка вон на меху, сумка дорогая. Содержанка видно. Такие находят «папиков» и живут в свое удовольствие, ни о чем не думая. А тут с утра до ночи пашешь и концы с концами не сводишь.
Аня поняла, что надо уходить, иначе она «взорвется», и может наговорить много лишнего. Нервы и так на пределе и во что выльется дальнейшая перепалка непонятно. Она резко встала, надела куртку, шапку и пошла к выходу.
- Девушка, вы куда? – вдруг встрепенулась официантка, - вы заказ сделали!
Аня подошла, положила 500 рублей на стойку.
-  Я угощаю.  Купите себе пачку чая и целый торт. А я еще удивилась, что в такой мороз у вас посетителей нет. Их видимо и не будет. И еще хочу сказать, что злословие– это большой грех. Поэтому и концы с концами никогда не сведете. - Она вышла за дверь и снова задохнулась от порыва ветра.
Аня невесело усмехнулась и подумала, да, даже тут не везет. Куда же пойти? Домой  нельзя. Да и нет теперь у нее дома. К родителям, тем более. Кроме упреков и нотаций, которые не добавят оптимизма, там ожидать нечего. Родители всегда считали, что их функции, как родителей, заключаются в том, чтобы подготовить ее как можно лучше к реалиям жизни. То есть никаких розовых очков, сюсюканий и подбадриваний. Если что-то случилось, значит, в этом есть твоя вина, а раз она твоя, тебе и расхлебывать. Жалость удел слабых. Слезы удел слабых. А помощь, это вообще «медвежья услуга», так как человек ждущий помощи, никогда не может решать свои проблемы сам. У каждого человека своя жизнь и вмешиваться в нее нельзя. Доброта. Она хуже воровства. Щедрость, это либо дурость, либо показуха.
На ум сами собой начали приходить строчки:
– О щедром скажут – он чудак. О добром скажут – он дурак. Об умном – что-то тут не так и, как бы не попасть впросак. И в каждом ищем мы изъян. Тот весел. Этот вечно пьян. Ну, почему бы нам не жить в любви? Весь  вздор забыть. Ведь мир прекрасен, полон света. Прекрасен и зимой, и летом. Ну, почему же человек, в повязке на глазах весь век? Зачем мы в этот мир приходим? Все время ищем, не находим, ответ на вечный сей вопрос – зачем родился, жил и рос?

 Аня не весело засмеялась. Надо же, действительно прямо стихи получаются. Родители были бы в шоке. По их мнению, артисты, поэты, писатели, художники, музыканты, это неудачники, лентяи, которые не хотят работать. Трутни, которые сидят на шее государства. Прыгать по сцене, петь, малевать много ума не надо. А дочь, их дочь уже в три года знала все цифры, буквы. Складывала, отнимала, читала. К первому классу знала всю таблицу умножения, решала легкие задачки. В школе с математическим уклоном, выигрывал олимпиады любого уровня. Потом Бауманский университет, аспирантура, работа на кафедре, написание кандидатской диссертации.  Она должна стать известной ученой. Вот это достойная жизнь.
Когда Аня влюбилась и собралась замуж, дома был грандиозный скандал. Мама кричала, что вначале надо защититься, а потом уже, если так приспичило, можно выходить замуж. Замужество, это отречение от науки. Рождение ребенка поставит крест на карьере. Именно так произошло с ней. Она пожертвовала всем ради нее Ани, и для чего тогда были эти жертвы? Чтобы все повторилось? Отец не пришел на свадьбу и не разговаривал с ней целый год. Зятя за человека не считал, так как его гуманитарное образование – историк, который «копается» в прошлом великих людей и событий, это даже не артист и музыкант, те хоть какие-то усилия прилагают, а на этой работе и этого делать не требуется. Сиди, копайся в книгах в свое удовольствие, выписывай, то, что уже всем известно. Одно слово – лентяй! Аня вначале пыталась доказать, что муж работает в Музее, занимается 11 веком, научный сотрудник, переводит старинные рукописи со старорусского, но потом поняла, что это бесполезно и перестала. Муж был старше ее на 10 лет. Это был его второй брак. Родители утверждали, что человек предавший однажды, то есть бросивший свою жену, предаст и следующую.  Аня,  отвечала  им,  что у всех в жизни бывают ошибки. Просто это была не его судьба.
Спустя почти полтора года, отец оттаял, так как дочь все же защитилась и стала кандидатом наук. Поздравил.  Но с затем так и не познакомился.  Аня снова стала раз в неделю заезжать домой. Когда родители узнали, что дочь ждет ребенка в отчем доме снова разразился скандал. Они кричали, что на их помощь дочь может не рассчитывать.  Но, Аня была на столько счастлива, что впервые сама, дабы не расстраиваться на время прекратила приходы в родительский дом и общалась в основном по телефону. Она решила, что, когда родится ребенок, и родители увидят его, они уже не будут столь категоричны в своих суждениях. У нее есть любимый муж, любимая работа и будет долгожданный ребенок.  Жизнь казалась прекрасной, понятной, осмысленной. И вдруг, все начало рушиться, как карточный домик, быстро и неотвратимо.
Около месяца назад почувствовав недомогание, Аня отпросилась с работы и пошла домой. По городу гулял вирус гриппа, состояние было пограничным и она решила не рисковать. Открыв дверь, она услышала музыку и смех. Аня сняла пальто и пройдя по коридору к комнате, осторожно заглянула внутрь. Увиденная картина навсегда запечатлелась в мозгу, как фотография. На диване сидел ее любимый муж, а на его коленях молодая девица. Из одежды на ней были только маленькие стринги. Муж был в распахнутом банном халате. Его руки блуждали по телу девицы, пощипывали, похлопывали. Его рот терзал ее грудь. Девица хихикала. Аню затошнило. Голова «поплыла». Очнулась она уже в палате больницы. Врач, пряча глаза, сообщил ей, что ребенка, к сожалению, спасти не удалось, так как она упала очень неудачно, на живот. А при выписке, через три недели, тот же врач сообщил ей, что так как у нее было сильное кровотечение и она могла умереть, была проведена операция и детей у нее больше не будет.
Аня оцепенела. Всего-лишь несколько недель назад, у нее было все ради чего стоило жить, и в один момент не стало. Муж в больнице появился лишь раз. Сообщил, что раз так все произошло, и ребенка больше нет, то их ничего вместе не держит. Он встретил другую женщину, он ее любит и соответственно подает на развод. Квартира приобретена им до женитьбы, поэтому имущественных претензий быть не может. Кинул на пол ее сумочку. А в конце добавил, что вообще не понимает, как практически два года жил с алгоритмической линейкой, у которой в голове только формулы, расчеты, кандидатская, и кому это все надо, кроме ее ненормальных родителей. Обернувшись уже на пороге добавил, что ее вещи он собрал и отправил родителям. В сумочке лежали документы, кошелек с карточками и 5 тысячами рублей. Ключей от квартиры не было.
Аня вышла из больницы и поняла, что идти ей некуда. Если вещи у родителей, а в больнице они так ни разу и не появились, значит они не хотят ее видеть. Они оказались правы на счет мужа. Она не умеет разбираться в людях. И ребенка, которого они так не хотели, теперь никогда не будет.
Аня решила сначала идти на работу, отдать больничный и попросить отпуск на неделю, чтобы определиться с жильем и дальнейшей жизнью. Открыв дверь кабинета, она увидела на своем месте молодую девушку, которая уткнувшись в компьютер что-то жевала, прихлебывая из большой кружки чай.  Больше никого в кабинете не было. Видимо двое Аниных коллег вели занятия. Девушка, удивленно   посмотрела на Аню, и спросила кто ей нужен. Тут вошла зав. Кафедрой Татьяна Ивановна и увидев Аню всплеснула руками.
- Деточка, что же ты творишь! Ты где пропадала столько времени? Родители тебя потеряли, мобильный заблокирован.
- Татьяна Ивановна, здравствуйте. А что эта девушка делает за моим столом?
- Как что? Работает. Ты же уволилась. Муж сказал, что ты потеряла ребенка, у тебя депрессия и ты уехала. Передал от тебя заявление на увольнение.  Мы уже на твое место другого сотрудника приняли. Неделю как работает.
У Ани подкосились ноги. Она молча вышла и закрыла за собой дверь. Татьяна Ивановна что-то кричала ей вслед про трудовую книжку и вещи, но Аня все быстрее шла к выходу, пока не оказалась на улице. Ей надо было осмыслить все произошедшее, чтобы решить, что дальше делать и как дальше жить. Поход в кафе закончился практически скандалом. И вот теперь она стояла на пронизывающем ветру и бормотала эти непонятно откуда пришедшие строчки про смысл жизни.
И в чем теперь   смысл ее жизни? Работы нет. Семьи нет. Ребенка нет и не будет. Надежды родителей она не оправдала. Зачем она вообще родилась на свет, если ее не хотели изначально и ради нее была принесена жертва? Может ее неудавшаяся жизнь связана именно с тем, что она родилась вопреки желанию родителей? Или потому, что она пошла наперекор их воле? Как получилось так, что на земле нет ни одного человека, который бы любил ее только за то, что она есть. Подружек не было потому, что и в школе, и в университете были в основном одни парни. А те что были не вызывали симпатии и желания дружить. На работе с коллегами были ровные, хорошие отношения, но все были намного старше ее и, у них были другие интересы. Она и с мужем-то познакомилась совершенно случайно. Пришла в исторический музей и споткнувшись начала падать на витрину с оружием. Вадим ее успел подхватить, проводил до стула, усадил. Потом пригласил выпить кофе.
Надо как-то жить дальше. Но, зачем?! А главное, для кого? Все бессмысленно.
Аня ежась побрела сама, не зная куда, бормоча:
- Кто я? Зачем хожу, дышу? Ответа я не нахожу. Мне с каждым годом все трудней понять, принять других людей. Их суетливость, жадность, злобу и подхалимство перед снобом. Кто ради денег или славы готов предать и дать отравы. Тех, для кого карьера – цель. Кто ломится в чужую дверь. Кто лезет в душу в сапогах. Кричат, что жизнь у них в руках. И рады, когда кто-то плачет. И говорят, нельзя иначе. Мне говорят, ты пропадешь. Опомнись! Ты сейчас живешь. В реальном и жестоком мире. Где деньги, где богатство в силе. Где продаются честь, любовь и в воду превратилась кровь. Мне говорят, ты как ребенок. Живешь как будто ты спросонок. Так не живут уже давно. Ну, значит Богом не дано…
Вдруг кто-то дернул ее за рукав. Схватил, прижал к себе и начал целовать что-то выкрикивая. Стряхнув с себя оцепенение Аня увидела, что это мама. А рядом с ними стоит отец и по его щекам бегут слезы. Потом ее усадили в машину, привезли домой, раздели, укутали в теплый домашний халат, налили кружку горячего чая и впервые за долгое время поговорили без упреков, нотаций и криков.
Аня вдруг увидела, родителей в другом свете. Не суровыми, властными, безапелляционными, а возрастными, растерянными и любящими. Они перебивая друг друга говорили ей, что всегда хотели для нее только счастья. Но понимали, что если не дадут ей хорошего образования, позволяющего иметь стабильную работу, то она с ее замкнутым характером может остаться на обочине жизни одна. Замужество не дает стабильности. Распадается восемьдесят процентов семей, если не больше. А если у женщины есть ребенок, то она остается один на один с реалиями жизни, так как большая часть мужчин забывает о своих отпрысках практически сразу после развода. Они говорили, что все это время они нежно любили ее, боялись за нее. Когда она начала встречаться с Вадимом, отец навел о нем справки и узнал, что у него есть двое внебрачных детей от гражданских жен. Что он готовится к свадьбе с Аней и встречается еще с одной женщиной. Они, пытались   рассказать   ей об этом, но она не слушала. Почему он женился, до сих пор остается для них загадкой. Потом, когда она защитила кандидатскую диссертацию они обрадовались, что теперь она независима. Она сможет выстоять, если муж бросит ее. И тут они узнали о ее беременности. Это был шок. Вадим в открытую приводил домой других женщин, и мать это не один раз видела, когда приходила посмотреть на дочь. Ведь  они общались только по телефону. И вдруг к ним привозят ее вещи. Мобильный телефон не отвечает, а на работе говорят, что Аня потеряла ребенка, уволилась и уехала в неизвестном направлении. Вадим выставил их за дверь, когда они пытались узнать у него о судьбе дочери, показав бумагу, в которой было написано, что он подал на развод. Вчера они подали заявление в милицию, а сегодня позвонила Татьяна Ивановна и сказала, что заходила Аня и была очень удивлена, узнав, что она уволилась. Так они и оказались на улице по которой брела дочь.
Выслушав родительскую исповедь, Аня с ужасом поняла, что они правы. Они всегда пытались ей что-то рассказать, доказать, но она не слушала. Она видела в них если не врагов, то людей, которые навязывают ей свою жизнь и свои принципы. Поэтому все воспринимала в штыки. Она припомнила, что отец пытался ей рассказать о Вадиме, но она заткнула уши и убежала. И когда сообщила им о ребенке, отец тоже что-то ей говорил о другой женщине, но она обозвала его злобным лгуном.
Аня почувствовала, что с глаз словно спала пелена. Стало легко дышать. Она встала, подошла к родителям, обняла их, поцеловала по очереди и сказала:
- Родные мои только сейчас я поняла, зачем мне были даны такие испытания. Обидевшись когда-то в детстве, в последующем я уже любое ваше решение воспринимала в штыки. Копила обиды, жалела себя, обвиняла вас во всех своих неудачах и проблемах. Признавать свои ошибки может не каждый. Я из их числа. Но, в то же время я рада, что пусть поздно, но мы поговорили. И теперь я знаю, что вы любите меня, а я люблю вас. Это главное. Жаль, что с моей стороны сделано много ошибок. Но любой опыт, это опыт. И в отношении моего замужества это горький опыт, но он мой. Пусть у меня на сегодняшний день нет работы, нет мужа, нет ребенка. Но, у меня есть вы и ваша любовь. А если на земле есть хоть один человек, который тебя любит, и которому ты нужен, значит,  у тебя есть смысл жизни и понятно Зачем ты живешь и для кого ты живешь!